double arrow

Особенности анализа понятий этноса, племя, народности и нации

2. Этническая общность. Этнос. Народ. НацияЭтническая общность — это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совмест­ным существованием.В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.^ Типы этнических общностей: К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этни­ческой общности: они отличались друг от друга своим проис­хождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой — от примитивной до от­носительно высокоразвитой. У каждого племени формирова­лось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена — это форма организации первобытно­общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американ­ского, африканского и австралийского континентов.С разложением первобытно-общинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общ­ности, — народу. Все народы как этнические общности на ста­дии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды — народы Франции, Германии или России) всегда отличались и от­личаются поныне своими особыми социально-этническими призна­ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д.В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этно­графы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры мно­гих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена смени­лись формирующимися древними народами — нациями, дос­тигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи [1,с.150].Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производ­ства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активи­зировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и националь­ного характера.Нация. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма.Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823— 1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со вре­мени разложения империи Карла Великого...».Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан спра­ведливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши­вания» представителей разных рас. «Самые большие страны — Англия, Франция, Италия — это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители ко­торой относились бы только к одной расе.В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае нации нельзя сводить исключительно к природ­ным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации явля­ется общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводит­ся к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К. Каутский (1854—1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, эконо­мической жизни, которая, по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.






Одним из признаков нации Ренан называет общность инте­ресов входящих в нее людей. Общность интересов обусловли­вается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью исто­рии и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется бо­лее или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841— 1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способ­ности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства наро­да, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она... сохраняет нацию». Душа народа — это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Рим­ляне, по его словам, имели очень сильный идеал.Этот идеал — величие Рима — абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вы­шли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима. — Авт.) ворот, его душа уже была мертва».[1, с.153]Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и раз­вивал немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832— 1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут зна­ния по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обыча­ям.Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на­ция как «естественная общность» исходит из «физически обу­словленной наследственности, посредством которой детям пе­редаются свойства родителей». Однако главными отличитель­ными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда об­разует только расу и никогда не создает нации», — утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известны­ми культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Тео­ретически национальное сознание есть осознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории. Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация — это особая историческая общность людей, харак­теризующаяся общностью ее происхождения, языка, террито­рии, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.


19. Основные принципы социального управления.

Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.Экономика общества, организации в своем развитии проходит различные этапы, отягчающиеся масштабами и структурой, технической оснащенностью и формами организации, уровнем образования и культуры работающих. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов управления - показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации специалистов, руководителей производства.Принципы управления - наиболее сознательная форма использования объективных законов общества в практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:

общие методологические принципы управления социальными процессами;

специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии;

организационные принципы социального управления;

частные принципы управления.

Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.

2.2. Общие методологические принципы научного управления социальными процессамиОбщими методологическими принципами научного управления мы называем принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.К общим методологическим принципам мы отнесли:

конкретно-исторический подход;

системность;

комплексность;

сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;

социальный детерминизм;

взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов;

самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;

ориентация на прогрессивную перспективу.

Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.

Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.

Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.

Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.

Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.

2.3. Специфические методологические принципы социального управленияЕсли общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести:

объективность;

адресность и конкретность;

преемственность;

единство социальных целей, задач и средств;

научность.

Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.

Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.

Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.

2.4. Организационные принципы социального управленияОрганизационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:

принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;

принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;

территориально-отраслевой принцип, согласно которому в управлении необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым;

принцип единства хозяйственного и политического руководства;

принцип плановости;

принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;

принцип экономичности и эффективности управления;

принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации. Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;

принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);

принцип оптимальности (оптимальное сочетание централизации и децентрализации; оптимальное сочетание различных стилей управления - демократического, либерального и авторитарного; оптимальное сочетание формальных и неформальных функций и т.п.);

принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта.

Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;

принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности и субординации означает в системе управления недопущение перескакивания через иерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими органами и функциями.

2.5. Частные принципы социального управленияВсе подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:

принципы хозяйственного расчета;

принципы формирования потоков информации;

принципы организации заработной платы;

принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);

принципы формирования управленческих штатов и др.

Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа:

«В нашем отделе не принято опаздывать на работу»,

«Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества»,

«Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица»,

«Задания подчиненному выдавай только в письменном виде»,

«Уходя, не оставляй документы на столе» и т.д.
20. Экономическое поведение: типы, виды и модели.

2. Экономическое поведение — система социальных действий, связанных с использованием разнообразных экономических ресурсов и направленных на получение прибыли.Можно выделить следующие методы правильного экономического поведения:

✓ направленность на достижение желаемой цели;

✓ личный экономический интерес;

✓ взаимозависимость личностных оценок тех благ, на достижение которых направлены усилия;

✓ наличие определенной степени квалификации;

✓ стремление экономических субъектов действовать в рамках баланса выгод и издержек.

Основой экономического поведения является наличие множества норм и правил, соблюдение которых контролируется как на государственном уровне (законодательства), так и на уровне отношений между предпринимателями (деловая репутация).

Целью экономического поведения служит получение максимальной прибыли при минимальных издержках.

3. Выделяют следующие виды экономического поведения.

✓ дистрибутивное (распределительное);

✓ производственное;

✓ обменное;

✓ потребительское.

Дистрибутивное поведение — система постоянно го рыночного перераспределения всех существующих экономических ресурсов. Существуют следующие разновидности дистрибутивного поведения.

✓ хозяйственное — поведение собственников каких-либо экономических ресурсов. Получение выгоды собственником может быть реализовано только в следующих условиях.

• умении сохранить ресурсы в надлежащем состоянии;

• наличии юридически достоверных прав на ресурсы;

• возможности сохранить и увеличить ценность ресурсов;

• умении найти применение ресурсам;

✓ агентское, при котором с разрешения собственника осуществляется контроль за имеющейся собственностью и ресурсами в интересах хозяина;

✓ функциональное, при котором вы года извлекается путем использования на договорной основе ресурсов, находящихся в чужой собственности.

Производственное поведение — связанно с накоплением материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и прочих ресурсов; их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и дохода от их обращения на рынке.

Трудовое поведение — профессиональная активность, связанная с использованием исходных ресурсов, преобразующихся в конечные продукты. Существуют следующие модели трудового поведения.

✓ потребительская — направлена на компенсацию в виде определенных средств;

✓ экономическая — затраченный труд компенсируется деньгами;

✓ стратификационная — предлагает в качестве компенсации определенные привилегии и престиж, связанный с тем статусом, к которому стремится индивид;

✓ креативная — осуществляется для реализации творческих идей;

✓ безвозмездная — не предполагает вознаграждения.

Обменное поведение предполагает движение различных экономических благ на основе учета и сравнения их ценностей.

потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека. Потребительское поведение состоит из таких компонентов, как:

✓ приобретение потребительских благ;

✓ поиск благ на рынке и вне его;

✓ рациональное использование, хранение и потребление благ;

✓ выбор потребительских приоритетов и дозирование потребления во времени;

✓ ранжирование потребительских наборов и поиск средств, обеспечивающих оптимальное потребление;

✓ накопление, сбережение;

✓ резервирование и трата ликвидных средств и построение на этой основе оптимальных потребительских бюджетов. Возможности потребления определяются следующими составляющими:

✓ уровнем доходов;

✓ стандартом потребления;

✓ степенью компетентности субъектов организовывать свои действия не выходя за пределы ресурсов, которыми они обладают.

Специфика потребительского поведения зависит от следующих факторов:

✓ образа жизни;

✓ стадии развития;

✓ демографических характеристик, количества членов семьи;

✓ доминирующих социальных стандартов, отражающих социально-культурную специфику.

Рациональными моделями потребительского поведения считаются такие, которые:

✓ не выходят за границы реального дохода;

✓ способствуют созданию оптимального баланса трат и поступлений в соответствии со сложившейся и рационально дозируемой структурой потребления;

✓ обеспечивают контроль и нормирование структуры: потребления и соответствующих им трат, не превышающих лимита реального дохода;

✓ устанавливают равновесие статей дохода и расхода потребительских бюджетов;

✓ способствуют резервированию части средств с целью страхования от непредвиденных ситуаций и обстоятельств;

✓ обеспечивают оптимальный баланс насыщения потребностей в соответствии со сложившимися стандартами жизни и кредитование потребительского бюджета за счет будущих доходов.

Выделяют следующие модели экономического поведения.

✓ монетарные — заключаются в распределении, дозировании, калькуляции экономических ресурсов в процессе обмена;

✓ рациональные — основываются на строгом учете и расчете накоплений и трат вне зависимости от преследуемый целей;

✓ традииионные — воспроизводят стереотипы1 и социальным модели обращения с деньгами, приобретенными традиционно- опытным путем;

✓ альтруистические — основаны на безвозмездной трате средств с целью оказания помощи субъектам, нуждающимся в экономической либо социальной поддержке;

✓ аффективно-иррациональные — реализуются при аффективном состоянии субъектов экономического поведения;

✓ инновационные — предпринимательские модели экономического поведения.
21. Структура политической власти.

Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти. Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его невыполнения. Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традицией (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать различные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, обладание какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных затмениях для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы. Возрастание роли экспертов - носителей уникальных знаний в каких-либо сферах жизни - привело к появлению таких разновидностей власти, как экспертократия и меритократия (рис.). Однако монополия на информацию, секретное знание, может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Э. Канетти. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, который создал тайну вокруг жизни вождей, умел скрывать свою суть, насаждал культ доносительства, отказал общественности в праве на доступ к информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Э. Канетти, - распространение тайны (информации) среди множества людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М. Фуко. Он утверждал, что власть производит знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а следовательно, и власти над индивидуумом.Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень представлен индивидами, вторичный - политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям.Субъекты власти могут быть рассмотрены, кроме того, и через призму их публичности, открытости для общества.

С этой позиции можно выделить:

открытую (видимую) власть - непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и др.;

полускрытую власть, под которой подразумевают группы давления, использующие различные каналы влияния - от законных (посредством СМИ, через взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) до незаконных (подкуп, шантаж) - на официальную власть. В этой связи употребляется понятие лоббизм, которым обозначают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений. Лобби, в первую очередь, представлено наиболее могущественными слоями общества, контролирующими ведущие сектора экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагнатами, военными. Классический лоббизм предполагает, что группы интересов и власть взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста (такая практика широко распространена на Западе), депутата, какого-либо политика. Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров;

теневую власть, которая себя не афиширует. К подобному "теневому сектору" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, использующие свое знание о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.

Власть не может существовать без подчинения объекта. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: средств (ресурсов) воздействия, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:

страхом за свою безопасность, страхом лишиться каких-либо благ;

привычкой к повиновению;

апатией;

убеждением в необходимости подчинения;

заинтересованностью в повиновении;

чувством долга;

авторитетом субъекта власти.

Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, т.к. предполагает добровольное выполнение распоряжений, что делает излишним применение негативных санкции. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает стремление объекта "уйти" из поля власти.

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

силовое принуждение - лишение каких-либо благ, телесные наказания (история человечества знает массу примеров тому - порки, пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничение свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и др. Жестокость наказания характерна для политических систем, где власть носит абсолютный характер. Цель подобного наказания - поддерживать страх в обществе, удержать устрашением других от повторения опасных для системы действий;

закон; традиция, обычай;

стимулирование - создание стимулов, в качестве которых выступают материальные и другие блага, которыми объект власти вознаграждается в обмен на требуемое поведение. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое влияние предполагает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования - господстве, влиянии и стимулировании.

Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. (Видео (1 мб.)).

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Посредством этих институтов контролируется формирование общественного мнения. Особенно большую роль на политическую жизнь оказывают СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и обладает ресурсами убеждения и внушения.

Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).


22. Сущность правового поведения.

Термин «правовое поведение» появился значительно позже, чем специалисты в области права начали интересоваться этим явлением. Однако некоторые исследователи считают этот термин неудовлетворительным, поскольку, как отмечает В. Н. Кудрявцев, «этимологически более последовательным было бы правовым поведением называть только правомерные действия». [2] Однако другие термины, которыми пытались заменить данный термин, носят иную смысловую нагрузку и не могут более точно передать данное понятие.

Так, например, вариант «юридическое поведение» наталкивает на мысль о совершении действий юридического характера (например, издание правовых актов) и не совсем точно выражает данное понятие. Выражение «поведение в сфере права» слишком широко и включает в себя действия, не предусмотренные нормами права. Термин «юридически значимое поведение» «следует резервировать для обозначения других явлений, выходящих за рамки вопроса»[3]. В. Н. Кудрявцев говорит о том, что юридически значимым поведением следует называть действия, которые не обладают признаками правового поведения, но тем не менее имеют прямое или косвенное отношение к правовым институтам. К таким действиям можно отнести поведение невменяемых или лиц, не достигших определенного возраста (например, уголовной или административной ответственности). Эти действия не обладают некоторыми признаками правового поведения, но в то же время они влекут юридические последствия, могут быть юридическими фактами и потому их можно называть юридически значимыми.

Так, определившись с термином, следует перейти к самому определению понятия. Но, чтобы дать наиболее точное определение данного понятия, необходимо сначала рассмотреть признаки, присущие правовому поведению.

Многие исследователи данного вопроса (В. Н. Кудрявцев, А. С. Шабуров, Р. Т. Мухаев) относят к числу основных признаков правового поведения такие признаки, как социальная значимость правового поведения, подконтрольность сознанию и воле лица (психологизм), четкая регламентированность, подконтрольность государству, способность вызывать юридические последствия. Рассмотрим каждый признак в отдельности.

Первым и основным признаком правового поведения является его социальная значимость. «В сферу действия права входит только такое поведение людей, которое имеет социально-экономическое, общественно-политическое или гражданское (личное) значение – как позитивное, так и негативное».[4] Социальная значимость всегда сочетается со значимостью индивидуальной, которая часто является стимулом к совершению того или иного действия.

Второй признак – психологический – указывает на то, что поведение находится под контролем сознания и воли лица. Совершая те или иные действия, человек, как правило, сопоставляет их с определенными нормами, ценностями, анализирует последствия. Это и составляет субъективную сторону поведения.

Следующий признак – четкая регламентированность правового поведения. Это юридический признак. Он состоит в том, что как объективные, так и субъективные стороны поведения регламентированы правом, отражены в правовых источниках, ограничены определенными рамками. «Эти рамки», - как пишет Кудрявцев, - «с одной стороны, отражают реальные возможности регулирования человеческого поведения правовыми средствами, а с другой – гарантируют от излишнего вмешательства в деятельность государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, граждан».[5]

Подконтрольность правового поведения государству – четвертый признак правового поведения. Этот признак предполагает правовую гарантированность правомерного поведения и ответственность за противоправное поведение. Государство предпринимает меры для поддержания общественно полезных форм поведения и предупреждения общественно вредных.

Пятый, также юридический признак, состоит в том, что правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия. Этот признак можно отнести к вторичным, так как он вытекает из факта совершения поступка, предусмотренного нормой права и может быть следствием событий или явлений, не относящихся к правовому поведению. Но, тем не менее, он существенно дополняет общую характеристику правового поведения.

Однако, кроме основных признаков, В. Н. Кудрявцев выделяет еще и дифференцирующие признаки правового поведения, которые различают правомерное и противоправное поведение, как диаметрально противоположные. К таким признакам относятся различные социальная значимость, мотивация, юридические характеристики и контролирующие функции государства по отношению к этим видам поведения.

Социальная значимость правомерного и противоправного поведения диаметрально противоположна. Если правомерное поведение в целом укрепляет общественные отношения, то противоправное нарушает их, расшатывает социальную, экономическую, политическую систему.

Что касается мотивации, то правомерное поведение мотивируется чувством долга, общественной потребности, в то время как противоправное управляется чувством корысти, эгоистических, агрессивных стремлений.

Различны и юридические характеристики. Если правомерное поведение обычно предусмотрено разрешающими или обязывающими нормами, то противоправное – запрещающими.

Контроль в отношении правомерного поведения направлен на то, «чтобы всесторонне гарантировать и охранять это поведение, способствовать его полноценному практическому осуществлению».[6] Юридические последствия такого поведения благоприятны для субъекта, в то время как последствия противоправного поведения нежелательны для субъекта, и, как правило, выражены в виде юридической ответственности.

На основе признаков правового поведения можно дать определение этому понятию. Однако из-за сложностей структуры правового поведения не выработано общепринятого определения.

Наиболее спорным в определении является термин, который обозначает связь между поведением и правом. Если все определения расположить и порядке от самого узкого к самому широкому, то получится следующая цепочка: «поведение, осуществленное под воздействием права»-«поведение, урегулированное правом»- «поведение, предусмотренное правом» - «поведение в правовой сфере».Что касается наиболее узкого определения, то следует заметить, что «причины того или иного поведения, очевидно, не должны влиять на решение вопроса о том, признавать ли его правовым или неправовым». [7] Во-первых, многие формы правового поведения не связаны с какими-либо определенными мотивами, и их субъективные предпосылки могут быть безразличны для права. Во-вторых, в сфере права возможны такие стереотипы поведения, при которых человек не задумывается над правовой оценкой совершаемых действий. Но эти случаи тем не менее нельзя исключать из сферы правового поведения.Не очень удачен и термин «урегулированное правом», так как он является недостаточно определенным. Кроме того, его трудно распространять на противоправное поведение. Выражение «поведение в сфере права», в свою очередь, является очень широким, и охватывает действия, не предусмотренные нормами права.Таким, образом, следует сделать вывод, что наиболее точным является следующее определение правового поведения: «предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей (индивидов или их коллективов), которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия».[8] Необходимо также сказать о видах правового поведения. На первый взгляд, вопрос о видах правового поведения особых проблем не вызывает, поскольку обычно выделяют две его разновидности: правомерное и неправомерное (противоправное) поведение. Однако когда речь идет о классификации, то, как известно, она может проводиться по различным основаниям
23. Различные подходы объяснения девиантного поведения.

Нормативные системы общества не являются застывши-ми, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет-ся отношение к ним. Отклонение от нормы столь же есте-ственно, как и следование им. Полное принятие нормы вы-ражается в конформизме, отклонение от нормы -- в различ-ных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. - отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования, 1991, №4.С.74.Социальные нормы выполняют функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствущих санкций по линии общественного и государственного воздействия.

Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все време-на общество пыталось подавлять нежелательные формы че-ловеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спар-ты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока-зывается нерезультативной: через какое-то время отклоне-ния возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим обще-ство было не в силах.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую -- одобряются. В зависимости от того, пози-тивным или негативным является отклонение, все формы де-виаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, тер-рористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10--15% общей численности населения. Напротив, 70% на-селения страны составляют «твердые середняки» -- люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.

Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения - отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае давиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения - наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

б) отклонение в сфере общественной морали:

1. Пьянство и алкоголизм. Пьянство - злоупотребление алкоголем. Алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) - заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности.

2. Наркомания (греч. nark - отклонение; mania - безумие). Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания - использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.

3. Проституция (лат. - выставлять публично) - вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии.

4. Бродяжничество - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы.

5. Попрошайничество или нищенство - систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).

6. Самоубийство (суицид) - сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство для достижения чего-либо другого кроме нее самой.

Следует заметить, что это не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации - корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации - насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).

Иногда в особую категорию выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction - пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения - уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т.д.)

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.

Существует 3 основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение, в частности, преступное, обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом.

2. Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность обусловлена психологическими отклонениями личности, наличием различных комплексов, а также тем, что конфликт личности и общественные задачи изначально, как столкновение id («оно») и Super-Ego - системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.

Согласитесь, что с помощью биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить сущность, уровень преступности или других видов девиации.

3. Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс и др.): девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями и т.д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой - объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.

Все эти причины можно отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами.

Существуют и иные классификации отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:

1) реактивно обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе психотравмирующую ситуацию;

2) вызванное низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного воспитания;

3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах.

Другие рассматривают девиации в двух основных направлениях:

1) по форме проявления нарушения - делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение;

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе, - биологические факторы, а также социально-психологические основы: социальная среда и психологические особенности возраста. Третьи авторы все нарушения поведения подростков и юношей подразделяют на девиантное поведение и нарушения при психических заболеваниях Джаманбалаева Ш.Е. Методологические аспекты социологического исследования девиантного поведения. подростков// Вестник КазМУ Серия психологии и социологии, 2001. №2. С.105-106..

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрез-вычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант --лю-бой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нор-мы. При такой постановке вопроса следует говорить о фор-мах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алко-голизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подра-зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо-правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -- делинквентное (буквально -- преступное) поведение. Оба зна-чения -- широкое и узкое -- одинаково употребляются в со-циальной работе.
24. Сущность конфликта, его функции, структура, стадии протекания.

Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых сил, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между сторонами.

Конфликт, возникающий в организации, называют организационным.

Бытует мнение, что конфликт – это явление всегда нежелательное, приводящее к снижению эффективности совместной трудовой деятельности и свертыванию межличностных отношений. Однако это не так. Конфликты выполняют как негативные, так и позитивные функции.

Позитивные функции конфликтов:

в процессе конфликта происходит разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

становится известной ранее скрытая информация о субъектах конфликта и причинах его возникновения, что в конечном счете повышает управляемость конфликта;

происходит сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;

конфликт стимулирует организацию к изменению и развитию, поскольку его разрешение невозможно без соответствующих прогрессивных перемен;

снимается синдром покорности у подчиненных, развивается производственная демократия;

проводится диагностика возможных оппонентов для предупреждения конфликтов.

Негативные функции конфликтов:

конфликт несет с собой большие материальные, эмоциональные затраты на участие в нем всех участников конфликта;

часто происходит увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

формируется представление о побежденных группах или личностях как о врагах;

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

после завершения конфликта часто происходит уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудничества вплоть до свертывания деловых контактов;

сложное восстановление деловых конфликтов («шлейф конфликта»).

Конфликт может быть функциональным, т. е. полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным (деструктивным), снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Конфликт – это развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

1 этап – возникновение конфликтной ситуации. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, оппонентов. Таким образом, конфликтная ситуация включает субъектов и объекты конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон, начинает действовать, ущемляя интересы другой.

2 этап – развитие конфликта, которое зависит прежде всего от субъективных обстоятельств, в том числе и от личности участвующих в нем. Объективно возникшая конфликтная ситуация может закончится путем устранения объекта, обусловившего ее появление.

3 этап – кризис и разрыв отношений между оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз: конструктивной и деструктивной. В рамках конструктивной фазы сохраняется возможность совместной деятельности, и оппонентов еще можно посадить за стол переговоров. На деструктивной – никакое сотрудничество уже невозможно: оппоненты теряют самоконтроль, и их необходимо разъединить.

4 этап – завершение конфликта различными способами и методами. В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

1.Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Ø Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент»,

Ø Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

Ø Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участнико конфликта.

3. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.
25. Этапы управления и диагностики конфликтов.

Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т.е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение:

· истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”, противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;

· биографии конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;

· участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;

· позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;

· исходных отношений к конфликту – хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Схема диагностики конфликта в обобщенном виде представлена на рис.1.

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой выработки дальнейшего решения.

При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.

Для выявления причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта [1], суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании

основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Эта работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах, определяется предмет конфликта. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “взаимоотношения”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы.

На втором этапе выявляются главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо определить.

Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

определить его вид конфликта

его причины

его особенности,

а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
26. Понятие культуры, различные подходы к его трактовке. Функции культуры в жизни общества.

В понятие культура каждый человек вкладывает свой смысл. Явления К. изучает множество конкретных наук: археология, этнография и т. д. У каждой из них свое представление о К. как о предмете их исследования. Для археологии культура - изучение дошедших до нас предметов, в кот. материализованы результаты деятельности людей прошлых лет. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности.Однако можно выделить несколько основных подходов к трактовке культуры: 1)аксеологический: понимание К. как совокупности мат. и дух. ценностей; ценность - мат. и идеальное явление, значимое для человека.2)деятельный: понимание К. как свойственного только человеку способа деятельности, связанного с преобразованием как окружающего мира, так и самого себя.3)знаковый: рассматривает к. как совокупность знаков и символов, содержащих в себе или выражающих культурно значимую информацию и способствующую единству общества.4)понимание к. как совокупности норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе.5)исторический: понимание к. как содержание результатов исторических процессов.6)антропологический: к. - мера человеческого в человеке, т. Е. сущности человека как уникального явления.7) этнографический: этнос-некая группа людей. Этнос включает представления о наличии групповой культурной общности, что обеспечивает единство, передачу от поколения к поколению опыта. 8)социологический: культура рассматривается через призму общества и его деятельности, изучается как фактор создания, существования и развития человеческого общества. 9) технологический: к. определяет уровень производства и воспроизводства общественной жизни.Таким образом, понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл.

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.
27. Типология и динамика культур.

Культура – динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:

Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных гру






Сейчас читают про: