Экономическая и социальная сферы общественной жизни

Материальная сфера об щества - сфера функционирования материального производства. Представляет собой единство производительных сил общества и производственных отношений (К.Маркс). материальное производство - конкретно-историческая целостность, системное единство производительных сил и производственных отношений, продуктом функционирования и развития которых являются средства к жизни, сам человек как общественное существо, их постоянное воспроизводство. производительные силы общества - это объективные отношения людей к природе, возникающие в процессе производства материальных благ. Производительные силы - это силы общества, которые воплощены в воздействии человека как совокупного работника производства с помощью и посредством средств труда на предмет труда в целях получения необходимого продукта. производственные отношения - это объективные отношения между людьми по поводу владения, использования и распоряжения средствами производства и продуктами человеческой деятельности, которые складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. деятельность - субстанция общественной жизни, специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное осмысление, изменение и преобразование. Она - есть единство объективного и субъективного.

Социальная сфера - сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей. К выделению социальной структуры общества существуют следующие подходы: классовый подход, теория материальной стратификации, теория социальной мобильности. социальная структура общества - совокупность исторически сложившихся социальных общностей и отношений между ними. страта - термин в социологии, используемый для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (величина дохода, фактор власти, отношение к собственности, занятость, образование и др.). Этот термин позволяет провести различия между формами социального ранжирования и неравенства, характеризующими любое общество и зачастую употребляется в значении, близком по смыслу понятию "класс". В зависимости от сферы, в которой осуществляется стратификация, можно говорить о различных её видах: профессиональная (рабочий – мастер – начальник цеха – руководитель предприятия; учитель – завуч – директор школы; медсестра – врач – зав. отделением – главврач и т.д.); политическая (член партии – лидер партии); экономическая (бедные – средний класс – богатые).

В философии марксизма "классы" – это большие группы людей, объединённые по их месту в процессе производства и отношению к собственности на средства производства. Отношения между классами в данном случае имеют антагонистический характер (например, буржуазия и пролетариат в капиталистическом обществе).

Стратификация может быть дополнена описанием социальных общностей, объединённых не по принципу иерархии, а на основании следующих существенных социальных признаков: • сфера приложения труда (рабочие, крестьяне, бизнесмены, а также представители профессиональных общностей: учителя, врачи, продавцы и т.д.); • этническая и национальная принадлежность (народы и этносы); • половозрастные характеристики индивидов (демографические общности: дети, подростки, пенсионеры и т.д.); • место проживания (территориальные общности: сельские жители, горожане, жители столицы, население Дальнего Востока и т.д.).

60.. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.

Политическая сфера общества включает в себя следующие элементы: государство, партии и общественные организации, участвующие в политической власти, политическое сознание и политические отношения. Политические отношения - это отношения между социальными общностями по поводу государственной власти и ее устройства.

Государство - основной институт политической системы общества,осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление в пределах определенной территории.

Признаки государства:
1. разделение населения по территориальному признаку;
2. Наличие публичной власти;
3. Налоги;
4. Право.

На первых порах развития государственности все силы направлены на развитие господствующей социальной общности. С развитием товарно-денежных отношений происходит гражданская переориентация государства. Теперь целью государства является обеспечение условий развития нового гражданского общества, центральная фигура которого - собственник.

Гражданское общество предполагает правовое государство. В правовом государстве достигается первенство правового закона, и государство признает это первенство. В гражданское общество государство не входит, это негосударственная часть общества, основанная на автономии индивидов.

Духовая сфера общества. Общественное сознание и его структура (теоритический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания)

Духовная жизнь включает в себя духовное производство, как производство, распределение, потребление, обмен духовных ценностей.

общественное сознание - совокупность идей, представлений, чувств, традиций, отражающая общественное бытие;

общественная психология - совокупность чувств, настроений, эмоций, привычек, особых черт характера, возникающих у определенных социальных общностей в процессе их повседневной практической деятельности на основе сходства социально-экономических условий их жизни;

общественная идеология - теоретическое выражение интересов социальной общности, теоретическое осознание программных целей и стратегических задач, выражение ее интересов как единого целого;

социальная общность - относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

62. Современные теории идеального общественного развития (К. Поппер, Ф. Хайек)Современные теории идеального общественного развития.

Наиболее известными неолиберальными концепциями являются теория «открытого общества» К. Поппера и теория «свободного общества» Ф. Хайека. К. Поппер противопоставил «закрытому» (тоталитарному) обществу общество «открытое», в котором индивид максимально освобожден от социума. Социальная структура «открытого общества» характеризуется динамичностью и высокой мобильностью; приоритетными ценностями данного общества являются: индивидуализм, способность к инновации, критицизм, господство плюралистической демократической идеологии. «Закрытому» общество присуща склонность к специализации, а «открытому»к творчеству; «закрытое общество» объявляет частную собственность недостойным и даже преступным делом, предписывает индивиду заботу о других как долг. «Открытое общество» провозглашает право на частную собственность, освобождает его от обязанности служения социуму, оставляя ему право заботиться только лишь о себе.Схожей по идейному содержанию является и неолиберальная концепция Ф. фон Хайека. Он вводит понятие «спонтанных порядков», определяя их как социальные институты, моральные практики (традиции), которые не являются следствием специального замысла какого-либо индивида или социальной группы и не могут контролироваться и управляться единым центром. Хайек утверждает, что общество есть многоаспектный процесс развития и сложного эволюционного взаимодействия этих «спонтанных порядков» (например, рынка, права, языка, морали). Только общество «спонтанных порядков» может быть свободным. Г арантией таких «спонтанныхпорядков», и одновременно гарантией автономии индивида, являются приоритет ценностей свободы (интеллектуальной, политической и др.) и их реализация через верховенство права и институты частного предпринимательства и частной собственности.

Однако неолиберальные теории встречают серьезную критику у многих современных философов. Следует отметить, что либеральные теории являются идеологической антитезой марксизму, с его теорией классовой борьбы и уничтожения частной собственности. Для марксисткой теории свободное общество - общество бесклассовое, в котором отсутствует частная собственность. Именно тот самый институт (частная собственность), который либерализм считает источником и гарантом развития личности и оплотом «свободного общества», марксизм рассматривает как основу и причину эксплуатации, насилия, отчуждения и несвободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: