Содержание тем дисциплины

№ п/п Наименование тем дисциплины Содержание
  1. Введение в дисциплину. Социология управления как отрасль научного знания Социология управления в системе социологического знания. Ее предметные области. Соотношение социологии управления с социологической теорией, с социологией труда, экономической социологией, социологией организации. Соотношение социологии управления с теорией социального управления, социальным менеджментом и административным управлением. Становление социологии управления как самостоятельной научной и учебной дисциплины. Классическое наследие в социологии управления. Цель, задачи и структура курса.
  2.   Возникновение и основные этапы развития социологии управления Парадигмы и теории социологии управления. Представления об управлении обществом в классической социологии XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.). Государственное управление и теория элит В. Парето и Г. Моска. М. Вебер о бюрократии. Изучение и анализ феномена массового общества (Г. Лебон, Г. Тард и др.). Концепция научного менеджмента и научное управление Ф. Тэйлора. Биологические и психологические исследования проблем управления в 30-х гг. Школа «человеческих отношений» Э. Мэйо. Школа административного управления А. Файоль. Развитие социологии управления в России. Управленческий аспект в работах П. Сорокина. Исследование феномена толпы в работах Н. К. Михайловского. Социология управления в послереволюционной России. Центральный институт труда и А. К. Гастев. Исследования в 1960-1980 гг.: В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Б. А. Грушин, А. И. Кравченко и др. Развитие социологии управления в период 1985-2000 гг. Положение и развитие социологии управления на современном этапе
3. Управление как предмет социологического анализа Особенности социологического подхода к анализу управления и его места в обществе. Социальная природа и сущность управления. Субъект и объект социального управления. Виды взаимодействия объекта и субъекта управления. Элементы системы управления обществом: социальные институты, организации и т.п. Функции управления. Социальная направленность функций управления. Социальное прогнозирование, методы социального прогнозирования. Проблемы эффективности социальных прогнозов. Социальное проектирование: сущность и виды социального проектирования. Методология, методы и этапы социального проектирования. Социальное планирование Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. Специфика социального управления. Методы социального управления. Подсистемы социального управления: социальный контроль и социальные санкции. Виды социальных санкций. Роль социального контроля и социальных санкций в процессе социализации и коррекции отклоняющегося поведения. Социологический анализ моделей управления. Три модели социального управления: субординация, реординация, координация
4. Управление как процесс согласования интересов. Государственные интересы и их осуществление в системе социального управления Социальная природа управления. Понятие интереса. Интересы общие, частные и корыстные. Способы согласования интересов. Объективный характер государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. Конфликт интересов и методы его разрешения. Управление и манипулирование, способы защиты от манипуляции. М. Грановеттер о социальных сетях и их роли в регулировании экономического поведения. Социальные сети и протекционизм. Проблема протекционизма в государственном управлении. Естественный и искусственный государственный интерес, государственная политика, механизм разработки государственного интереса.Направления и методы осуществления государственной политики. Государственный интерес во времени и пространстве. Вектор времени и пространства для государственного интереса. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства. Государственное планирование и программирование как методы реализации государственной политики. Целевые комплексные программы и их роль в реализации государственной политики. Национальные проекты: назначение, соотношение с целевыми программами. Основные направления социально-экономического развития РФ как форма государственно- го планирования. Государственное регулирование социальной сферы. Основные проблемы и пути их решения.
5. Иерархия в системе управления Понятие и основные законы иерархии. Иерархия как способ поддержания социального порядка. Иерархия и организационная патология. Причины возникновения организационных патологий в иерархических структурах. Иерархия и гетерархия. Сетевые структуры как форма гетерархии. Сетевые структуры в государственном и муниципальном управлении: проблемы и перспективы развития в российском обществе.
  6. Власть и социальный контроль в системе управления Понятие и типы власти. Концепции власти в социологии. Власть и управление. Стремление к власти, обладание властью, властная стратификация. Властные элиты. Власть и социальный контроль. Понятие и виды социального контроля. Механизмы социального контроля. Т. Парсонс о социальном контроле. Социальный и административный контроль. Социальный контроль и надзор. М. Фуко о проблемах социального контроля. Доверие как механизм социального контроля.
  7.   Институты социального управления Государственная власть и общественный договор. Теория общественного договора. Государство и его функции в современном обществе. Государственная служба, государственный служащий. Институты местного управления. Региональные органы власти и управления, их роль и функции в территориальном развитии. Институты местного самоуправления. Муниципалитеты, их функции в решении проблем развития территории. Муниципальные служащие. Гражданские инициативы в управлении. Проблемы развития гражданского общества в современной России
  8. Бюрократизм, чиновничество, номенклатура Социологическая трактовка бюрократии. М. Вебер о бюрократии. Западная и восточная бюрократия. Бюрократия и бюрократизм. Чиновник, бюрократ. Бюрократические патологии. Социальные проблемы чиновничества в России: опыт социологического исследования. Современные проблемы российского чиновничества и пути их разрешения.
  9. Личность в системе управления Личность: понятие, основные характеристики. Социальные позиции и роли личности в управлении. Личностный потенциал работника и его оценка. Основные методы оценки. Личность руководителя, его роль в управлении. Управленческий менталитет
  10. Социальные технологии в государственном управлении Понятие социальной технологии, особенности применения в управлении. Технологии социального целеполагания. Социальная экспертиза в управлении. Технологии получения достоверной экспертизы. Технологии взаимодействия с общественностью в системе государственного управления. PR-технологии. Формирование позитивного имиджа государственных и муниципальных органов: подходы, практики.
  11. Манипулирование в социальном управлении Сущность манипулирования в социальном управлении. Способы воздействия субъекта управления на объект. Управление и манипулирование. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования:экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Сущность и методы манипулирования. Интересы общие, частные и корыстные. Политическое управление и манипулирование. Манипулирование имиджем. Использование социально-психологических средств для манипулирования. Идеология и манипулирование. Манипулирование менталитетом. Феномен «массовости» и манипулирование. Причины побуждения к манипулятивным воздействиям. Последствия манипуляций. Манипуляционные технологии (моббинг), их содержание и механизм воздействия. Осознанные и неосознанные манипуляции. Оценка манипулятивных воздействий. Отличие манипулирования от управления, область их воздействия. Информационно-психологическое воздействие как способ манипулирования личностью в современных условиях. Основные средства и методы информационно-психологических манипуляций
  12. Общественное мнение и социальное управление Общество, государство и публичная власть Общественное мнение в системе управления. Функции общественного мнения. Способы определения и изучения общественного мнения. Взаимосвязь идеологии, менталитета и общественного мнения. Общественное мнение и групповые интересы. Классовые интересы и общественное мнение. Социология общественного мнения. Общественное мнение как фактор социального управления и общественное мнение как способ манипуляции социумом. Прикладные исследования общественного мнения. Отношение населения к органам власти
13. Конфликты в социальном управлении Понятие конфликта в социальном управлении, анализ источников его возникновения в социальных системах. Основные источники реальных и мнимых конфликтных ситуаций участников социального управления. Типология конфликтов в деятельности социальных организаций. Стадии протекания конфликта, его свойства. Возможные дисфункциональные последствия стадии затухания конфликта. Основные свойства конфликта в социальном управлении. Типовая основа и этапы разрешения конфликтов. Рационально- эмоциональная структура конфликта. Классификация методов управления конфликтными ситуациями в социальной организации с учётом его структуры
14. Исследование мотивации и удовлетворенности трудом рабочих и служащих организаций различных форм собственности Мотивация в управлении. Понятие мотивации. Потребности, ценности, мотивы и стимулы в управлении. Теории потребностей. Теории мотивации Макгрегора, Герцберга, Макклелланда. Современные методы мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию. Потребности, интересы госслужащих. Основные методы исследования мотивационного механизма государственных служащих.
15. Массовая коммуникация в структуре управления Массовая коммуникация в структуре управления. Виды и средства массовой коммуникации (СМК) в управлении. Исследования К. Мангейма идеологического манипулирования посредством СМК. Концепция средств массовой коммуникации М. Маклюэна. Исследования представителей франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе) места и роли СМК в общественной жизни. Исследования проблем массовой коммуникации в России (Б. А. Грушин, B. C. Коробейников, Ю. И. Левада и др.). Влияние религиозных, социальных, политических, экономических,культурных условий на развитие средств массовой коммуникации. Социальные последствия функционирования средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как средство управления и манипулирования. Взаимодействие средств массовой информации и органов государственного и муниципального управления. Рейтинг: сущность, способы определения. Влияние рейтингов на социальные группы и процессы. Использование рейтингов в интересах государственного и муниципального управления. Репутация и создание имиджа. Инструментарий имиджелогии и его использование в практике управления. Управление имиджем органов государственной власти и местного самоуправления. Место и роль слухов в структуре индивидуального и общественного сознания. Анализ слухов. Цели рекламы. Виды рекламы. Рекламные технологии. Социальная реклама как способ конструирования позитивных социальных

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: