double arrow

Философская антропология как направление современной западной философии (М.Шелер, Х.Плесснер, А.гелен)

философская антропология - течение современной западной философии (М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер). Представители этого направления считают, что человек «открыт» миру, он существо духовное, которое может относиться к своей жизни принципиально аскетично, подавляя и вытесняя собственные влечения и желания. Человек - открытое миру, дисциплинированно, целесообразно и морально действующее существо. Родовое отличие человека от всего органического мира в том, что он умеет создавать предметно-вещную среду, пространственное расстояние, дистанцию между собой и миром. Человек есть деятельное существо, незавершенное и открытое миру. Чтобы выжить человек должен действовать, создавать социальные институты, учреждения, нормы и модели поведения, благодаря этому отрывается от естественной природной среды и получает возможность жить свободно и независимо от нее. Создает себе искусственную среду обитания - культуру и регулирующие социальные институты - подпорки, предохраняющие человека от вырождения (семья, право, собственность).

Философской антропологией называют раздел философии, изучающий сущность и природу человека. В специальном контексте этот термин принят для наименования отдельного направления философии XX века, основатель которого немецкий философ Макс Шелер считал необходимым объединить всё знание о человеке в рамках отдельной науки, названной им философской антропологией. Представители этого направления, среди которых наиболее известны, кроме М. Шелера, Г. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, считали, что все философские проблемы можно свести к одному центральному вопросу - что такое человек. Согласно программе Шелера, философская антропология должна объединить конкретно-научное, предметное изучение различных сторон человеческой природы с целостным философским его постижением. Основные проблемы философской антропологии:

-проблема специфики человеческой природы: какие признаки являются действительно важными для определения сущности человека?

-проблема соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности: насколько человек детерминирован социальными факторами?

-проблема определения и описания духовной природы человека: что такое духовность и в каких контекстах жизнедеятельности она проявляется?

-проблема смысла жизни.

66. Проблема человека в истории философи

Человек - это противоречивое единство сущности и существования, социального и биологического, психического и телесного, свободы и ответственности, цели и смысла жизни.

Основные проблемы философской антропологии:

проблема специфики человеческой природы: какие признаки являются действительно важными для определения сущности человека?проблема соотношения индивидуальных и социальных характеристик в структуре личности: насколько человек детерминирован социальными факторами?проблема определения и описания духовной природы человека: что такое духовность и в каких контекстах жизнедеятельности она проявляется?проблема смысла жизни. Тема человека, начиная с эпохи античности, является ключевой для всей философской проблематики. Античные философы рассматривали человека как прообраз Космоса, микрокосм, мельчайшую, но необходимую частицу мирового целого, без которой невозможны гармония и порядок. Для средневековой философии характерно понимание человека как творения, созданного Богом по своему образу и подобию, которое заключается прежде всего в даре свободы и творчества и, как следствие, ответственности за своё собственное бытие. С точки зрения христианской антропологии человек не продвинутая обезьяна, а падший Бог, существо с поврежденной первородным грехом природой. В Эпоху Возрождения и Нового времени формулируется идея самодостаточности и автономности человеческого бытия. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании. В истории развития науки о человеке ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Данная целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического. В XIX веке, после создания Ч. Дарвином эволюционной теории получила распространение трудовая теория происхождения человека. Льюис Мэмфорд считает, что многие биологические виды создали массу устройств, искусных и оригинальных. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Понятие «личность» достаточно богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, то есть совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: