Сознание и мышление. Сознание и язык

Свидетельством сознания является мышление (И. Кант). Мышление есть познание через понятие. В логике под мышлением понимается процесс оперирования понятиями, который воплощается в деятельности суждения, умозаключения и доказательства.

Мышление есть способность человека рассуждать, высказывать и связывать между собой суждения, приходить к умозаключениям, выдвигать идеи, решать задачи, строить теории, их обосновывать и доказывать. Классическая философия рассматривала человека как мыслящее, разумное существо. Законченное выражение рационалистической трактовки мышления мы находим у Гегеля, который пишет, что только человек поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, о своем Я. Только человек есть мыслящий дух.

Сознание и язык: человек отличается разумом, способностью формировать общие понятия и идеи, коренным свидетельством его разумности является слово.

Язык есть материальная оболочка мысли. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира. В языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Чтобы обрести свое бытие, мысли, чувства, переживания требуют обозначение словом, именования. В сознании все бытийствующее поименовано, мы мыслим именами. Мы видим некий цвет и называем его «красный», с этого момента он начинает существовать.

46. Сознание и бессознательное (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания. Бессознательные процессы выполняют защитную функцию, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека. Фрейд отводил ведущее место в структуре личности сфере бессознательного («Оно»), которая является самой глубинной и наиболее примитивной инстанцией психики, охватывающей все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. Бессознательное, оставаясь за пределами сознания, между тем, оказывает значительное влияние на поведение человека. Собственно «Я», сознание, выступает в концепции Фрейда посредником между «Оно» и внешним миром. «Я» функционирует по принципу реальности. Помимо «Я» и «Оно» в структуре личности существует высшая инстанция - «Сверх Я», в которой сосредоточены требования и установки общества. «Сверх Я» выполняет роль совести, внутреннего цензора, источника моральных ограничений. «Сверх Я» также функционирует по принципу реальности. Таким образом, сознание является объектом тройной детерминации, на которое действуют внешний мир, вожделения «Оно» и требования «Сверх Я». К. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, содержание которого составляют архетипы, бессознательные реакции на мир. Коллективное бессознательное является итогом жизни рода, присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Э. Фромм акцентировал не биологические мотивы поведения человека, а социальные факты. Он ввел понятие «социального характера» как связующего звена между человеком и обществом. «Социальный характер» понимается Фроммом как система неинстинктивных побуждений, благодаря которым человек становится в определенные отношения с другими людьми и миром в целом. Современное индустриальное общество, согласно Фромму, формирует характер человека с модусом «иметь» - приспособительство, потребительство, жадность, зависть; в противоположность гуманистическому «быть» - любовь, солидарность, творчество. Именно благодаря любви происходит изменение структуры социального характера, в результате чего уважение к жизни, чувство единения с миром становятся приоритетными, способствуя переходу от эгоизма к любви и альтруизму, от обладания к бытию.

47. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания, диалектика их взаимосвязи

Познание- процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получение нового знания и освоения действительности.

В истории философии в решении данной проблемы сложились философские направления: гносеологический оптимизм и агностицизм. Многие философы оптимистически оценивают познание. К агностикам же относятся, например, Юм, Кант. Юм был уверен, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом. Суть кантовской позиции – невозможно познать сущность вещей, нам доступны лишь явления. Античная философия, в частности софисты, понимали силу мышления, стремились придать ему диалектический характер. Софисты подчеркивают тесную связь познания и этики, материализма и нравственности. Платон считал, что важнейшим принципом познания, побуждением души к развитиюявляется противоречие. Аристотель создал «Органон» - инструмент познания. Познавать мир необходимо с помощью логики (Аристотель). Теория познания – центральная проблема философия Нового времени. Нельзя исследовать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде каковы законы познающего разума. При поисках нового универсального метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма. Противоречивость эмпиризма и рационализма снимается в немецкой классике, прежде всего у Канта. Кант говорит, что чувства без разума слепы, а разум без чувств пуст. В современной философии оба направления объединены, синтезированы. Ни один из этих двух видов знания нельзя абсолютизировать. Оба необходимы, взаимодополняют друг друга, но это не исключает того, что в определенных ситуациях познания то один, то другой вид знания выступает на первый план и становится более актуальным.Маркс полагал, что познание есть форма духовного производства, главная роль в процессе познания с его точки зрения отводится практике.

В современной философии мы выделяем сциентизм и антисциентизм.

Сциентические направления – абсолютизируют роль естественных наук в процессе познания. Постпозитивизм – современная форма позитивизма, связана с именами К. Поппера, Т. Куна. Если логический позитивизм имел дело со структурой готового знания, то основной предмет постпозитивистской гносеологии – развитие знания, его история. К а нтисциентическому направлению относят герменевтику. Представители герменевтики считают, что научное знание не является универсальным способом познания.

Субъект познания – активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа индивидов.

Объект познания – то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом познания могут выступать как материальные, так и духовные явления. Каждый человек может делать объектом познания самого себя.

В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта. Субъект и объект как парные категории представляют единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит за счет практического изменения объекта субъектом посредством подчинения его сознательной воле человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: