Спрос на деньги - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.
Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке).
|
|
Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты:
М0 — наличные деньги в обращении
М1 — М0 + чеки, вклады до востребования
М2 — М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады
М3 — М2 + сберегательные вклады
L — M3 + ценные бумаги
Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты
в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот. Предложение и спрос постоянно чередуются - при росте уровня процента экономический субъект выступать на рынке с предложением денег, а при снижении - со спросом на деньги.
На макроэкономическом уровне предложение денег формируется несколько по-другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынке денег больше от имеющегося у них запаса денег. Т.е. фактическая масса денег в обороте является естественной чертой предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например рост процента, не могут увеличить предложение денег сверх этой предел.