double arrow

Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его. Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – свв. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныни, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев Первого Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси...» (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – «Мироносицам женам...». Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя – о расслабленном. В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе». Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море сгустил еси...». «Честнейшую» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство...». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство...». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше... Светися, светися...».

Пятая Неделя о самаряныне. В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зач. 63-е). Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая Неделя – о слепом. В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67-е).

ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день). Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог...» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше...». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо. Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

История праздника. Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

Особенности богослужения. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерни «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрени – полиелей и величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение». Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Мф.,зач. 71-е. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевшее...» (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия – св. Пятидесятницы: «Божественным покровен...». «Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». И хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем». Ко второму канону – свой припев: «Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

На литургии – антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне». После малого входа – тропарь и кондак: «Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы».

Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол – Деяний, зач. 1-е, Евангелие – Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию...» с первым припевом. Вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш...».

Вечером в день праздника – великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне – катавасия праздника Вознесения: «Спасителю Богу...».

На Литургии, после малого входа, поется: «Приидите, поклонимся...» с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: «Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный...» не читается, но после начального возгласа сразу «Святый Боже...» и прочее. В конце литургии вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу – тропарь «Глубиною мудрости...». Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.

Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцев 1-го Вселенского Собора. В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синаксаре, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи. Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение – «Божественным покровен...».

Троицкая родительская суббота. На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша». Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную. Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: