double arrow

Экономическое равновесие фирмы на монопольном рынке, прибыль монополиста



Фирма-монополист обычно имеет высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий: Эффект масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Равновесие фирмы – монополиста: В отличие от совершенной конкуренции монополист может определять цены на товар. При этом выбирает объем производства и сознательно его ограничивает и формирует ценовую стратегию.
P > MC=MR Монопольная цена обеспечивает сверхприбыль (она стабильна). Она будет существовать, пока монополия ограничивает вход в отрасль, пока существенно не изменится спрос. С точки зрения общества потребитель получает меньше продукции, чем при совершенной конкуренции; цена за единицу продукции возрастает; факторов производства вовлекается меньше (не полное использование ресурсов); уменьшен излишек потребителя, увеличен излишек товаропроизводителя.






Сейчас читают про: