-решает стиль, а не строит. Самоценные абстрактные средства выразительности, бурная пластика форм, ассоциация с природными формами. Абстрагированность от реальности. Произвольные формы, абстрактный узор. Архитектура тесно смыкается с самоценной пластической выразительностью декора.
ЧАРЛЬЗ РЕНИ МАКИНТОШ (АНГЛИЯ)
Создатель национальной школы модерна, имеющей четко выраженную рационалистическую направленность - «школа Глазго».
• Он создал новые декоративные композиции, пользуясь линейным орнаментом и гармоничным сочетанием блеклых тонов;
• Первый применил прием расчленения внутреннего пространства невысокими, недоходящими до потолка переборками, создающими своеобразные пространственные эффекты
«переливающегося пространства».
Художественна я школа Глазго (1898-99)
В композиции фасада полностью отрешился от симметрии, ввел огромные оконные проемы с железобетонными переплетами. Применил кованное железо в завитках оконных консолей. Добился тонкой нюансировки соотношений и пропорций, большого художественного эффекта при элементарной простоте архитектурных форм.
|
|
Для художественной школы Глазго был разработан ряд интерьеров, а также мебель, светильники.
Общее в отделке:
• геометризм форм
• прямоугольные членения
• минимальное количество орнаментальных деталей
Хиллхаус в Хелленсборо (1902-03)
Стал воплощением композиционных принципов архитектуры в области объемной архитектуры.
Радикальным для европейской архитектуры того времени был традиционный средневековый принцип формообразования этого дома: изнутри - наружу, от решения интерьеров – к фасаду.
Интерьер основывается на последовательном развитии в них единой композиционной темы.
Основными компонентами являются форма, цвет и их взаимосвязь.
Пространственный принцип интерьеров:
• их незамкнутость;
• все формы тяготеют к квадрату и кубу;
• цветовая гамма близка к ахроматичной;
• графика темного дерева по фону белых стен.
АНТОНИО ГАУДИ-И-КОРНЕТ (ИСПАНИЯ-КАТАЛОНИЯ)
Лидер архитектурного авангарда.
Гауди не выдвигал никаких программ, был архитектором-одиночкой.
Своеобразие архитектуры Гауди:
• объясняется спецификой развития испанской архитектуры, в которой соседствовали и смешивались западноевропейские и арабские мотивы;
• тяга к экстатической духовности;
• в его творчестве орнаментальное богатство испанского искусства интегрировалось с готической конструктивной логикой, барочной пластикой форм и антиклассицистической яркостью цвета;
• традиционные для модерна декоративные мотивы (линии «удара бича», ирисы, развевающиеся женские волосы) почти не встречаются;
|
|
• богатейшая творческая фантазия;
• разнообразие и уникальность деталей - творческий принцип.
«Дворец Гуэля» (1886-89) - одно из ранних произведений.
Фасад относительно строг - композиционно упорядочен. 17-ти метровый купольный зал - композиционный стержень.
Внутреннее пространство развивается по мере движения посетителя.
Взаимодействие различных строительных и отделочных материалов. В конструкциях был использован железобетон, из кирпича выкладывались плоские своды. Солирующий материал - полированный матовый камень различных оттенков и металл.
В интерьере 127 колонн и все они разные. В интерьерах дворца Гауди расширил геометрию форм, впервые применив параболические арки.
Крипта в колонии Гюэля (1898-1917)
Интерьер предствляет собой одну из самых экстремальных реализаций принципа архитектуры-скульптуры в его творчестве.
В интерьере все нерегулярно - ассиметричный косоугольный план. Наклонные (падающие) и саморазрушающиеся колонны различной формы.
По своей структурной логике архитектура Гауди отражает идеи готического рационализма.
Собор Саграда Фамилия в Барселоне (1889-1926)
- подобие готических кафедральных соборов.
Символизм (семантика) собора:
• церковная башня символизирует Христа;
• 4 боковые - евангелистов;
• колокольня над апсидой - Дева Мария;
• 12 колоколенок - апостолов;
• 3 портала - веру, надежду, любовь;
• двери фасада - добродетелей;
• пальма над средней дверью - древо Спасителя.
Все архитектурные формы по своей пластике достигают уровня скульптуры.
Фасад украшен множеством декоративных элементов:
• каскады сталактитов;
• фрагменты скал;
• стволы деревьев;
• группы скульптур...
Дом Бальо (1904-06)
- сочетание конструктивного и декоративного начала.
Полихромная крыша напоминает чешуйчатую спину дракона; балконы - карнавальные маски; окна второго этажа - гигантские бабочки; лестничное пространство – таинственная пещера; двери - пчелиные соты.
В интерьерах стены плавно переходят в потолок, совпадая по цвету и фактуре, все архитектурные членения скруглены.
Дом Мила (1906-10)
-получивший прозвище «Ла Педрейра» (Каменоломня) - дом называют самой крупной абстрактной скульптурой, так как его каменные фасады вовлечены в волнообразное движение стен и балконов, различное по своей пластике на отдельных этажах. Текучей платики камня противопоставлен кованый металл ограждений. Все квартиры группируются вокруг 2-х внутренних дворов. Уникальность планировки - нет прямых углов.
Новое планировочное решение:
В доме Мила Гауди использует новое конструктивное решение: здесь отсутсвует внутренние несущие стены и все междуэтажные перекрытия, здание поддерживается колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль, усиливая их жесткость. функциональных требований.