Правовой статус международных проливов и каналов

Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;

проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;

проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;

проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

-безопасности судоходства;

-предотвращения загрязнения с судов;

-недопущения рыболовства;

-погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов:

-уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела;

-свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:

каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;

администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;

устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

66. Понятие и специфика международного уголовного права, субъекты и источники международного уголовного права.

Концепция МУП проявилась в юридической литературе еще в 19-20 веках, однако она не была подкреплена практикой. Термин МУП является достаточно условным, не является общепризнанным и употребляется в контексте межгос-го сотрудничества по вопросам, связанным проблемами уголовных преступлений.

Нужно иметь в виду, что:

1) Нормы МУП создаются субъектами современного уголовного права не в одностороннем порядке, а в процессе согласования воль;

2) Цель этих норм именно борьба с уголовными преступлениями трансграничного хар-ра;

3) Интересы государств: международная преступность затрагивает всеобщим масштабом и серьёзно отличается таким образом от преступлений в государстве;

4) Ответственность за международное правонарушение по МУП, должна быть именно уголовно-правовая, независимо от того, национальный или судебный орган выносит решение.

К источникам МУП следует отнести:

- многосторонние международные договоры, которые включают в себя международные конвенции по отдельным видам преступлений;

- уставы международных трибуналов (Нюрнбергский, Торийский, Югославия и др.);

- международные двусторонние соглашения государств о правовой помощи;

- нормы международного обычного права;

- резолюции международных организаций

Имеется уникальный случай прямого и непосредственного создания норм в международном праве: Статут международного уголовного суда, принятый государствами (примерно 140) в июле 1998 г. на римской дипломатической конференции, обязует государство применять нормы статута напрямую в своём внутреннем уголовном праве.

Особое значение для источников МУП приобрёл механизм международных минимальных стандартов, которые принимаются государствами в рамках организаций ООН на конгрессах по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями и также приобретающих императивный характер для внутреннего уголовного права (по сравнению со статутами и уставами трибуналов это менее привлекательный источник для государств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: