Уровни и масштабы управления, разделение обязанностей и полномочий

При определении масштабов управления следует учитывать несколько факторов, имеющих существенное значение. Помимо степени сложности, характера выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля, путем: делегирования полномочий на выполнение четко поставленной задачи; составления ясного и краткого плана, разработки соответствующих приемов и подходов; использования контрольно-проверочных нормативов, чтобы иметь возможность убедиться в соблюдении его подчиненными соответствующего плана, графика.

Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий. Следует учитывать, что в случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными. Менеджер может потерять управление группой, возможно появление подгрупп, возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также ослабляется контроль над выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и результатах труда.

С другой стороны, в случае необоснованно сокращенных масштабов управления возникает слишком много уровней управления. Возрастают административные затраты, больше времени отводится на принятие решений в связи с необходимостью прохождения всех звеньев управления, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.

От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.

Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими. Принципы передачи полномочий.

-передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом. Подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;

-передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность

-руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.

-передаются лишь полномочия, ответственность не передается

Каждый готов высказаться по этой теме, поскольку разговоры о делегировании полномочий носят общий характер и никого ни к чему не обязывают. Но как только возникает конкретный разговор, менеджеры стараются изо всех сил доказать, что механизм делегирования полномочий на практике не работает. Вот семь наиболее часто называемых причин, которые препятствуют этому процессу:

- У персонала и так очень много работы.

- Персонал не способен это делать.

- Персонал не хочет это делать.

- Мне некому делегировать эту работу.

- У меня нет прав для делегирования полномочий.

- У меня нет времени, чтобы объяснять это.

- Лучше, если я сделаю это сам.

Нежелание делегировать полномочия возникает из самых благородных побуждений - заботы о благополучии персонала. Но редко кто из менеджеров пытается выяснить, почему их персонал перегружен работой, и на самом ли деле сотрудники будут благодарны за такую заботу о них. Компания, которая постоянно работает в условиях аврала, часто является жертвой плохого планирования и неотработанных процедур, в таких случаях так или иначе, давно пора навести тщательный порядок в компании. Менеджеры и их персонал часто имеют совершенно разные взгляды на ситуацию. В то время как руководитель думает, что помогает своему персоналу, лично решая многие вопросы, его сотрудники разочарованы, потому что их работа не позволяет им самореализоваться.

Возможны два направления распределения полномочий:

- делегирование полномочий,

- централизация решения.

- Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распространяет среди своих сотрудников задачи, подлежащие выполнению для достижения целей всей организации. Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

Интересы организации учитываются путем соблюдения существующих в ней традиций, принятых стандартов деятельности, исключения возможности злоупотребления полученными полномочиями. Интересы руководителей и исполнителей обеспечиваются гармоничным распределением обязанностей и ответственности между ними, а также своевременным вознаграждением.

Некоторые менеджеры считают:

1. Делегирование - это избавление от лишней, неинтересной работы. Кроме того, стыдно навязывать ту работу, которую я могу сделать сам.

Это, конечно, заблуждение, ведь лишней работы вообще не должно быть и если руководитель овладел действиями целеполагания и планирования, то понятие "лишняя работа" вообще перестает существовать. Навязывать работу плохо, но если руководитель овладел методами, способами мотивации сотрудников на труд, то о навязывании не может быть и речи.

2. Делегирование - перепоручение дел, это способ уйти от ответственности, свалить ее на подчиненного.

Это неверно. Ведь делегирование есть форма разделения труда, и, соответственно, разделения ответственности и не всегда в сторону уменьшения. Посудите сами: в любом случае за положение дел в подразделении несет ответственность руководитель и при делегировании его ответственность не понижается, а повышается, возрастает. Ведь он отвечает уже не только за решение задачи, но и за того человека которому поручена, делегирована задача. Так что делегирование не снижает ответственности и не избавляет от нее, а наоборот, повышает ответственность и руководителя, и сотрудников. И, кстати, в этом кроется одна из причин сопротивления делегированию у обоих.

3. Делегирование, предполагает получение новых обязанностей. Я должен подобрать подходящего сотрудника, стимулировать и контролировать его, дать инструкции и т. д. причем безо всякой гарантии, что работа будет сделана, гораздо быстрее и надежнее, сделать работу самому.

Делегирование требует времени. Но если руководитель эффективно делегирует, то он выигрывает больше времени, чем тратит на делегирование. так что это опасение - следствие неумения делегировать, и не более того. ведь эффективно организованное делегирование дает очень многое.

Делегировать вынуждает сама жизнь. Делегирование является необходимым по двум основным причинам:

1. Ежедневно объем работы, которую предстоит выполнить руководителю, всегда превышает его физические и временные возможности, ежедневно он должен делать больше, чем в состоянии сделать. Поэтому, поручение заданий своим подчиненным позволяет руководителю сделать больше.

2. Совершенно естественно, когда подчиненный способен делать какую-то работу, справиться с какой-то задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться - это следует поощрять и культивировать. хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.

122. Функции государства в смешанной экономике.

Смешанная экономика, гибридная экономика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом — за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для общества услуг и элементов общегосударственной инфраструктуры финансируются или частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.

По одной из точек зрения, большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

Кейнсианская революция дала западной экокономике “второе дыхание”. Примечательно, что в 50-е, 60-е и первой половине 70-х годов были достигнуты наивысшие темпы экономического роста, наибольшая занятость (в западные страны привлекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жизни возрос в 2-4 раза).

Однако нового “дыхания” хватило только до середины 70-х годов. В 1973-1974гг. разразился сильный мировой экономический кризис.

Одновременно с кризисным потрясением мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства.

В едином новоклассическом направлении произошел раскол на два течения: последователей кейнсианского учения, которые отстаивали активную роль государства в регулировании экономики нации; и новоконсерваторов (новых приверженцев старых принципов), ко­торые вновь выступили за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм.

123. Виды специализированных небанковских учреждений.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками являются учреждения депозитного типа. Значительная часть населения весьма часто пользуется их услугами. Источником средств депозитных учреждений являются вклады на различных чековых и сберегательных счетах; привлеченные средства используются для выдачи потребительских и ипотечных кредитов, а также ссуд фирмам. Выплату дохода по депозитным счетам обычно гарантируют одна или несколько страховых компаний, гарантом надежности которых выступает государство. Риск потери вложенной суммы сводится, таким образом, практически к нулю. Средства на этих депозитах обладают высокой ликвидностью, так как обычно могут быть изъяты по первому требованию. Направления использования средств, привлекаемых финансовыми посредниками депозитного типа.

Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации и взаимные сберегательные банки являются специализированными финансовыми институтами; основными источниками их средств являются счета НАУ, сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Полученные средства они направляют на приобретение долгосрочных закладных на недвижимость и потому являются главным ипотечным кредитором населения. В дополнение к этому сегодня они выдают определенное число потребительских кредитов и ссуд деловым предприятиям. Сберегательные институты специализируются на посредничестве в области изменения сроков погашения финансовых обязательств и их величины, потому что они берут в долг небольшие суммы денег на короткие сроки при помощи текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недвижимости.

Кредитные союзы. Кредитные союзы представляют собой небольшие некоммерческие объединения потребителей. Владельцами таких учреждений являются исключительно их члены. Обязательства кредитных союзов в основном формируются из чековых счетов (паев) и сберегательных счетов (паевых счетов). Свои средства кредитные союзы почти целиком вкладывают в краткосрочные потребительские ссуды, погашаемые в рассрочку. Счета кредитных союзов страхуются государством на сумму до $ 100 000. Кредитные союзы создаются потребителями, удовлетворяющими определенным общим требованиям, например служащими одной фирмы или членами одного профсоюза. Воспользоваться услугами союза, открыть в нем сберегательную книжку или получить ссуду, могут только его пайщики. Основное различие в принципах организации кредитного союза и других депозитных учреждений состоит в требовании взаимного поручительства его членов и в наличии ограничений, налагаемых на потребительские кредиты. Помимо этого, кредитные союзы в силу своей кооперативной природы обычно освобождаются от уплаты федерального подоходного налога.

2. Сберегательные учреждения, действующие на договорной основе, получают средства под долгосрочные контрактные соглашения и размещают их на рынке капитала. К посредникам этого типа относятся страховые компании и пенсионные фонды. Эти учреждения отличаются относительно устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах, поэтому проблема ликвидности носит для них второстепенный характер. Страховые компании и пенсионные фонды инвестируют средства в долгосрочные ценные бумаги, например в облигации, а в некоторых случаях — и в обычные акции.

Компании, занимающиеся страхованием жизни. Источником средств компаний, занимающихся страхованием жизни, является продажа страховых полисов. Страховые суммы по таким полисам выплачиваются при выходе на пенсию или в случае преждевременной смерти застрахованного лица. В первом случае страховые выплаты получает сам владелец полиса, во втором — его бенефициар. Вложения в страховые полисы не только обеспечивают их владельцу защиту от риска утраты трудоспособности, но и позволяют ему получать определенный доход.

Пенсионные фонды. Средства пенсионных фондов формируются за счет выплат, производимых работодателями и работниками в течение срока действия договора найма. Впоследствии, при достижении работниками определенного возраста, эти выплаты дают им право на получение ежемесячной пенсии. Пенсионные фонды инвестируют полученные средства в акции и облигации различных компаний. Задачей таких фондов является обеспечение работникам достойного существования после их выхода на пенсию. В послевоенный период число как частных, так и государственных пенсионных фондов значительно возросло в результате увеличения потребности в доходах при наступлении пенсионного возраста, которое было подкреплено успехами профсоюзов в переговорах об увеличении пенсионных выплат. Поскольку перечисление средств в эти фонды осуществляется на долгосрочной основе, а отток де­нег из них легко предсказуем, то основные инвестиции осуществляются ими в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги. Для снижения доли выплат пенсий по старости в общих расходах и повышения общей прибыльности пенсионные фонды в последние годы значительно увеличили объемы вложений в акции компаний.

3. Инвестиционные фонды продают свои акции инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых требований. Действуя в качестве посредников, они стремятся специализироваться на уменьшении номинала предлагаемых ценных бумаг и снижении риска невозврата кредита. Использование средств, привлеченных инвестиционными фондами.

4. Существуют и другие типы финансовых посредников.

Финансовые компании. Финансовые компании предоставляют ссуды потребителям и субъектам малого бизнеса. В отличие от банков, они не принимают вкладов потребителей, а получают большую часть средств от продажи инвесторам краткосрочных обязательств, называемых коммерческими бумагами. Состояние их счетов определяется продажей акций и долгосрочных долговых обязательств.

Существует три основных типа финансовых компаний:

— компании потребительского кредита, предоставляющие ссуды домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку;

— финансовые компании делового кредита, специализирующиеся на ссудных и лизинговых операциях в сфере бизнеса;

— компании торгового кредита, финансирующие приобретение товаров предприятиями розничной торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: