Б. 14. В. 1. Особенности субботнего богослужения

Субботняя служба имеет свои особенности, отличающие ее от службы остальных дней седмицы. Устав субботней службы изложен в Типиконе: в гл. 12 «О службе субботней, егда поется Бог Господь"; гл. 13 «О службе субботней, егда поется аллилуиа» и в гл. 50 «О субботах пятидесятницы». Служба субботы отличается от службы др. дней седмицы тем, что в субботу совершается как бы отдание воскресной службы и того гласа октоиха, к-рый был пет в оканчивающейся седмице, а кроме того в субботы песнопения святым из минеи всегда предваряют, т.е. поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в др. дни седмицы поются обычно на 1-м месте песнопения Октоиха.

Так, на вечерне в пятницу (под субботу) и на утрени в субботу, поются богородичны воскресны настоящего гласа, т.е., того гласа, к-рый был пет в оканчивающейся седмице:

1. После стихир на «Господи, воззвах» (Тип. гл. 12) поется Догматик;

2. По «Ныне отпущаеши…» и тропаре поется богородичен воскресен не по гласу тропаря, а настоящего гласа (Тип. гл. 12 и 52), а равно также и на утрени по «Бог Господь»,

3. по Великом славословии, если в субботу случится святый с полиелеем или бдением (Тип. гл. 52). На субботней утрени по кафизмах положена малая ектения, подобно тому, как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников.

Вообще суббота в нашем богослужении явно выделяется из ряда прочих дней, что особенно заметно Великим постом, когда в субботу отменяются обычные земные поклоны и даже совершается литургия св. Иоанна Златоуста, не совершаемая в будничные дни Великого поста. В субботу же ослабляется и самый пост. Все это объясняется тем, что суббота и у нас, христиан, продолжает праздноваться в ознаменование ее особого значения в Ветх Завете, хотя воскресный день стал для нас больше субботы и потому празднуется нами более торжественно, чем ветхозаветная суббота.

Суббота «день покоя, упокоения», а потому поминовение усопших у нас и совершается преимущественно по субботам. Нек-рые субботы в году, «родительские», специально посвящаются поминовению усопших. Таковы:

1. Суббота Мясопустная,

2. 2-ая, 3-ья и 4-ая субботы Великого поста,

3. Суббота пред Пятидесятницей

4. Суббота Димитриевская перед днем св. вмч. Димитрия Солунского 26 октября.

Поэтому Типикон различает 2 вида служб в субботу:

1. «Егда поется Бог Господь» это обыкновенная служба в честь святого дня со стихирами ему на 6 и с тропарем ему;

2. «Егда поется аллилуиа» это специально заупокойная служба, на к-рой поется тропарь уже не дневного святого, а субботы «Апостоли, мученицы, и пророцы …» и затем заупокойный: «Помяни, Господи, яко благ, души раб Твоих …» поется «Аллилуиа», вместо обычного «Бог Господь», с заупокойными стихами, поются «непорочны», т.е. 17-ая кафизма, начинающаяся словами: «Блажени непорочнии …» и после нее заупокойные тропари: «Святых лик обрете источник жизни …» с заупокойными ектениями, на к-рых поминаются поименно усопшие, по 6-й песни также заупокойная ектения и кондак «Со святыми упокой …"; на стиховне также поются заупокойные стихиры, написанные на ряду, к-рые на обычной субботней утрени оставляются и заменяются хвалитными мученичными стихирами. На литургии в субботу, когда поется «Бог Господь», читается прокимен, Апостол, Евангелие прежде святого, а затем уже дне, а когда поется «Аллилуиа» Прокимен, Апостол и Евангелие сначала рядовые, а потом заупокойные.

В дни пятидесятницы, когда служба ежедневно носит характер воскресной службы, каждую субботу совершается в полном смысле как бы отдание воскресной службы истекающей седмицы.

Важной особенностью субботней службы явл-ся то, что на утрени ее читается канон храмового праздника или храмового святого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: