Понятие животного мира и его правовая охрана

Обширность территории (272,5 млн. га), обилие видов фауны (более 830 позвоночных и 50000 беспозвоночных) является особенностью нашей стра­ны290. На территории Казахстана обитает 489 видов птиц, 3 вида -тых, 178 видов млекопитающих, 104 вида - рыб, 49 видов - пресмыкаю­щихся, 12 видов - земноводных291.

Животный мир - один из основных компонентов окружающей среды, важная составная часть природных богатств РК. В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года животный мир — это совокупность животных, посто­янно или временно обитающих на территории Республики Казахстан, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны Республики Казахстан.

К животным по данному закону относятся дикие животные (млекопи­тающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насеко­мые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве (п. 9 ст.1 Закона).

По нашему мнению, понятие «животный мир» следует давать более раз­вернуто, чтобы не было необходимости обращаться к понятию «животные» и выяснять, какие именно животные здесь имеются в виду.




Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохра­нению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и разви­тию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года№ 914 //Справочная правовая система ЮРИСТ.

291 Проблемы экологии в Казахстане //Материалы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан. - Алматы, 1997. С.24.


Итак, животный мир — это совокупность диких животных, находя­щихся в состоянии естественной свободы, постоянно или временно оби­тающих на территории Республики Казахстан, а также относящихся к при­родным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономиче­ской зоны Республики Казахстан.

Отношения в области использования, воспроизводства и охраны сель­скохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, изъятых из природной среды и содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных и иных целей, регулируются соот­ветствующим законодательством РК.

Отсюда можно сделать выводы, что животный мир как объект охраны должен обладать признаками, имеющими юридическое значение.

Во-первых, естественный источник происхождения. Дикие животные - это, прежде всего, естественный продукт природы, живые природные те­ла, возникающие и существующие в основном естественным путем, без приложения человеческого труда. Хотя, в настоящее время дикая фауна в результате направленного воздействия человека становится все больше оче­ловеченной (переселение в новые места обитания, акклиматизация, скрещи­вание и т. д.), тем не менее, жизнедеятельность диких животных протекает в основном вне непосредственного контроля человека.

Во-вторых, «неприрученность». Объектом правовой охраны являются дикие, т. е. не прирученные, не одомашненные животные.

В-третьих, нахождение животных в состоянии естественной свобо­ды, под которым следует понимать существенно не ограниченную и суще­ственно не измененную человеком непосредственную, естественную связь животного с окружающей природной средой. Утрата диким животным есте­ственной свободы означает выпадение его из фонда дикой фауны и сущест­венно изменяет его правовой режим.

В-четвертых, жизнеспособность. Дикие животные подпадают под дей­ствия норм экологического законодательства только в том случае, если они находятся в живом состоянии. Погибшие животные рассматриваются как товарно-материальная ценность, на них распространяются нормы граждан­ского законодательства.

В-пятых, индивидуализация. Объектом использования и охраны могут быть индивидуализированные особи, представляющие собой самостоятель­ные материализованные объекты. Так, экологическим законодательством не регулируются отношения, связанные с использованием микроорганизмов. Не случайно в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» перечислены конкретные виды животных - млекопитаю-


щие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие.

В-шестых, нахождение животных в определенных территориальных границах. Законом РК «Об охране, воспроизводстве и использовании жи­вотного мира» регулируются отношения в области охраны и использования диких животных, постоянно или временно обитающих на территории РК, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны РК. Дикие животные как существа, спо­собные к передвижению, могут мигрировать за пределы территории РК и перейти ее границы в обратном направлении. Эти особенности диких жи­вотных приводят к тому, что они являются объектом правового регулирова­ния республиканского права лишь в период нахождения на территории РК.

В соответствии с целевым назначением животный мир подразделяется на следующие категории:

1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных;

2) виды животных, являющиеся объектами охоты;

3) виды животных, являющиеся объектами рыболовства;

4) виды животных, используемые в иных хозяйственных целях (кроме охоты и рыболовства), определяемых уполномоченным органом;

5) виды животных, не используемые в хозяйственных целях, но имею­щие экологическую, культурную и иную ценность;

6) виды животных, численность которых подлежит регулированию в це­лях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохо­зяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба окру­жающей среде, предупреждения опасности нанесения существенного ущер­ба сельскохозяйственной деятельности (ст.З Закона).

Деление диких животных на категории имеет важное значение. Для каж­дой категории предусмотрен своеобразный режим использования и охраны. Так, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных не являются объектами охоты и рыболовства, они заносятся в Красную книгу Республики Казахстан. Запрещаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

Отнесение видов животных к категориям и их перевод из одной катего­рии в другую производятся в целях сохранения видового разнообразия жи­вотного мира, их охраны, воспроизводства и устойчивого использования.

Важность животного мира объясняется теми функциями, которые он выполняет: экологическими, экономическими, культурно-воспитательными, научными.





Экологические функции животного мира выражаются в его влиянии на другие природные объекты. «Большое значение имеют животные в форми­ровании ландшафтов. За счет морских, преимущественно одноклеточных, животных с твердым скелетом происходит образование осадочных пород (мела, известняка и др.).

Велика роль животных в образовании почвы и коры выветривания. Жи­вущие в огромных количествах в земле мельчайшие круглые черви, почвен­ные клещи, земляные черви, муравьи, жуки и их личинки, млекопитающие и другие животные разрыхляют почву, способствуют аэрации и проникно­вению в нее влаги, обогащают органическими веществами, повышают ее плодородие.

При участии животных формируется химический состав подземных и грунтовых вод, возникает особая приземная атмосфера.

Большое влияние оказывают животные на жизнь растений. Одни живот­ные являются опылителями растений, другие переносчиками их семян. Зна­чительное число растений совсем не могло бы существовать без животных, так как без помощи последних они не могут опыляться или расселяться».

Экономические функции животного мира проявляются в том, что он в качестве важнейшего природного ресурса служит источником для получе­ния пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья, других материальных ценностей. Дикие животные являются источ­ником для одомашнивания, в частности, пушные звери (песцы, норки, ли­сицы и т. д.).

Санитарно-оздоровительная функция животного мира основана на способности некоторых его представителей положительно воздействовать на больного человека. Например, в медицине используются некоторые виды животных (пиявки), а также полезные свойства животных - яд змей и неко­торых ядовитых насекомых, струя кабарги и т.д.

Культурно-эстетическая функция также выполняется животным ми­ром. Например, трудно представить красивый пейзаж без множества пре­красных бабочек, птиц.

Научно-познавательная функция животного мира заключается в ис­пользовании его представителей для проведения научных опытов по тести­рованию лекарственных препаратов и других веществ.

Животный мир в РК, согласно ст. 4 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» находится в государственной собствен-

292 Гладков Н. А. и др. Охрана природы. — М: Просвещение, 1975. С. 135-136. 372


ности. Владение, распоряжение и пользование животным миром от имени государства осуществляет Правительство РК.

Государственное управление в данной области реализуется Правитель­ством РК, местными органами представительной и исполнительной власти, специально уполномоченными органами в данной области, функциональ­ными органами.

Впервые в Законе «Об охране, воспроизводстве и использовании живот­ного мира» был закреплен бассейновый принцип государственного управления рыбными ресурсами и другими водными животными, под которым понимается единая система управления рыбными ресурсами и другими водными животными в рыбохозяйственных водоемах (участках) с учетом особенностей воспроизводства и миграции рыб и других водных животных независимо от административно-территориального деления (п.1 ст. 1 Закона).

В соответствии со ст.7 «Особенности государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и дру­гих водных животных» Закона «Об охране, воспроизводстве и использова­нии животного мира» государственные учет, кадастр, мониторинг и кон­троль за использованием рыбных ресурсов и других водных животных, а также их изучение, охрана и воспроизводство составляют единую систему государственного управления и осуществляются в рыбохозяйственных во­доемах (участках) по бассейновому принципу.

К специально уполномоченным органам в области охраны и использо­вания животного мира относятся Министерство охраны окружающей среды РК и его территориальные органы, Министерство сельского хозяйства РК и его территориальные органы, Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, Комитет рыбного хозяйства Мини­стерства сельского хозяйства РК и их территориальные органы.

В соответствии со ст.8 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и ис­пользовании животного мира» Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государ­ственной политики в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 2) осуществляет права владения, пользования и распоря­жения животным миром; 3) осуществляет руководство деятельностью уполномоченного органа и акиматов по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира; 4) разрабатывает государственные про­граммы по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 5) определяет уполномоченный орган; 6) определяет административный орган для организации выполнения обязательств по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез-


новения; 7) утверждает лимиты на изъятие объектов животного мира; 8) ут­верждает перечень рыбохозяйственных водоемов (участков) международ­ного и республиканского значения; 9) утверждает правила охоты, рыболов­ства; 10) утверждает правила ведения охотничьего хозяйства и правила ве­дения рыбного хозяйства; 11) утверждает размеры возмещения вреда, при­чиненного нарушением законодательства РК в области охраны, воспроиз­водства и использования животного мира; 12) утверждает положение о Красной книге Республики Казахстан; 13) утверждает перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 14) утверждает правила выдачи разрешений на пользование животным миром; 15) утвер­ждает правила установления ограничений и запретов на пользование объек­тами животного мира; 16) определяет категории редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и переводит их в другие категории; 17) вводит ограничения международной торговли редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, разводимых в неволе или по­лувольных условиях; 18) определяет порядок ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира; 19) утверждает правила создания и государственного учета зоологических коллекций; 20) утвержда­ет правила проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и ры­бохозяйственных водоемов (участков) и квалификационные требования, предъявляемые к участникам конкурса; 21) утверждает перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства; 22) утвер­ждает нормативы в области охраны, воспроизводства и использования жи­вотного мира; 23) утверждает перечень должностных лиц уполномоченного и территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также работников государственных учреждений и организаций, осуществляющих непосредственную охрану животного мира, имеющих право на ношение форменной одежды (без погон); 24) осуществляет международное сотруд­ничество в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

В ст. 10 Закона установлена компетенция органов местного государст­венного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

Местные представительные органы Республики Казахстан: 1) утвер­ждают региональные программы по охране, воспроизводству и использова­нию животного мира; 2) рассматривают отчеты руководителей местных ис­полнительных органов по вопросам охраны, воспроизводства и использова­ния животного мира.


Местные исполнительные органы Республики Казахстан: 1) разраба­тывают и обеспечивают реализацию региональных программ по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 2) осуществляют коор­динацию и контроль за деятельностью подведомственных органов и орга­низаций в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 3) утверждают перечень рыбохозяйственных водоемов местного зна­чения; 4) принимают решения по закреплению охотничьих угодий и рыбо­хозяйственных водоемов (участков) за пользователями животным миром.

В соответствии со 9 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использо­вании животного мира» уполномоченным органом в данной области являет­ся Министерство сельского хозяйства РК, в структуре которого имеются Комитет лесного и охотничьего хозяйства и Комитет рыбного хозяйст­ва.

Министерство сельского хозяйства осуществляет следующие функ­ции в данной области: 1) реализует государственную политику в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 2) разрабатыва­ет отраслевые (секторальные) программы по охране, воспроизводству и ис­пользованию животного мира; 3) осуществляет государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 4) рас­пределяет квоты на изъятие объектов животного мира на основании утвер­жденных лимитов; 5) определяет порядок выдачи удостоверения охотника; 6) определяет категории охотничьих хозяйств; 7) выдает разрешения на пользование животным миром; 8) разрабатывает нормативы в области ох­раны, воспроизводства и использования животного мира; 9) ведет государ­ственный учет, кадастр и мониторинг животного мира; 10) организует про­ведение научных исследований и проектно-изыскательских работ в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 11) ведет и обеспечивает издание Красной книги Республики Казахстан; 12) определяет категории видов животных и переводит их из одной категории в другую, за исключением отнесения к категории редких и находящихся под угрозой ис­чезновения; 13) определяет порядок и выдает разрешения на ввоз и вывоз объектов животного мира, их частей и производных, в том числе видов жи­вотных, отнесенных к категории редких и находящихся под угрозой исчез­новения; 14) определяет порядок подготовки биологического обоснования на пользование животным миром; 15) разрабатывает и утверждает методики определения ставок плат за пользование животным миром и размеров воз­мещения вреда, причиненного нарушением законодательства РК в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 16) проверяет деятельность пользователей животным миром в целях определения соблю­дения требований законодательства РК об охране, воспроизводстве и ис-


пользовании животного мира; 17) рассматривает дела об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования жи­вотного мира; 18) вводит ограничения и запреты на пользование объектами животного мира; 19) организует деятельность по искусственному разведе­нию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 20) организует и обеспечивает охрану, воспроизводство и государственный учет животного мира в резервном фонде охотничьих угодий и рыбохозяйст-венных водоемов (участков); 21) утверждает формы актов государственного инспектора по охране животного мира, порядок их составления и выдачи; 22) утверждает типовое положение о егерской службе охотохозяйственных и рыбохозяйственных организаций; 23) утверждает типовую форму путев­ки; 24) утверждает правила применения специальных средств государствен­ными инспекторами по охране животного мира; 25) утверждает образцы форменной одежды (без погон), порядок ношения и нормы обеспечения ею должностных лиц уполномоченного и территориальных органов, осуществ­ляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также работников государственных учре­ждений и организаций, осуществляющих непосредственную охрану живот­ного мира; 26) осуществляет международное сотрудничество в области ох­раны, воспроизводства и использования животного мира.

Активное участие в охране животного мира принимают функциональ­ные органы - органы внутренних дел, таможенные органы.

Деятельность всех вышеперечисленных органов направлена на охрану условий существования диких животных в состоянии естественной свобо­ды, сохранение целостности естественных сообществ и рационального ис­пользования, а также укрепление законности в этой области.

Среди редких эндемичных и реликтовых видов, требующих охраны, на­считывается более 300 видов позвоночных животных, значительная часть

которых находится на грани исчезновения.

В ст.1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании живот­ного мира» от 9 июля 2004 года даются понятия охраны животного мира и охраны среды обитания животного мира:

охрана животного мира — деятельность, направленная на сохранение животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, ус­тойчивое использование и воспроизводство объектов животного мира, а

293 Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохра­нению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и разви­тию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года № 914 /Справочная правовая система ЮРИСТ.


также комплекс мероприятий по профилактике и борьбе с правонаруше­ниями в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (п. 18 ст.1 Закона);

охрана среды обитания животного мира — деятельность, направлен­ная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира в состоянии естественной сво­боды (п. 19 ст.1 Закона).

Рассмотрим правовой аспект охраны животного мира.

В объективном смысле правовая охрана животного мира - совокуп­ность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предот­вращению вредных последствий антропогенного развития на животный мир, сохранению животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, воспроизводству объектов животного мира.

В субъективном смысле правовая охрана животного мира - это дея­тельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных послед­ствий антропогенного развития на животный мир, сохранению животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, воспроизводству объектов животного мира.

Охрана животного мира осуществляется путем: 1) установления и со­блюдения правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объ­ектов животного мира; 2) установления ограничений и запретов на пользо­вание животным миром; 3) охраны редких и находящихся под угрозой ис­чезновения видов животных; 4) предотвращения нарушений установленных правил пользования животным миром; 5) организации охраны среды обита­ния, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных; 6) закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране объектов животного мира; 7) создания особо охраняемых природных территорий; 8) искусственного раз­ведения животных; 9) оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин; 10) организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 11) пропаганды идей охраны и устойчивого использования объектов животного мира; 12) стимулирования деятельности физических и юридических лиц по охране животного мира; 13) воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру (ст. 13 Закона).

Экологические требования по охране животного мира можно сгруппи­ровать на: общие и специальные.


Общие требования изложены в ст. 12 Закона РК «Об охране, воспроиз­водстве и использовании животного мира»:

Деятельность, влияющая на состояние животного мира, среду обитания, условия размножения и пути миграции животных, должна осуществляться с соблюдением требований, в том числе экологических, обеспечивающих со­хранность и воспроизводство животного мира, среды его обитания и ком­пенсацию нанесенного вреда.

При осуществлении деятельности, которая воздействует или может воз­действовать на состояние животного мира и среду обитания, должно обес­печиваться соблюдение следующих основных требований:

1) сохранение биологического разнообразия и целостности сообществ животного мира в состоянии естественной свободы;

2) сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации объектов животного мира;

3) научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводст­во объектов животного мира;

4) регулирование численности объектов животного мира в целях сохра­нения биологического равновесия в природе;

5) воспроизводство животного мира, включая искусственное разведение животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, с последующим их выпуском в среду обитания.

При разработке государственных, отраслевых (секторальных) и регио­нальных программ по охране, воспроизводству и использованию животного мира, нормативных правовых актов должны быть учтены в обязательном порядке вышеуказанные требования.

Специальные экологические требования установлены в Главе 35 «Экологические требования при использовании животного мира» и Главе 36 «Экологические требования по охране, воспроизводству, разведению в неволе и полувольных условиях, ограниченному хозяйственному использо­ванию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных» Экологического кодекса РК:

- Экологические требования при общем пользовании животным миром (Статья 236).

- Экологические требования при размещении, проектировании и строи­тельстве населенных пунктов, предприятий, железнодорожных путей, авто­мобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач и связи, каналов, плотин, иных сооружений и объектов (Статья 237).

- Экологические требования при выкашивании тростника и выжигании сухой растительности (Статья 238).


- Экологические требования при транспортировке, хранении и примене­нии средств защиты растений, минеральных удобрений и других препара­тов, используемых в хозяйственной и иной деятельности, создании новых препаратов (Статья 239).

- Экологические требования при переселении животных в новые места обитания, акклиматизации новых для фауны Казахстана видов животных, реакклиматизации и скрещивании животных, их ввозе в Республику Казах­стан и вывозе за ее пределы (Статья 240).

- Экологические требования при охоте, закреплении охотничьих угодий, охотоустройстве (Статья 241). v

- Экологические требования np"irрыболовстве, включая добывание вод­ных животных (Статья 242).

- Экологические требования при использовании полезных свойств и
продуктов жизнедеятельности животных (Статья 243).

- Экологические требования к зоологическим коллекциям (Статья 244).

- Экологические требования при регулировании численности животных (Статья 245).

- Экологические требования при ведении охотничьего и рыбного хозяй­ства (Статья 246).

- Экологические требования при установлении лимитов и квот на поль­зование животным миром (Статья 247).

- Экологические требования при производстве и использовании продук­тов биотехнологии (Статья 248).

- Экологические требования при охране и воспроизводстве редких и на­ходящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих в со­стоянии естественной свободы (Статья 250).

- Экологические требования при пользовании редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, обитающими в состоянии ес­тественной свободы (Статья 251).

- Экологические требования при содержании и разведении в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (Статья 252).

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира могут быть установлены:

1) ограничения сроков пользования животным миром;

2) запреты методов, способов и видов орудий добывания;

3) изменения норм изъятия;

4) ограничения количества пользователей животным миром. Основанием для установления ограничений и запретов являются: 1) нарушение половозрастной структуры популяции животных;


2) сокращение численности животных;

3) ухудшение среды обитания;

4) необходимость создания зон покоя в местах массового скопления жи­вотных в период миграции и размножения.

В целях сохранения объектов животного мира запрещаются:

1) уничтожение растительности и иные действия, ухудшающие условия среды обитания животных;

2) распашка земель с поселениями животных, обитающих колониями, ближе двадцати метров от начала расположения их нор по периметру или же без их предварительного переселениям другое место по согласованию с уполномоченным органом; *ЙР

3) разрушение и повреждение жилищ и гнезд животных, сбор яиц;

4) езда на катерах, моторных лодках и других плавучих средствах с включенными моторами в обозначенных местах массового гнездования во­доплавающих птиц и нерестилищах рыб в период их размножения;

5) пролет самолетов, вертолетов и иных летательных аппаратов над тер­риторией массового обитания диких копытных животных и колониальных птиц ниже одного километра без согласования с уполномоченным органом;

6) уничтожение среды обитания животных, повреждение посевов кормо­вых растений, защитных посадок, солонцов, кормушек для животных, ука­зательных знаков, сооружений, предназначенных для ведения охотничьего и рыбного хозяйства;

7) изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов жи­вотных без решения Правительства Республики Казахстан;

8) добыча объектов животного мира сверх установленного лимита и вне сроков, указанных в разрешениях на пользование животным миром;

9) добыча объектов животного мира с применением не предусмотрен­ных правилами охоты и рыболовства видов орудий, методов и способов до­бывания животных;

10) добыча объектов животного мира с применением взрывных уст­ройств, ядохимикатов (за исключением применения ядохимикатов при ис­треблении полевых грызунов, а также в случаях эпизоотии бешенства и других болезней животных по согласованию с уполномоченным органом);

11) производство без разрешения уполномоченного органа интродукции и гибридизации животных, а также изъятие вновь акклиматизированных животных (ст. 14 Закона).

Все дикие животные охраняются независимо от того, насколько они по­лезны. Законодательство РК не предусматривает деление диких животных на полезных или неполезных. Правовая охрана распространяется и на сай­гаков, которые удовлетворяют потребности человека в мясе, и на бабочек,


от которых, казалось бы, нет никакой пользы, однако они имеют эстетиче­ское значение и являются опылителями растений.

Особой охране подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезнове­ния виды животных в соответствии со ст. 15 Закона РК «Об охране, воспро­изводстве и использовании животного мира».

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных зано­сятся в Красную книгу Республики Казахстан, их охрана осуществляется государством. Физические и юридические лица обязаны принимать меры по охране видов животных, занесенных в Красную книгу РК. Изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных допускается в ис­ключительных случаях по решению Правительства Республики Казахстан для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска в среду обитания в научных и иных целях, определяемых Правительством Республики Казахстан.

Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокраще­нию численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Запрещаются содержание, пе­ревозка, продажа, выставление на продажу и покупка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также их ввоз и вывоз без раз­решения административного органа.

Охрана животного мира отличается от охраны иных природных объек­тов тем, что осуществляется по двум направлениям: охраняется не только сам природный объект - животный мир, но и среда обитания диких живот­ных.

В Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» предусмотрены нормы об охране среды обитания диких животных.

Так, в ст. 17 Закона предусмотрены мероприятия по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации жи­вотных при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности:

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, осуществлении производст­венных процессов и эксплуатации транспортных средств, совершенствова­нии существующих и внедрении новых технологических процессов, введе­нии в хозяйственный оборот неиспользуемых, прибрежных, заболоченных, занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, пользовании лес­ными ресурсами и водными объектами, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристских маршрутов и ор­ганизации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и


осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения объектов животного мира, путей миграции и мест концентра­ции животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, пред­ставляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных.

При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, плотин и иных водохозяйственных со­оружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспе­чивающие сохранение среды обитания, условий размножения, путей мигра­ции и мест концентрации животных.

Законодательство РК о животном мире предусматривает случаи, когда государство и общество отступают от принципа всемерной охраны живот­ного мира. Это исключение касается такой категории животных, как виды животных, численность которых подлежит регулированию в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба окружающей среде, предупреждения опасности нанесения существенного ущерба сельскохозяй­ственной деятельности.

Регулирование численности животных предусмотрено Главой 8 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».

Регулирование численности животных осуществляется в целях:

1) охраны здоровья населения;

2) предотвращения заболеваний сельскохозяйственных и домашних жи­вотных;

3) предотвращения ущерба экономике;

4) сохранения биологического равновесия (ст.44 Закона).
Основаниями регулирования численности объектов животного мира мо­
гут быть:

1) возникновение угрозы заражения или заболевания населения, сель­скохозяйственных и домашних животных болезнями, переносчиками кото­рых являются объекты животного мира;

2) возникновение угрозы значительного ущерба экономике;

3) нарушение сложившегося природного баланса животного мира в сре­де их обитания, приведшее к сокращению численности его отдельных видов и другим негативным последствиям (ст.45 Закона).

Порядок регулирования численности животных установлен Правилами регулирования численности животных, утвержденными Приказом Минист­ра сельского хозяйства РК от 1 декабря 2004 года № 714.

Решение о регулировании численности животных принимается Комите­том лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК


и его территориальными органами. Для рассмотрения вопроса о необходи­мости регулирования численности животных создаются комиссии по реше­нию вопроса о регулировании численности животных. В состав Комиссии входят представители территориальных управлений Комитета, местных ор­ганов исполнительной власти, представители научных организаций, упол­номоченных государственных органов в области охраны окружающей сре­ды, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора.

Основаниями для принятия решений о созыве Комиссии являются:

1) обращения физических и юридических лиц, государственных органов охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического и ветеринар­ного надзора, местных представительных, исполнительных и иных государ­ственных органов;

2) мониторинговые исследования научных организаций;

3) собственные мониторинговые исследования Комитета;

4) обязательства РК по международным соглашениям.

Основанием для принятия решения о регулировании численности жи­вотных являются:

1) положительное заключение Комиссии;

2) дополнительные заключения органов, участвующих в работе Комис­сии при наличии биологического обоснования и положительного заключе­ния государственной экологической экспертизы.

Деятельность по регулированию численности животных могут осущест­влять компетентные государственные органы, их территориальные подраз­деления, физические и юридические лица в соответствии с законодательст­вом Республики Казахстан.

При регулировании численности животных могут использоваться сле­дующие методы и способы:

1) истребление (на определенной территории) с использованием ядохи­микатов и других специальных способов для регулирования численности объектов животного мира, являющихся переносчиками опасных инфекций, либо при угрозе возникновения эпидемий и эпизоотии или нанесения значи­тельного ущерба экономике;

2) изменение сроков, способов и объемов добывания (отстрела, отлова) животных, являющихся объектами охоты или использования в хозяйствен­ных целях;

3) отстрел, отлов животных, не являющихся объектами охоты или ис­пользования в хозяйственных целях, в случаях, когда отсутствует возмож­ность использования других способов регулирования их численности;

4) отлов (живоотлов) животных для переселения или содержания и раз­ведения в неволе или полувольных условиях;


5) разрушение жилищ и гнезд животных, сбор яиц для регулирования численности животных в условиях, когда другие способы регулирования неэффективны или не могут быть использованы.

2. Понятие и виды права пользования животным ми­ром

В соответствии с п. 24 ст.1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года пользование живот­ным миром — это пользование объектами животного мира, их полезными свойствами с изъятием или без изъятия из среды обитания.

Характерной чертой современного пользования объектами животного мира является их устойчивое использование, т.е. использование объектов животного мира способами, не приводящими к истощению видового разно­образия животного мира и сохраняющими его способность к воспроизвод­ству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений.

Право пользования животным миром в объективном смысле пред­ставляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок предостав­ления и условия использования объектов животного мира, основания пре­кращения права пользования животным миром, права и обязанности поль­зователей животным миром.

Право пользования животным миром в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного пользователя животным миром по владению и пользованию объектами животного мира.

Объектами права пользования животным миром являются отдель­ные особи животного мира.

Субъектами права пользования животным миром (пользователями животного мира) выступают физические и юридические лица, которым предоставлено право пользования животным миром.

Животный мир предоставляется в пользование предприятиям, учрежде­ниям и организациям, независимо от форм собственности, гражданам Рес­публики Казахстан и другим лицам, проживающим или пребывающим на ее территории.

Содержание права пользования животным миром составляют права и обязанности пользователей животным миром.

В соответствии со ст.27 «Права и обязанности пользователей животным миром» Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» пользователи животным миром при специальном пользовании имеют право:


1) осуществлять только те виды пользования животным миром, которые им разрешены;

2) пользоваться объектами животного мира в соответствии с условиями их предоставления;

3) собственности на добытые объекты животного мира и полученную при этом продукцию;

4) выдавать путевки;

5) заключать договоры с физическими и юридическими лицами на поль­зование объектами животного мира.

Пользователи животным миром при специальном пользовании обязаны:

1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в об­ласти охраны, воспроизводства и использования животного мира;

2) своевременно вносить плату за пользование животным миром в по­рядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

3) проводить внутрихозяйственное охотоустройство;

4) проводить внутрихозяйственное рыбоустройство;

5) не допускать ухудшения среды обитания животных;

6) пользоваться животным миром способами, безопасными для населе­ния и окружающей среды, не допускающими нарушения целостности есте­ственных сообществ и жестокого обращения с животными;

7) проводить учет численности объектов животного мира и представлять отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Ка­захстан;

8) обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

9) проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизвод­ство объектов животного мира в соответствии с результатами биолого-экономических обследований;

10) не препятствовать осуществлению проверок в целях государственно­
го контроля за соблюдением требований законодательства Республики Ка­
захстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира.

Пользователи животным миром при общем пользовании имеют право пользоваться объектами животного мира для удовлетворения своих куль­турных и эстетических потребностей.

Пользователи животным миром при общем пользовании обязаны:

1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в об­ласти охраны, воспроизводства и использования животного мира;

2) не допускать ухудшения среды обитания животных;





3) выполнять иные требования по охране, воспроизводству и использо­ванию животного мира, предусмотренные законодательными актами Рес­публики Казахстан.

Запрещается незаконное вмешательство в деятельность пользователей животного мира со стороны государственных органов, должностных лиц и организаций.

Рассмотрим основания возникновения права пользования живот­ным миром. В соответствии со ст.26 Закона животный мир для специаль­ного пользования предоставляется на основе разрешений на пользование животным миром, выдаваемых в порядке, установленном законодательст­вом Республики Казахстан.

На осуществление специального пользования животным миром, за ис­ключением любительской (спортивной) охоты и рыболовства, научных ис­следований, необходимо получение экологического разрешения в соответ­ствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.

Общее пользование животным миром осуществляется без каких-либо разрешений.

Основания прекращения права пользования животным миром ука­заны в ст.30 Закона. Данное право прекращается в случаях:

1) добровольного отказа от пользования животным миром;

2) истечения срока пользования животным миром;

3) прекращения деятельности пользователя животным миром;

4) систематического нарушения требований законодательства Республи­ки Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животно­го мира, а также условий договора на ведение охотничьего или рыбного хо­зяйства;

5) изъятия земельных участков, на которых произведено закрепление
охотничьих угодий или рыбохозяйственных водоемов (участков), для госу­
дарственных нужд в порядке, установленном законодательством Республи­
ки Казахстан;

6) лишения разрешений на специальное пользование животным миром;

7) возникновения иных оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Право пользования животным миром можно классифицировать по не­скольким основаниям.

По цели использования на территории РК допускаются следующие ви­ды пользования животным миром:

— охота;

— рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млеко­питающих;


— использование в хозяйственных целях животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

— использование животных в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях;

— использование полезных свойств и продуктов жизнедеятельности животных (ст.24 Закона).

Рассмотрим каждый из этих видов и начнем с охоты.

Понятие «охота» толковалось издавна и неоднократно.

Так, в ХШ веке Фридрих П Гогенштауфен, император Священной Рим­ской Империи в своей книге «Искусство охоты с птицами» писал: «Искус­ство охоты представляет собой сумму человеческих знаний, направленных на овладение (силой или хитростью) животными для пользы человека. Сама по себе охота представляет собой не что иное, как физическое и духовное

испытание человека во время ловли животных».

Толковые словари указывают, что «охота - поиски, выслеживание зве-

295 г

реи, птиц с целью умерщвления или ловли», «охота - добыча диких зве­рей и птиц, а также ловля их для расселения, использования в зоопарках, цирке и т.д.»

Однако данные понятия не являются правовым понятием. Последнее от­ражено в экологическом законодательстве.

Согласно ст. 32 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использова­нии животного мира» охота — это вид специального пользования живот­ным миром, при котором осуществляется изъятие видов животных, являю­щихся объектом охоты, из среды обитания.

Поиск, выслеживание и преследование с целью добывания, попытка до­бывания объектов животного мира, нахождение в охотничьих угодьях лиц с расчехленным охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добы­той продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, и ловчими птицами приравниваются к охоте.

Объектами охоты являются дикие животные, отнесенные государством к объектам охоты, но не все, а только млекопитающие, за исключением морских, и птицы. Перечень таких животных установлен в Постановлении Правительства РК «Об утверждении ставок платы за пользование животным

Яшин М.И., Оглоблин К.С., Смирнов В.Н. Справочник охотника и рыболо­ва.-М„ 2000. С.7.

295 Ожегов СИ., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 1999. С.485.

Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1979. С.963.


миром» от 14 ноября 2008 года № 1061, а также в Постановлении Прави­тельства РК «Об утверждении нормативов изъятия видов животных, яв­ляющихся объектами охоты» от 15 декабря 2005 года № 1250. Также суще­ствует Перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, утвержденный Постановлением Правительства РК от 15 апре­ля 2002 года N 433.

Право на охоту имеют физические лица при условии:

1) достижения восемнадцатилетнего возраста, если охота ведется с при­менением огнестрельного оружия;

2) достижения четырнадцатилетнего возраста, если охота ведется с при­менением других разрешенных правилами охоты видов орудий добывания, собак и ловчих птиц;

3) наличия удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминимуму и уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты. Охотничий минимум (охотминимум) — специальная про­грамма по законодательству Республики Казахстан в области охраны, вос­производства и использования животного мира (п.22 ст.1 Закона);

4) получения разрешения на пользование животным миром. Разрешение на пользование животным миром — документ установленной формы, дающий право физическим и юридическим лицам на специальное пользо­вание животным миром (п.27 ст.1 Закона).

Право на охоту для иностранцев на территории Республики Казахстан возникает на основании договора на организацию охоты с охотохозяйст-венной организацией и документа, удостоверяющего их право на охоту, вы­данного в стране проживания, и получения разрешения на пользование жи­вотным миром (ст.ЗЗ Закона).

Охота подразделяется на следующие виды:

1) промысловая охота;

2) любительская (спортивная) охота.

Промысловая охота — добывание видов животных, являющихся объ­ектом охоты, в целях предпринимательской деятельности.

Любительская (спортивная) охота — добывание видов животных, яв­ляющихся объектом охоты, в целях удовлетворения спортивных, эстетиче­ских потребностей и для личного потребления добытой продукции.

Порядок и условия охоты конкретизируются в Правилах охоты на тер­ритории Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правитель­ства РК от 31 декабря 2004 года № 1458, Правилах пользования животным миром на участках государственного лесного фонда, в том числе для нужд охотничьего хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РК от 23 декабря 2003 n^aN 1303.


Охота производится в закрепленных охотничьих угодьях, если не уста­новлено иное.

Охотничьи угодья - это территории и акватории, являющиеся средой обитания видов животных, представляющих объект охоты, где осуществ­ляются или могут осуществляться охота и ведение охотничьего хозяйства (п.6 Правил охоты на территории Республики Казахстан).

Охотничьи угодья подразделяются на:

1) закрепленные за пользователями животного мира для производства охоты и ведения охотничьего хозяйства;

2) незакрепленные за пользователями животного мира для производства охоты и ведения охотничьего хозяйства, находящиеся в резервном фонде охотничьих угодий;

3) расположенные на особо охраняемых природных территориях, где допускается ведение охотничьего хозяйства и производство охоты в поряд­ке, установленном законом.

Орудиями добывания животных признаются охотничье огнестрельное оружие, ловчие птицы, собаки и все технические средства, с применением которых происходит их добывание, не запрещенные законодательством Республики Казахстан, в зависимости от вида охоты.

Охота производится с применением: 1) охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия; 2) охотничьего огнестрельного оружия с нарез­ным стволом, кроме птиц; 3) самоловных орудий (давильными капканами, силками, кулемами, плашками); 4) собак и ловчих птиц.

По окончании производства охоты, в перерывах между производством охот, при переезде с места на место, а также при проверке уполномоченны­ми лицами законности производства охоты охотником охотничье огне­стрельное оружие приводится в разряженное состояние. Ружье считается разряженным при отсутствии патрона в патроннике и в магазине оружия.

Продукцией охоты признаются шкуры животных (пушнина, кожевен­ное сырье, шкурки птиц), их мясо, жир, перо и пух, панты, мускус, желчь, черепа, рога (кроме сброшенных естественным путем или павших живот­ных), клыки и другие части тела животных, яйца птиц и пресмыкающихся, а также сами отловленные животные.

Охота производится на основании соответствующего разрешения на производство охоты, выдаваемого уполномоченным органом или его терри­ториальными органами.

Промысловая охота допускается при наличии у охотника следующих документов:

1) удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминиму­му с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномоченного


органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;

2) разрешения;

3) при охоте с применением охотничьего огнестрельного оружия разре­шения органов внутренних дел Республики Казахстан на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия;

4) при охоте с собаками и ловчими птицами - документов об их регист­рации;

5) договора с охотохозяйственной организацией;

6) путевки охотохозяйственной организации. Путевка — документ, вы­даваемый физическому лицу для посещения закрепленных охотничьих уго­дий или рыбохозяйственных водоемов (участков) с целью добывания объ­ектов животного мира (п.26 ст.1 Закона);

7) промыслового журнала.

При коллективной (групповой) форме промысловой охоты охотохозяй­ственной организацией назначается ответственное лицо за использование разрешения.

Любительская (спортивная) охота допускается при наличии у охотни­ка следующих документов:

1) удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминиму-му с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномоченного органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;

2) разрешения;

3) путевки охотохозяйственной организации;

4) при охоте с применением охотничьего огнестрельного оружия - раз­решения органов внутренних дел Республики Казахстан на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия;

5) при охоте с собаками и ловчими птицами - документов об их регист­рации.

Как видим при любительской (спортивной) охоте нет необходимости за­ключать договор с охотохозяйственной организацией и заводить промысло­вый журнал.

При коллективной (групповой) форме любительской (спортивной) охоты на копытных и медведя данные ответственного охотника за использование разрешения заносятся на лицевую сторону, а данные остальных участников с указанием номеров их удостоверений охотника - на оборотной стороне разрешения.

В Правилах охоты на территории Республики Казахстан установлены сроки охоты, для каждого вида животных - свой срок.


Уполномоченный орган по согласованию с уполномоченным государст­венным органом, осуществляющим руководство в области науки и научно-технической деятельности, в зависимости от природно-климатических ус­ловий региона могут принять решение о переносе начала охоты на более поздний срок до 15 календарных дней в пределах сроков, установленных настоящими Правилами.

При добыче меченых (окольцованных, микрочипованных) птиц или млекопитающих информация, с указанием даты и места добычи, кольцо, микрочип и другие метки, представляется уполномоченному лицу охотохо­зяйственной организации или в территориальный орган уполномоченного органа для дальнейшей передачи в уполномоченный государственный ор­ган, осуществляющий руководство в области науки и научно-технической деятельности.

По окончании охоты егерем охотохозяйственной организации или при его отсутствии самим охотником ежедневно производится отметка о факти­чески добытых животных в разрешении, если это предусмотрено формой разрешения, или путевке, а при промысловой охоте - в промысловом жур­нале.

Существуют запреты на проведение охоты. Их перечень имеется в ст.39 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного ми­ра», но более подробный и детальный перечень содержится в п.24 Правил охоты на территории Республики Казахстан от 31 декабря 2004 года:

1) без удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотми-нимуму с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномочен­ного органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;

2) без разрешения органов внутренних дел на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия, а иностранным гражданам - без раз­решения органов внутренних дел на ввоз и вывоз охотничьего огнестрель­ного оружия;

3) без документов на регистрацию собак и ловчих птиц;

4) в резервном фонде охотничьих угодий, если иное не установлено уполномоченным органом;

5) без договора с охотохозяйственной организацией в промысловых це­лях;

6) орудиями добывания, применение которых не предусмотрено на­стоящими Правилами;

7) на землях населенных пунктов, а также прилегающих к ним террито­риях, в радиусе двух километров вокруг них с применением гладкостволь-


ного охотничьего оружия, и шести километров с применением нарезного охотничьего оружия;

8) на землях промышленности, транспорта, связи, обороны без разреше­ния уполномоченного органа;

9) на землях, занятых сельскохозяйственными культурами, до окончания уборки урожая;

10) на особо охраняемых природных территориях, за исключением тер­ритории, где в установленном законодательством порядке допускаются от­дельные виды природопользования;

11) в любительских (спортивных) целях с применением авиа-, автомото-, транспортных средств, в том числе снегоходной техники (кроме охоты на волков);

12) лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или интоксикации иного типа;

13) на животных, находящихся в бедственном и беспомощном положе­нии (спасающихся от бури, наводнения, пожара, при переправе через водо­емы, в гололед, истощенных от бескормицы, отсиживающихся на полыньях водоплавающих птиц);

14) на редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (кроме случаев их добывания в соответствии с законодательством);

15) на речного бобра, выдру, норку, ондатру с применением охотничьего оружия;

16) с разрушением и повреждением жилищ животных, за исключением раскопки нор для спасения охотничьих собак, с последующим их восста­новлением;

17) с разрушением бобровых плотин;

18) с применением маломерных судов с включенным двигателем;

19) с применением ночных прицелов и приспособлений для бесшумной стрельбы, лазерных целеуказателей;

20) с применением осветительных приборов (за исключением промы­словой добычи волка, шакала, лисицы, корсака в соответствии с разрешени­ем уполномоченного органа);

21) с применением воспроизводящих звук электронных устройств;

22) с применением пневматического, метательного оружия (кроме ис­пользования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъекцированием объектов животного мира);

23) с применением патронов с пулями бронебойного, зажигательного
или разрывного действия со смещенным центром тяжести;


24) с применением в гладкоствольных охотничьих ружьях самодельных нарезных вкладных стволов (вкладышей);

25) с выжиганием пустошей, надводной растительности, раскорчевкой и уничтожением другой растительности;

26) с применением самострелов, сжимов, схватов, кляпцев, подрезей, устройством западней, ловчих ям, путем установления крупных капканов без заметных для человека опознавательных знаков, шатров, перевесов, крючков, пик, птичьего клея, выкуриванием, выгоном на гладкий лед, наст, глубокий снег и вязкие солончаки, скошенный тростник, применением кап­канов при добыче медведя, копытных животных и птиц, охота котлом, под­ковой;

27) с применением сетей, выливанием из нор (за исключением отлова диких животных для их переселения или содержания в неволе по согласо­ванию с уполномоченным органом);

28) с применением взрывчатых устройств, ядохимикатов (за исключени­ем применения ядохимикатов при истреблении мышевидных грызунов, сус­ликов, серых крыс, хомяков, а также в случаях эпизоотии бешенства и дру­гих болезней животных по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным органом);

29) путем добычи продукции охоты сверх указанного количества и дру­гих видов животных, не указанных в разрешении;

30) без путевки охотохозяйственной организации;

31) с использованием ловчих птиц, завезенных из других стран.

Рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млеко­питающих представляет собой выслеживание, преследование и добычу все видов рыб, водных беспозвоночных и морских млекопитающих, находя­щихся в состоянии естественной свободы.

К водным беспозвоночным относятся моллюски (мидии, морские гре­бешки, устрицы, каракатицы и т. д.) и ракообразные (креветки, крабы, ома­ры и т. д.). Морские млекопитающие - это животные, средой обитания которых является море (с возможным использованием и побережья), - тю­лени, нерпы.

В Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» наблюдается одно несоответствие. Указанный вид пользования жи­вотным миром называется «рыболовство, добывание водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих», однако Глава 6 Закона, регулирующая этот вид пользования животным миром, называется «Рыболовство». А в п.1 ст.34 Закона дается понятие рыболовства, по которому рыболовство - это лов рыбы и добывание других водных животных, являющихся объектом рыболовства.


Между тем к водным животным относятся не только водные беспозво­ночные и морские млекопитающие, но и иные водные животные - пресно­водные, а также пушные звери — выдра, ондатра, бобер, нутрия. Как быть с последними? Являются ли они объектом рассматриваемого вида пользова­ния животным миром либо объектом охоты? По законодательству РК добы­вание этих видов животных относится к охоте. Думается, что следует раз­граничивать понятие «рыболовство» и «добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих», поэтому более точным будет именовать рас­сматриваемый вид пользования животным миром «Рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих».

Объектами рыболовства и добывания водных беспозвоночных и мор­ских млекопитающих являются виды животных, указанных в качестве тако­вых в нормативных актах. Перечень таких животных установлен в Поста­новлении Правительства РК «Об утверждении ставок платы за пользование животным миром» от 14 ноября 2008 года № 1061, в частности в Ставках платы за пользование видами животных, являющихся объектами рыболов­ства, утвержденных этим постановлением. Это многие виды рыб, каспий­ский тюлень (морское млекопитающее), длиннопалый рак (кроме турке­станского подвида) (водное беспозвоночное). Существует Перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, утвержден­ный Постановлением Правительства РК от 15 апреля 2002 года N 433.

Субъектами рыболовства являются физические и юридические лица.

В соответствии со ст.35 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и ис­пользовании животного мира» право на промысловое рыболовство имеют физические и юридические лица при наличии:

1) разрешения на пользование животным миром;

2) договора с уполномоченным органом на рыболовство.

Право на любительское (спортивное) рыболовство имеют физические лица.

В соответствии со ст.34 Закона рыболовство подразделяется на следую­щие виды:

1) промысловое рыболовство;

2) любительское (спортивное) рыболовство.

Промысловое рыболовство — лов рыбы и добывание других водных животных, являющихся объектом рыболовства, в целях предприниматель­ской деятельности.

Промысловое рыболовство осуществляется только в рыбохозяйственных водоемах (участках), закрепленных за рыбохозяйственными организациями.


Любительское (спортивное) рыболовство — лов рыбы и добывание других водных животных в целях удовлетворения спортивных, эстетиче­ских потребностей и для личного потребления добытой продукции.

Порядок и условия рыболовства регулируются Правилами рыболовства, утвержденными Постановлением Правительства РК от 18 марта 2005 года.

Промысловое рыболовство допускается при наличии у пользователя следующих документов:

1) разрешения;

2) договора на промысловое рыболовство с уполномоченным органом;

3) договора между пользователем, за которым закреплен рыбохозяйст-венный водоем (участок), и физическими и юридическими лицами в случае заключения указанного договора;

4) промыслового журнала по форме, установленной уполномоченным<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: