Как иначе называются исследовательский и поисковый этапы технологии проектного поиска новых решений?

Существует специальная технология проектного поиска новых решений, рационализирующая и ускоряющая этот процесс. В целом его можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – исследовательский. Он начинается с технического задания, содержащего информацию о функциональном назначении и условий эксплуатации проектируемого изделия, основные технические данные (габариты, материалы и пр.).

На исследовательском этапе проводится сбор материала на основе отечественной и зарубежной информации (литература, фотоснимки, проспекты, технико-конструктивные характеристики и т.п.) и его анализ, изучение аналогичных образцов изделий (в натуре или по литературным источникам).

Таким образом, исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования, в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия, её связь с функцией и конструкцией, её приспособление к человеку и материальной среде.

Второй этап – поисковый, во время которого дизайнер с помощью эскизов (графических и объёмных) находит принципиальное художественно-конструкторское решение. После анализа возможных вариантов решения выбирается наиболее оптимальный вариант.

Оба эти этапа – исследовательский и поисковый называют предпроектным анализом. Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд фаз, самостоятельных по целям и результатам работы.

Первый из них – обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать – общеизвестен и является рутинной фазой любого проектного процесса. Общеизвестна и техника этой фазы: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.

Особенности метода начинают проявляться на второй фазе, когда проектировщик ставит себе задачу проблемизации задания. Её смысл – восприятие задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур. Диалектика разрешения этих противоречий служит содержанием сравнение «тем», т.е. предложений, распутывающих отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты согласованного общего решения, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это ещё не проект, а дизайн - следующего смыслового этапа – тематизации (выбора «тем») арсенала возможных решений проблемной ситуации, который предусматривает перебор таких решений, отнесенных к реальным слагаемым передового комплекса: пространственным «телам», технологическим принципам и устройствам, системам оборудования и т.д.

Завершает предпроектный анализ концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реальные представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее пространство» в жилом доме, «сцена вокруг зала» в театре без антрактов, «город в городе» гигантского супермаркета, «коммуникации – на фасад» в здании центра Помпиду в Париже или здании фирмы Ллойда в Лондоне и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: