Воскресная утреня

Тропари на «Бог Господь»: Вск гласа х2 (Октоих); Слава: Минеи, И ныне: Богородичен по гласу Славы.

На воскресной утрене всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс.21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс.15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс.23). Этот псалом полон ликования. Господь Победитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из псалмов 134 и 135: «Хвалите имя Господне»... с припевом: «Аллилуиа».

При пении стихов священник, в предшествии диакона со свечей, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначала кадят на икону праздника или святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса, затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросах и всех молящихся в храме.

Полиелей (от двух греч.слов – «полис» – многий и «елеос» – милость) можно перевести так: «многомилостивый, или многомилостивое (пение)». Это происходит от того, что сем полиелей состоит в стихотворении псалмов 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом «Яко в век милость Его», где Господь восхваляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Типикон регулирует время пения полиелея следующим образом: в дни воскресные его полагается петь с 22-го сентября до 20 декабря, и с 14-го января до Сырной недели. Собственно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе не упоминается, отмечается лишь пение «непорочных», т.е. 118 псалма с примыкающими к нему тропарями: «Ангельский Собор….» и др. Взамен припевов полагается характерный стих этого псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Нет никакого сомнения, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти «непорочны» в воскресные дни поются: 1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы, 2) от Недели всех святых до 22-го сентября, 3) от 20 декабря до 14 января, 4) в Неделю мытаря и фарисея, 5) в 1,2,3,4 и 5 неделю Великого поста.

Во все воскресные дни, а также и в праздничные поется полиелей. Если же в указанные дни, когда положены «непорочны», случится отмечается праздник Господский или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то «непорочны» составляются, а поется полиелей. Так указывается Типиконом (см.17 гл.). В современной практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо особенно сказалась милость Божия и особенно подобает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

К псалмам 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 псалом: «На реках вавилонских.….» с «Аллилуиа», т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Господских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке: непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание один раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст многократно. В это время священник и диакон совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще один раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: «Яко благословися имя Твое….».

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакой, во время которого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». В двунадесятые Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны «От юности моея….» (4-го гласа).

За степенным антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: «Вонмем! Премудрость! Вонмем!». Затем следует прокимен того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен бывает или гласа Недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Священник «Яко свят еси, Боже наш». Затем диакон возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Певцы повторяют тоже самое. И так два раза. В третий раз диакон произносит первую часть: «Всякое дыхание», а певцы отвечают: «Да хвалит Господа».

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию святого Евангилия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Затем диакон возглашает: «Премудрость, прости! Услышим святого Евангелия». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От (им.евангелиста) святаго Евангелия чтение».

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть о спасении Им рода человеческого: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе».

Затем, после диаконского приглашения: «Вонмем!» – следует чтение Евангелия священником.

В Недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следующее по порядку из 11-ти воскресных чтений (если только не случится двунадесятый, Владычный или храмовый праздник). В седмичные дни полагается читать положенное для утрени праздничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресением, преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображающем в данном случае гроб Господень (см.Типикон, гл.2-я).

В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, потому что среди церкви поставляется икона праздника, смысл которого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание священника елеем (тем, который освящен на вечерне при благословении пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед первым Часом. Однако в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на алой рядом с иконой праздника, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Однако, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получил новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: «Воскресение Христово видевше….». Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в следующие праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. праведного Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь «Воскресение Христово видевше….» на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После «Воскресение Христово….», читается 50-й псалом.

Пятидесятый псалом заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.

«Слава», «Молитвами Богородицы, Милостиве, счисти множество согрешений наших».

Затем поется опять стих 50 псалма: «Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!»

Пение на «Слава, и ныне» только что приведенное варьируется в зависимости от праздника.

В Недели, подготовительные к Великому посту, т.е. мытаря и фарисея, блудного сына, мясную, сырную и в Великий пост – до Недели ваий, после прочтения 50-го псалма поется на «Славу» покаянный тропарь: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче….». На «И ныне» – второй тропарь: «На спасение стези настави мя, Богородице….». Затем к стиху «Помилуй мя, Боже…..» прибавляется третий покаянный тропарь: «Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный трепещу страшного дне суднаго….».

Под воскресенье (если с ним не совпадает двунадесятый или храмовой праздник) после стиха: «Помилуй мя, Боже…..», полагается стихира воскресная: «Воскрес Иисус от гроба…..».

В великие праздники – (Господние, Богородичные и храмовые – даже если они случатся в воскресенье) вместо воскресной стихиры поется праздничная. В праздники великих святых (с бдением или полиелеем), случившиеся не в воскресные дни, поется также стихира празднику или святому.

После этого читается литийная молитва : «Спаси, Боже, люди Твоя….»

Далее следует «Господи, помилуй» (12 раз) и возглас: «Милостью и щедротами и человеколюбием……». После возгласа начинается пение канона. В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха – 1) воскресный, 2) Крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому. Катавасия положена после каждой песни.

Служба св.без знака: Шестеричн. / славосл. Св.:
К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 3; К:О Б на 3; К:М на 4. К:О Вск с ирм. на 4; К:О Крестовск на 2; К:О Б на 2; К:М на 6.
Катавасия рядовая. По 3-й песни: малая ектения, кондак и икос М; седален М; Слава, и ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). По 6-й песни: малая ектения, кондак и икос О. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим, катавасия, Честнейшую По 9-й песни: малая ектения, Свят Господь Бог наш; воскр. эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр.

На 3-й, 6-й и 9-й песнях канона совершается все так же, как и на вседневной утрени.

После малой ектении и возгласа священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя….», полагается диаконский возглас: «Свят Господь, Бог наш». Хор: повторяет тот же текст. Затем диакон возглашает 1-й стих: «Яко свят Господь Бог наш….», затем диакон возглашает 2-й стих: «Над всеми людьми Бог наш», а хор: «Свят Господь Бог наш».

Так как указанное стихословие является особым прославлением воскресения Господня и всемогущества Его всепобеждающей силы, то его полагается петь в субботу св. праведного Лазаря и в Великую субботу.

Далее положены светильны, или экзапостиларии. Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

После светильна – экзапостилария стихословятся, в некоторых случаях антифонно, псалмы 148, 149 и 150. Перечисленные псалмы называются «хвалитными», так как в них часто повторяется слово «хвалите» и восхваляется Господь, стихословие это соединено с пением стихир. Эти стихиры называются «стихирами на хвалитех» или «стихирами хвалитными». Они, как правило, поются в конце 149 псалма и за каждым стихом 150 псалма.

Если случается воскресенье, владычный праздник или праздник святых с великим славословием, то поется текст на соответствующий глас: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. (Пс.148,149) Тебе подобает песнь Богу».

В другие дни поются (т.е. антифонно стихословятся) псалмы в следующем порядке. Хор: «Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». Второй хор: «Хвалите Его солнце и луна» (Пс.148,3). «Воспойте Господеви песнь нову…» (Пс.149).

Здесь начинаются стихиры «на хвалитех». «Сотворите в них суд написан….» (Пс.149,9) «Хвалите Бога во святых Его хвалите…..» (Пс.150).

В этих псалмах прославляется всемогущество и правосудие Божие. Если же поются стихиры на 8, то к этим стихам присоединяются другие стихи.

На «хвалитех» на «Слава» полагаются (если случится воскресенье) стихира евангельская. Затем на «И ныне» поется Богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево….» (в воскресенья, кроме тех, с которыми совпадают великие праздники Господни, как то: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста, Вход Господень во Иерусалим, Пятидесятница). В другие дни – другой Богородичен.

Кроме того, «Преблагословенна еси, Богородице Дево…..» поется еще в Субботу Лазареву (если она совпадает с праздником Благовещения) и в Страстную Субботу у (даже если случится Благовещение).

Перед началом пения Богородична отверзаются царские врата, и по окончании Богородична священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». За этим возгласом поется великое славословие: «Слава в вышних Богу…..» А в конце: «Святый, Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» (трижды).

Трисвятое не является частью великого славословия, но представляет примыкающую к нему самостоятельную часть.

За трисвятым, если случится воскресенье, поется тропарь воскресный или праздника. Если случится воскресенье, предпразднство, попразднства, отдание праздника и двунадесятые праздники Богородицы, то поется тоже воскресный тропарь. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

Тропарь воскресный в недели (1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов): «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея….»

Тропарь воскресный в недели 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов: «Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти….»

Оба тропаря являются торжественным заключением великого славословия и с ними части утрени, центром которой является радостная, благая весть Евангелия о воскресении.

После пения великого славословия полагается сугубая ектения, начинающаяся словами: «Помилуй нас, Боже…..» Она примыкает к заключительному Трисвятому великого славословия и перечисляет лиц, о помиловании которых Церковь умоляет Господа.

После сугубой ектении произносится просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…..» Затем следует возглас диакона: «Премудрость!» Далее совершается все в таком порядке, как и во время совершения службы святому с великим славословием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: