double arrow

Черноморские проливы. (Босфор, Мрамор­ное море и Дарданеллы)

Важнейшие проливы

Исходя из особенностей правового режима международные проливы можно подразделить на следующие две группы.

Первую группу со­ставляют проливы, соединяющие открытые мо­ря (например, Гибралтарский, Магелланов). К этой группе также относятся проливы, сое­диняющие открытое море с морями, имеющи­ми особый режим, например, черноморские, балтийские, Лаперуза, Сангарский, Корейский и др. Основу режима судоходства в проливах этой группы составляет свобода прохода судов.

Ко второй группе отосятся проливы, пе­рекрытые территориальными водами прибреж­ных государств и соединяющие между собой открытые моря либо ведущие в территориаль­ные воды какого-либо государства.

Режим су­доходства в таких проливах основывается на праве мирного прохода судов всех флагов. При этом такой проход не может быть при­остановлен.

Единой правовой регламентации режима международных проливов не существует. Ре­жим отдельных проливов (например, черно­морских, балтийских и Гибралтарского) опре­делен специальными международными согла­шениями. Режим судоходства большей части других проливов установлен прибрежными го­сударствами в одностороннем порядке.

Гибралтарский пролив. Он открыт для плавания торговых и военных судов всех стран без каких-либо ограничений.

Магелланов пролив. Он объявлен постоян­но нейтрализованным и открытым для свобод­ного плавания торговых и военных судов всех стран. В ночное время плавание через него за­прещено. Лоцманская проводка обязательна. Согласно чилийским правилам капитанам всех судов, следующих через Магелланов про­лив, рекомендуется сообщать национальную принадлежность судна, его название и позыв­ные и, кроме того, сведения о портах отправ­ления и назначения при прохождении мимо светящихся знаков, установленных на островах Лос-Эванхелистас, в бухте Феликс, на мысах Сан-Исидро, Посесьон, Вирхенес, а также при прохождении мимо других светящихся знаков, с которых могут запросить указанные выше сведения.

Международно-пра­вовой режим проливов регулируется Конвенци­ей о режиме проливов, заключенной в Монтре (Швейцария) 20 июля 1936 г. Участниками Конвенции являются: СССР, Болгария, Румыння, Турция, Греция, Югославия, Италия, Ве­ликобритания, Австралия, Кипр, Франция и Япония.

Конвенция подтвердила принцип сво­бодного прохода н плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран независимо от флага и груза, днем и ночью, без каких-либо формальностей, но с соблюдением санитарного контроля и осмотра, осуществляемого турецки­ми властями.

При входе в проливы судно обязано оста­новиться у санитарной станции в Чанаккале (при следовании из Эгейского моря) или в Буюкдере (при следовании из Черного моря) для санитарного осмотра. Осмотр производит­ся в любое время суток. Суда, предъявившие при осмотре санитарные документы, подтверж­дающие их благополучие в санитарном отно­шении, не обязаны останавливаться в каком-либо другом пункте проливов во время своего прохода.

С судов, проходящих проливы транзитом, не должны взыскиваться никакие иные сборы или платы, кроме тех, которые взыскиваются за санитарный контроль, на содержание мая­ков, освещаемых и ограждающих буев и спа­сательной службы. Для облегчения взимания этих сборов торговое судно, следующее через проливы, должно сообщить администрации станции свое название, флаг, тоннаж, пункт назначения н отправления.

Сбор уплачивается один раз за проход судна в обоих направлениях, если второе про­хождение совершается не более чем через 6 мес. после первого. За необязательные услу­ги взыскивается особая плата, если они были оказаны по просьбе капитана или агента судна. Пользование лоцманами или буксирами в проливах не обязательно.

С введением в 1982 г. правостороннего движения в проливе Босфор порядок прохода всей зоны Черноморских проливов не изменен, он по-прежнему регулируется Конвенцией о режиме проливов 1936 г.


Сейчас читают про: