Государственные компании (корпорации)

Особый правовой статус приобретают организации, осуществляющие в процессе децентрализации государственного управления государственные функции и именуемые иногда "полунеправительственными организациями".Государственная корпорация по ныне действующему российскому законодательству - одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <5>, введенной в 1999 году Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ <6>. Поправка была решением ad hoc <7>, принятым с целью придания особого статуса созданному тогда Агентству по реструктуризации кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" <8> (который утратил силу в 2004 г. по Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ <9>) и ставшему первой государственной корпорацией в Российской Федерации.

Итак, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не может отвечать по обязательствам РФ, а Российская Федерация соответственно не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если не предусмотрено иное законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов (п. 1).
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации, и может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 2). Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.
В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3).
На основании этой статьи выделяются следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.
Во-первых, ввиду расплывчатости формулировки целей создания государственных корпораций не существует принципиальных юридических ограничений на функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. и контроля.Во-вторых, имущество и денежные средства, переданные государством как учредителем государственной корпорации, перестают быть объектом государственной собственности.В-третьих, отсутствуют общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: