Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге

Суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении. И воскресенье – это не то, что суббота в контексте Ветхого Завета и тогдашнего богослужения. Здесь, собственно, можно видеть корень противоречия. Это как бы тот «день седьмой», о котором говорит заповедь, но все-таки и не тот день. Суббота потеряла свое прежнее непреложное, абсолютное значение – и все-таки навсегда осталась выделенной в течение седмицы. В первые годы жизни христианской общины, хотя и не столь большое, как до пришествия Спасителя. В новозаветном богослужении, когда Храм был разрушен, синагоги нельзя было посещать, суббота выделялась среди дней седмицы наряду с воскресеньем.

Литургические темы и место в богослужении субботы определяются Субботой Лазаревой и субботой Преблагословенной. Это две главные, две центральные субботы церковного года. В Лазареву субботу, по сути, и празднуется в основном воскресение, это последнее воскресное богослужение перед Пасхой. Тема этого дня – смерть и победа над смертью, смерть и воскресение. С чисто формальной точки зрения, Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей. Во-первых: на утрени поется «Воскресение Христово видевше». Поются воскресные тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», поются хвалитные стихиры на восемь – это бывает только в воскресенье, и заканчиваются они воскресным Богородичном: «Преблагословенна еси Богородице Дево». На Литургии Лазаревой субботы (не будем говорить о прочих вещах, выделим одно) поется: «Елицы во Христа крестистеся...». суббота Преблагословенная, или суббота Великая (др. название – суббота Страстная). Тема – сошествие во ад, победа над смертью и, собственно, уже и Воскресение Христово (заря Воскресения). В Литургию Преблагословенной субботы: уже было переоблачение в белые одежды, уже поют «Воскресни, Боже, суди земли...», звучат почти воскресные новозаветные чтения, но в то же время Херувимская песнь заменяется особым песнопение, говорящим о сокровенном значении этого дня и призывающим нас пока еще не к безграничной, безбрежной радости Пасхи, а к осторожному и осмотрительному предстоянию со страхом: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом». Другие выразительнейшие воскресные особенности этого дня, может быть, самым торжественным образом исполняется 17-я кафизма – Непорочны: на 3 статьи, с припевом к каждому стиху. Ряд формальных особенностей и частей воскресного чина, указывает на то, что по своему содержанию это – дни, когда вспоминаются смерть и Воскресение вместе. Суббота отдание праздника воскресного дня.

Особенности все остальных суббот года. Они основаны на нерасторжимой связи субботы с воскресным днем. Выражается в нарочитом употреблении воскресных текстов. В субботу совершается так называемое отдание гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа. В частности, в субботу (в пятницу вечером) практически в течение всего года поется догматик гласа – песнопение, которое в воскресном богослужении, т.е. в субботу вечера, пелось на «И ныне» в цикле стихир на «Господи, воззвах...». Это один из самых важных воскресных текстов, и он повторяется в субботнем богослужении (исключения единичны). В субботнем богослужении может участвовать Богородичный канон из службы воскресного дня. В субботу усиленно вспоминается посвящение храма, что является своеобразным явлением престольного праздника. Почти всегда в субботу на утрени должен петься канон храма. В этот день Минея идет перед Октоихом.

Внешне субботнее богослужение напоминает будничное. Главная особенность субботы, основное, что отличает ее и навсегда отделяет от будних дней, – это наличие обязательной полной Литургии. (После вечерни Литургия назначается только раз в году – в Великую Субботу, в прочие же субботы Литургия бывает до вечерни.) На субботней Литургии всегда поются изобразительные антифоны, если только это не великий праздник с праздничными антифонами. Иными словами, в субботу невозможны будничные антифоны – так же, как и в воскресенье. На утрени в субботу после кафизм всегда должны быть малые ектении, так бывает только в воскресенье. Еще одна особенность: в субботу канон должен петься с праздничной редакцией библейских песней. На утрени всегда стихословится 17-я кафизма (даже когда она в субботу читается, а не поется, должно совершаться полное каждение храма, т.е. налицо еще один праздничный элемент). Суббота – это единственный день, когда, оставаясь послушным Уставу, можно совершать заупокойное богослужение. Служба в субботу с «Аллилуйя» – это служба заупокойная (Димитриевская родительская, вселенские родительские субботы: Мясопустная и Троицкая; 1-4 субботы великого поста). Еще есть субботы, которые не являются заупокойными, не связаны с воскресными днями – это просто стоящие особняком воспоминания. Таковой является суббота Сырная (суббота перед Прощеным воскресеньем). В этот день вспоминаются все преподобные, в подвиге просиявшие, для того, чтобы их подвигом вдохновить христиан на путь поста. В рамках Великого поста такими исключительными днями являются первая суббота, когда совершается память Феодора Тирона, и пятая суббота – ее называют Субботой Акафиста. И еще некоторые субботы выделяются в церковном году. Есть суббота по Рождестве Христовом, субботы перед и по Богоявлении, перед и по Крестовоздвижении. Эти пять суббот не имеют своей службы, отдельного последования, стихир, канона – они имеют только апостольские и евангельские чтения на Литургии. Примечательно, что именно суббота вычленяется из хода дней и ставится на особое место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: