Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы

Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице. Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом. Обычно в Пасхальную седмицу священник и диакон вычитывают вечером пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Св. Причащению и пасхальный 1 – й час (вместо вечерних молитв). Утром – пасхальный 1 – й час и молитвы ко Св. Причащению.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день. Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника, со второго дня Пасхи. В этом случае отпуст священник творит не сразу после литургии, а по его окончании. После возгласа: «Благословение Господне на вас...» духовенство поет в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает его и сразу начинается крестный ход. Впереди идет свещеносец с фонарем, за ним несут запрестольный Крест, иконы, хоругви и идут певцы. Священник идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой. В это время хор поет пасхальные ирмосы. По выходе из храма, возле притвора, священник читает Евангелие. Диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Хор: «Господи, помилуй» (3), затем – «Премудрость, прости». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи...», и читается Евангелие. По окончании его диакон возглашает: «Господу помолимся, рцем вси». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник кропит народ св. водой со словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе». Таким же образом чтение Евангелия совершается и на других сторонах храма. По возвращении в храм диакон произносит на амвоне сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог...». Затем священнослужители поют «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник творит отпуст.

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день: прокимен: Апостол, Аллилуарий и Евангелие – положены на каждый день Светлой седмицы особое. Причем Евангелие читается только одним диаконом. Причастен для всех один и тот же: «Тело Христово приимите...».

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого (например, великомуч. Георгия, 23 апреля, или храмовой праздник), то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Канона – два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи. «Слава» – Святого, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех стихиры воскресны – 3, гл. 2-й, и святого 3, гл. 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. «Слава» – святого, гл. 2-й. «Да помавают праведная...», «И ныне» – «Воскресения день...» «Христос воскресе...» (трижды). «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектении и отпуст со крестом, как в 1-й день (поминается святой). На литургии – прокимен, Апостол, Евангелие и Причастен дня и святого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: