Предмет и объект экономического анализа

В специальной литературе сложилось несколько следующих определений экономического анализа:

1) экономический анализ – это система специальных знаний, способствующая идентификации тенденций, присущих деятельности предприятий и организаций за анализируемый период времени, а также их экономическая интерпретация на основе сопоставления с определенными критериями оценки (данный процесс составляет сущность диагностики результатов деятельности организаций) с целью выявления «узких мест»;

2) экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучение последних в их взаимосвязи путем синтеза, т. е. объединения ранее выделенных частей объекта;

3) экономический анализ – это применение аналитических инструментов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, а также с целью преобразования данных учета в экономическую информацию, всесторонне характеризующую деятельность субъекта хозяйствования.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет познания - это отдельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Предметная сфера анализа определяется целями его проведения, зависящие от запроса пользователей аналитической информации

Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:

внутренние пользователи – это руководство организации, которое ставит перед экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности организации;

внешние пользователи, которые подразделяются на две подгруппы:

а) лица и службы, прямо заинтересованные в результатах деятельности организации: собственники и акционеры итд

б) лица и службы, кому результаты анализа необходимы для защиты интересов первой подгруппы внешних пользователей: аудиторские службы,юристы итд

Объектами изучения в прикладном экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики (предприятия и коммерческие организации и др. формы бизнеса и хозяйственной деятельности).

При этом в конкретных случаях анализа та сторона объекта, которая подвергается изучению – предмет анализа – может быть различной. Причем степень дифференциации предмета анализа определяется его целями, но в целом под предметом экономического анализа понимается хозяйственно-финансовая деятельность предприятий в целом, в т. ч. его структурных подразделений, и составляющие ее процессы, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов. В более узком понимании предметом экономического анализа выступают причинно-следственные связи экономических показателей, отражающих результаты деятельности организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: