Развитие противоположного мнения

Принцип, лежащий в основе этого, повторяет мысли Доу по пово­ду "распределения" и "накопления" (сравните с его третьим прави­лом): на практике процессы распределения и накопления должны быть следствием распространения информации и точек зрения все­го спектра рыночных дельцов — от крупных профессиональных операторов до мелких дилетантов.

Основной догмат определен Гарфильдом А, Дрю, который в 40-х годах исследовал общедоступную статистику по фондовой торговле ценными бумагами менее 100 штук в лоте, а именно: проводимую, как описывалось ранее, "нестандартными трейдерами". Дрю обна­ружил, что эти трейдеры, как правило, мелкие, менее профессио­нально подготовленные рыночные участники, в основном, невезу­чие. Поэтому вам может повезти, если будете делать все наоборот. В 1959 году Дрю опубликовал набор графиков, показывающих ры­ночное поведение этих нестандартных трейдеров, которое стало до­кументальным подтверждением его теории (Дневные Индексы Дрю Нестандартных Дельцов за 1936—1958 включительно, Месячные Ин­дексы за 1920—1958'включительно1).

Однако X. В. Нейл получил большую известность, чем Дрю. В 1954 году в своей работе "Искусство мыслить по-другому'п Нейл представил концепцию противоположного мнения — особое искус­ство мыслить постоянно не так, как большинство. Нейл, несомнен­но, не понимал свою собственную концепцию, а поэтому не предо­ставил никаких количественных способов для внедрения своих идей в практику. Это случилось только в 1963 году, когда А. В. Коэн начал составлять статистику, основанную на основе рекомендаций раз­личных бюллетеней, что послужило фундаментом для создания ко­личественного способа анализа. За Коэном последовал Сиббет. Он улучшил и упростил практические методы Коэна, применив их к товарному рынку. И, наконец, в качестве предварительного заклю­чения, в 1983 году вышла книга "Противоположное мнение"4, Р. Е. Хадади, описывавшую теоретическую базу количественных и качественных методов исследования рыночных сил, основанных на концепции противоположного мнения.

2 Drew Odd Lot Indexes Daily 1936—1958 Inclusive, Monthly 1920-
1958 Inclusive).

3 The Art of Contrary Opinion.

4 Contrary Opinion.

Если большинство покупает, то продавцами в среднем будут крупные рыбы по сравнению с покупателями. Если 90 процентов быки, то средний продавец будет в 10 раз крупнее среднего поку­пателя. Если 95 процентов быки, то продавец в 20 раз крупнее. Другими словами, крупное бычье большинство говорит о завер­шении классического процесса распределения, вслед за которым рынок вскоре разворачивается.

Бычий консенсус, таким образом, практически количественный анализ явления, описанного Чарльзом Доу в 1902 году, как "на­копление" и "распределение": большая рыба съедает маленьких.

Мы можем ясно представить, как Доу ухмыльнулся бы, а Кейнс громко расхохотался, если бы они увидели статистику Бычьего консенсуса и его правила. Используя публичное мне­ние, они бы спекулировали с большим удовольствием, достигнув тем самым четвертого уровня: каждый практикует использова­ние противоположного мнения, что равносильно тому, чтобы идти на рынок под контролем. Это так же ужасно, как прийти на вечеринку в том же платье, в котором одета хозяйка. Когда такое произойдет, вам придется быть противоположным/противопо­ложному, чтобы быть противоположным, и тогда...

Но давайте забудем про эту неприятную перспективу и по­смотрим на другие индикаторы противоположного мнения. Да­вайте обратимся к средствам массовой информации.

"когда это очевидно для публики..."

Средства массовой информации — прекрасный индикатор для "ретродумающего" человека. Что нам следует искать в средствах информации — так это признаки того, что все начинает стано­виться абсолютно очевидным и что все, кажется, с этим соглас­ны. Ситуация такова, как описал ее Жозеф Грэнвиль в своей ра­боте " Стратегия ежедневного расчета времени фондового рынка "5 1960 года: "Когда это очевидно для публики, то, несомненно, не­правильно". В этой книге он ссылается на газетные истории 14 ав­густа 1937 года — это тот день, когда все стало действительно яс­но для экономики:

s A Strategy of Daily Stock Market Timing.

- Отсрочка платежей достигла самого низкого уровня с 1919 года

- На протяжении осени ожидался дальнейший экономический рост

- Ожидалось повышение спроса на кредиты, вследствие повы­шения экономической активности

- Депрессия считалась полностью законченной

- Строительный бизнес достиг новых высот

- Промышленное производство Канады выросло на 20% за один год

- Главные универмаги сообщали об увеличивающемся товаро­обороте

- Рекордно высокое производство шелка

- Производство стали выросло на 9% за один месяц

День спустя фондовый рынок начал падать, и после семи меся­цев он потерял половину своей стоимости.

Ситуация сегодня не сильно отличается. 8 октября 1984 года на первой странице Business Week можно было увидеть доллар, управляющий ракетой, и все это под весьма красноречивым за­головком. "СУПЕРДОЛЛАР" — гласил он, далее шло продолже­ние: "Он восстанавливает мировую экономику — и это может длиться десятилетие". Пять месяцев спустя доллар достиг своего пика и начал свое самое быстрое и долговременное падение, ко­торое когда-либо было (рис. 13).

Трудно сказать уверенно, когда что-либо становится очевид­ным для всех, но рынок близок к развороту, когда средства ин­формации начинают предсказывать, что подъемы или падения будут длиться годами. 13 августа 1979 года первая страница того же журнала провозгласила: "СМЕРТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ — как инфляция разрушает фондовый рынок". В последующие два года фондовый рынок ступал по воде, а в 1982 году начался 300%-ный подъем (рис. 13).

28 мая 1984 года заголовок гласил: "ПРОБЛЕМЫ НА РЫН­КАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ", а далее следовала статья в несколько столбцов в середине журнала, которая закан­чивалась: "...инвесторы могут сделать немного, но им не дано взять себя в руки перед дальнейшим падением цен имеющихся у них облигаций. Им ничего не остается делать, как только еще больше озадачиться перед лицом столь напряженного рынка го­сударственных облигаций". Сразу же после этого начался агрес­сивный бычий рынок бондов (рис. 14).

Рисунок 13 Первый график показывает ситуацию, когда в 1984 году Business Week был очень медвежий, а в 1987 году в своем полугодовом инвестиционном обозрении журнал стал очень бычьим по фондовому рынку. Второй график показывает неудачный расчет времени при ана­лизе "Супердоллара".

Так и продолжается. Статья в журнале под заголовком "УС­ТАРЕЛИ ЛИ АКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?" потрясла публику 21 мая 1984 года всего за 19 дней до того, как Индекс Доу-Джонса акций предприятий об­щественного пользования дошел до своего основания (рис. 14).

Более того, журнальный заголовок "СМЕРТЬ ГОРНОГО ДЕ­ЛА" на первой странице 17 декабря 1984 года подействовал, как хороший временной сигнал заняться акциями этой отрасли.

В 1987 году, как раз перед тем, как мировой рынок достиг сво­его пика, настроение в Business Week полностью изменилось. В вы­пуске от 6 июля 1987 года первая страница гласила: "АКЦИИ ВСЕ ЕЩЕ ЛУЧШИЕ СТАВКИ" (рис. 13). Статья на странице 40 начи­налась с заголовка: "Для инвесторов наступают хорошие времена. Год 1987: низкая инфляция, стабильные процентные ставки и ог­ромные возможности делать деньги". А на странице 43: "Что тол­кает рынок вперед? Огромные, жирные прибыли". Эта статья за­ключила следующее:

Если даже уровень оценки рынка остается на высокой точке, все равно нет причин для продажи. Высокие оценки, несомненно, признаки сильного бычьего рынка. Он может продолжаться го­дами в экономике со стабильным ростом и низкой инфляцией.

Семь недель спустя рынок начал ползти вниз, а в октябре пере­жил свой самый стремительный крах, который когда-либо был. Подобный случай имел место и перед падением японского рынка в 1990 году. 25 декабря 1989 года Business Week опублико­вал статью со следующим заголовком: "ЯПОНСКИЕ ИНВЕ­СТОРЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛУЧШЕЕ ЕЩЕ НЕ ПРИШЛО". В за­ключение говорилось: "Как это было уже не раз, Токио опять может примешать скептицизм". Через четыре дня рынок достиг своего пика, чтобы в феврале 1990 года потерпеть крах (рис. 15).

Журнал также не пропускал и азиатские кризисы, хотя расчет их времени был менее точным. Первая страница журнала "Business Week" от: 29 ноября 1993 года гласила: "БОГАТСТВО АЗИИ". В подзаголовке "Вздымающаяся финансовая сила реги­она создает новые рынки, промышленности и города. Она изме­нит мир". Она и изменила. В 1997 году наступил один из огром­нейших крахов фондовых рынков, которые когда-либо видел свет, вслед за чем последовал спад. В результате экономический спад составил более чем 50% с точки зрения доллара всего за ка­кие-то несколько месяцев.

Рисунок 14 Два неуместных заголовка в "Business Week". Когда все на финансовом рынке поверили в одно и то же; не потребовалось много времени, чтобы рынок развернулся.

Рисунок 15 За четыре дня до краха японского рынка журнал "Business Week" проводил свой собственный анализ: "Японские инвесторы гово­рят: Лучшее еще не пришло". Три эксперта цитировались в этой статье. Первым был президент компании Nomura Securities: "Возможно, имеет место некоторая волатильность, но цены продолжают ползти вверх". Второй эксперт из Baring Securities утверждал: "Увеличивающаяся ак­тивность слияний компаний продолжит подталкивать рынок наверх". И третий эксперт, помощник управляющего инвестициями из Dai-Ichi Mutual Life Insurance, провозгласил: "Акции готовы подняться выше своей сегодняшней планки".

Но даже несмотря на то, что инвестирование с использовани­ем противоположного мнения весьма занимательно, им нужно заниматься с огромной осторожностью. Если индикаторы на­строения применяются к краткосрочному инвестированию, как упоминалось, нам не следует бояться покупать, когда они (инди­каторы) поднимаются — это также хороший сигнал для покупки, действительный, пока не будет достигнуто критическое значе­ние.

Подобным же образом изредка возникает повод для беспо­койства, если средства информации слабым голосом и в малень­кой колонке сообщают: рынок находится в поднимающемся (или падающем) тренде. Сигнал опасности возникает в тот день, когда мы читаем, что рыночные повышения "могут длиться го­дами" или что ценные бумаги названы "хорошими объектами инвестирования" после значительного подъема. С другой сторо­ны, время, когда газеты пишут, что "покупка сейчас станет чис­той спекуляцией", часто возможность оптимальной покупки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: