Воскресная утреня начинается шестопсалмием. Двупсалмие не положено. Действительно, только на бдении пропускается двупсалмие, во всех остальных случаях на утрени оно должно быть обязательно. Еще интересный момент: утреня начинается без возгласа. Не звучит ни Благословен Бог..., ни Слава Святей... Благословен Бог не звучит, потому что двупсалмия нет, а Слава Святей не звучит потому, что утреня «отдала» свой возглас началу вечерни, и этим еще раз подчеркивается, что на бдении вечерня и утреня составляют единую службу, они слиты вместе: возглас утрени, а потом служится вечерня, за ней утреня, значит, началось нечто целое, нечто общее.
УТРЕНЯ
Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.
Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия – Иисуса Христа.
|
|
На утреннем богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события.
Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира.
В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7).
В Новом Завете – в царстве благодари – с утром соединены многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.
Православная Церковь призывает вас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постановлениях говорится: «По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день...»
В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: «Слава в Вышних Богу...», а в конце утрени бывает возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Существует три вида утрени:
1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типикона.
2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается.
|
|
3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.
Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.
Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:
1. Начальные псалмы – шестопсалмие с великой ектеньей и тропари на «Бог Господь».
2. Кафизмы, на праздничной утрени – полиелей с Евангелием.
3. Канон.
4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.