Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

План

1. Предметно - ­манипулятивная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

3. Проявление личности в раннем возрасте

4. Кризис 3-х лет.

1.Социальная ситуация развития

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: " Познание мира окружающих вещей совместная деятельность со взрослым"

Ведущая деятельность раннего детства

Предпосылки предметно-­манипулятивной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Ее целью является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Т.о., ведущей деятельностью является не просто манипуляция с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением общественно-выработанными способами действий с предметами. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий.» (Д.Б. Эльконин). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Значимыми для психического развития оказываются соотносящиеиорудийныедействия.
Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

К 1 году словарь ребенка - 10 слов; К 1г.8м. - 100 слов; К 2 г. - 300 слов и более; К 3 г. - 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: