Психоаналитическая школа: изучая Свои внутренние секреты

Психоаналитическая школа основана Зигмундом Фрейдом6 (1856—1939), заядлым курильщиком (20 сигар в день!), привер­женцем кокаина, бородатым австрийским психологом. Зигмунд Фрейд акцентировал свое внимание на психических заболевани­ях, тогда как другие школы — на типичном поведении нормаль­ного человека. Фрейд сделал важнейшее наблюдение: пациенты, страдающие истерией, имеют тенденцию к излечению, если час­тично забытый материал восстанавливается у них в сознании. Отталкиваясь от этого, он разработал основной постулат психо­анализа: существует динамическое подсознание, воздействую­щее на каждое действие. Он предполагал, что наши рассудки, по­добно айсбергам, сознательно открываются только маленькой видимой частью, в то время как большая часть спрятана или бес­сознательна (нормальный умственный процесс не может ее вспомнить). Этот процесс забывания воспоминаний, тем не ме­нее хранящихся в памяти, часто служит цели, но одновременно это основная причина многих психических проблем.

6 Sigmund Freud.

Для людей, страдавших от недугов, возникающих из под­сознания, Фрейд проводил стимуляцию сознательного опоз­нания (признания) подавленных переживаний. Затем он вы­водил скрытую часть подсознания наружу, чтобы мы могли понять ее и связать с противоречиями, которые она для нас, возможно, создавала. После эксперимента под гипнозом в це­лях зондирования подсознания он проводил терапию "сво­бодных ассоциаций". Пациенты (обычно лежащие на знаме­нитой кровати) говорили вслух свои мысли по мере того, как они к ним приходили. Другой его подход состоял в толкова­нии снов.

Система Фрейда развивалась постепенно и сконцентрирова­лась вокруг следующих основных моментов:

Роль подсознания

Как можно лечить психическое заболевание посредством терапии

Роль мотивации

Роль раннего развития в формировании нашей взрослой психологической жизни

Он раскладывал личность на три составляющие:

Эго. Эго — это то, о чем мы думаем, когда ссылаемся на "я" или "мне". Когда что-то во внешнем мире представляет объективную угрозу для нашего эго, мы переживаем "объе­ктивную травму"

Идентификация. Это самая примитивная составляющая личности, представляющая собой биологические нужды и желания (пища, секс, сигареты). Она требует без отлага­тельного удовлетворения. Иногда требования, относящие­ся к идентификации, представляют угрозу подавления эго, и тогда мы можем испытывать "невротическое беспокой­ство"

Суперэго. Эта составляющая содержит в себе наши идеи, нормы и ценности. Она служит цели создания нормально функционирующей личности, отвечающей ожиданиям ок­ружающего мира. Если требования суперэго угрожают по­давить эго, мы можем ощутить "моральное беспокойство"

Теперь, что делает эго для защиты себя от этого потенциаль­ного беспокойства? Фрейд предложил семь различных способов:

Вытеснение. Мы заставляем неприятные воспоминания, восприятия или мысли входить внутрь подсознания

Возвращение. Мы отступаем к ранней стадии нашей жизни

Проекция. Мы приписываем личные недостатки и слабости чему-то внешнему. Мы можем, например, критиковать дру­ гих или осуждать их за то, что они имеют те же проблемы, что и мы

Образование реакции. Мы меняем свои чувства на противо­ положные, например, любовь на ненависть

Сублимация. Мы делаем что-то, что принимает общество, и подавляем наши действительные желания делать то, что в меньшей степени принимается обществом

Рациональность. Мы даем ложное, но часто благовидное объяснение своим слабостям

Идентификация. Мы должны уменьшить потребности сво­ ей собственной личности и пытаться подражать кому-то еще, кого воспринимаем как более удачливого

Вне всяких сомнений, Фрейд — великий мыслитель, но и он не был совершенен. Его мысли впоследствии стали мишенью для нападок со многих сторон. В основном из-за того, что он слишком сильный акцент делал на сексуальность, а также слиш­ком многое обобщал. Основанная им школа продолжала разви­ваться, но вскоре она разделилась на несколько направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: