________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Познание
1. Объясните смысл понятий «гносеологический оптимизм», «агностицизм», «скептицизм».
2. Докажите, что познание – это взаимодействие субъекта и объекта (существует теория бессубъектного познания К. Поппера).
3. Оказывают ли знания, навыки, установки и прочее, по Вашему мнению, влияние на познавательный процесс.
4. Какова структура познавательной деятельности, включая возможности сознания и всей психики в целом?
5. Чувственная (сенситивная) ступень познания и ее основные формы.
6. Рациональное познание и его основные формы.
7. Покажите, какие подходы к решению проблемы истины существуют в современной философии наряду с классическим.
8. Проанализируйте процесс достижения истины, дайте ее характеристики.
9. Объясните роль заблуждения в процессе достижения истины.
10. Покажите, какова роль практики в процессе познания.
Вариант №_5___
Ответ на вопрос № _ 10___
Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.
Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:
1) Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,
2) Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,
3) Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.
Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)






