Основные фонды предприятия. Их необходимо анализировать в последовательности, сложившейся в практике статистического учёта основных фондов (здания, сооружения и т. п.). При этом следует обратить внимание на свободные производственные и складские площади (они могут быть, например, быстро сданы в аренду). Особого внимания требуют запасы неустановленного оборудования, незавершённые капитальные вложения. В процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и непроизводственные основные фонды. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить и источником возникновения новых видов деятельности.
Материальные запасы и запасы готовой продукции. Предварительный анализ этих элементов активов поможет выявить ликвидные материальные запасы. Они могут послужить источником средств для расчёта с кредиторами, приобретения необходимых материальных ресурсов и могут быть непосредственно использованы в будущем производстве.
Кадры предприятия. Анализ кадрового состава рекомендуется проводить с первых дней работы по оздоровлению предприятия. Особое внимание рекомендуется обращать на состав высших управляющих, квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих.
|
|
Долгосрочные и краткосрочные вложения предприятия. При наличии значительных средств во вложениях такого рода их анализ может стать главным в работе по оздоровлению предприятия. Дочерние фирмы предприятия могут быть источником дополнительного финансирования, квалифицированной поддержки.
Дебиторы и кредиторы должника. Дебиторы и кредиторы это, как правило, постоянные поставщики и покупатели. Они входят в технологическую цепочку и при разумном подходе стремятся к стабильности производственной системы в целом. При определённых условиях и те, и другие должны выразить заинтересованность в поддержке неплатежеспособного предприятия.
Сеть товародвижения предприятия-должника. Посреднические структуры, обеспечивающие снабжение предприятия сырьём, материалами, комплектующими изделиями и сбыт его готовой продукции, могут служить источником дополнительного финансирования для должника. Их предложения и пожелания также должны быть приняты в расчёт при подготовке планов оздоровления.
1. Система управления предприятием. Анализ организационной структуры, системы учёта и контроля, внутренних хозяйственных связей, методов принятия управленческих решений, как правило, выводит на «узкие места» в системе управления предприятием.
«Рынок и конкуренция»:
1. излагаются сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие;
2. даётся характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие;
|
|
3. приводятся сведения о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же рынке, что и данное предприятие; проводится анализ вышеназванных сведений, делается вывод о типе рынка данной продукции;
4. помещается информация о законодательных ограничениях по проникновению на рынок (необходимость наличия лицензии, таможенные затраты, государственное регулирование ценообразования и т. п.).
«Деятельность в сфере маркетинга»:
1. описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке;
2. разрабатывается система маркетинговых коммуникаций, то есть комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя, которая включает в себя рекламу, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и другие решения, принимаемые службой маркетинга;
3. даётся анализ каналов сбыта, а также приводится объём сбыта продукции по каждому из них;
4. приводится подробное описание продукта, его жиз- ненного цикла, а также плана по созданию и внедрению нового продукта.
«План производства»:
1. рассчитывается производственная программа в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг;
2. определяется прирост объемов продукции путём сравнения программных показателей с объёмом потребности рынка соответствующего вида продукции;
3. определяется необходимый размер производственных мощностей предприятия и их увеличения за счёт технического перевооружения, реконструкции, строительства новых объектов и т. п.;
4. выбирается один из нескольких вариантов;
5. производится расчёт потребностей в материальных ресурсах и производственных запасах;
6. рассчитываются потребность в работниках и необходимый фонд заработной платы;
7. составляется смета расходов и производится калькуляция себестоимости продукции;
8. рассчитывается потребность в инвестициях.
«Финансовый план» составляется в следующей последовательности:
1. исходя из объёма продаж, цен и себестоимости продукции осуществляется прогноз финансовых результатов;
2. определяется потребность в дополнительных инвестициях;
3. определяются источники финансирования и срок окупаемости проекта;
4. составляется график погашения кредиторской задолженности;
5. составляется агрегированный прогнозный баланс;
6. рассчитываются коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами (на основе агрегированного прогнозного баланса).
Утвержденный в установленном порядке план финансового оздоровления предприятия оформляется в виде единого документа и приложений.
63) Государственная политика в сфере банкротства: цель, этапы, основные регуляторы. Функции органов судебной власти в процедурах банкротства.
В настоящее время государственная политика в сфере банкротства и финансового оздоровления предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Законом установлено, что дела о банкротстве рассматриваются и решаются арбитражным судом.
Согласно закону, несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
|
|
Полномочия арбитражного суда: по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании должника банкротом;
- определение о введении финансового оздоровления:
- определение о введении внешнего управления;
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
- определение об утверждении мирового соглашения
Указанные судебные акты, предусмотренные подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Проведение процедур банкротства и осуществление иных полномочий в ходе дел о несостоятельности (банкротстве) осуществляют арбитражные управляющие (временный (наблюдение ), административный (фин.оздоровление), внешний (внешнее управление), конкурсный (конкурсное пр-во)), кандидатуры которых утверждает арбитражный суд.
Регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих осуществляют:
- саморегулируемые организации арбитражных управляющих – некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами Российской Федерации и включенные в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В настоящее время функции по регулированию процедур банкротства на федеральном уровне выполняют следующие государственные органы.
1. Правительство РФ:
- утверждает перечень стратегических предприятий и организаций, к которым применяются особые правила банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- осуществляет меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
2. Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ):
- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-
|
|
правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
3. Федеральная налоговая служба (ФНС) находится в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет следующие функции:
- выступает уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;
- принимает решения о предоставлении отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов.