Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукцией» правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
законодательная инициатива — закрепленное в Конституции
РФ право определенных субъектов внести предложение об издании
закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает у законодательного
органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но
принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Правозаконодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по?ам их ведения;
|
|
обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя
субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы до
вести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что возможно с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы
принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало
не менее 2/з от общего числа депутатов Государственной Думы);
б) одобрение закона Советом Федерации (в соот с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от
общего числа членов этой палаты либо в течение 14 дней он не был рас
смотрен Советом Федерации»; в соот с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым,
если он одобрен большинством не менее 3Д голосов от общего числа
членов Совета Федерации);
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2
ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает
одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный за
кон, однако это право не распространяется на федеральный конституционный закон. Федеральное Собрание может либо согласиться с этим, либо преодолеть его вето (путем повторного рассмотрения и
одобрения большинством не менее 2/з от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы);
|
|
4) опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
Одна из актуальных государственных задач — повышение качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Позитивной является наметившаяся с конца 90-х гг. тенденция неуклонного повышения роли Президента и Правительства РФ как инициаторов и активных участников этого важного направления государственной деятельности.