Обширность территории (272,5 млн. га), обилие видов фауны (более 830 позвоночных и 50000 беспозвоночных) является особенностью нашей страны290. На территории Казахстана обитает 489 видов птиц, 3 вида -тых, 178 видов млекопитающих, 104 вида - рыб, 49 видов - пресмыкающихся, 12 видов - земноводных291.
Животный мир - один из основных компонентов окружающей среды, важная составная часть природных богатств РК. В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года животный мир — это совокупность животных, постоянно или временно обитающих на территории Республики Казахстан, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Республики Казахстан.
К животным по данному закону относятся дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве (п. 9 ст.1 Закона).
|
|
По нашему мнению, понятие «животный мир» следует давать более развернуто, чтобы не было необходимости обращаться к понятию «животные» и выяснять, какие именно животные здесь имеются в виду.
Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года№ 914 //Справочная правовая система ЮРИСТ.
291 Проблемы экологии в Казахстане //Материалы Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан. - Алматы, 1997. С.24.
Итак, животный мир — это совокупность диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, постоянно или временно обитающих на территории Республики Казахстан, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Республики Казахстан.
Отношения в области использования, воспроизводства и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, изъятых из природной среды и содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных и иных целей, регулируются соответствующим законодательством РК.
Отсюда можно сделать выводы, что животный мир как объект охраны должен обладать признаками, имеющими юридическое значение.
Во-первых, естественный источник происхождения. Дикие животные - это, прежде всего, естественный продукт природы, живые природные тела, возникающие и существующие в основном естественным путем, без приложения человеческого труда. Хотя, в настоящее время дикая фауна в результате направленного воздействия человека становится все больше очеловеченной (переселение в новые места обитания, акклиматизация, скрещивание и т. д.), тем не менее, жизнедеятельность диких животных протекает в основном вне непосредственного контроля человека.
|
|
Во-вторых, «неприрученность». Объектом правовой охраны являются дикие, т. е. не прирученные, не одомашненные животные.
В-третьих, нахождение животных в состоянии естественной свободы, под которым следует понимать существенно не ограниченную и существенно не измененную человеком непосредственную, естественную связь животного с окружающей природной средой. Утрата диким животным естественной свободы означает выпадение его из фонда дикой фауны и существенно изменяет его правовой режим.
В-четвертых, жизнеспособность. Дикие животные подпадают под действия норм экологического законодательства только в том случае, если они находятся в живом состоянии. Погибшие животные рассматриваются как товарно-материальная ценность, на них распространяются нормы гражданского законодательства.
В-пятых, индивидуализация. Объектом использования и охраны могут быть индивидуализированные особи, представляющие собой самостоятельные материализованные объекты. Так, экологическим законодательством не регулируются отношения, связанные с использованием микроорганизмов. Не случайно в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» перечислены конкретные виды животных - млекопитаю-
щие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие.
В-шестых, нахождение животных в определенных территориальных границах. Законом РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» регулируются отношения в области охраны и использования диких животных, постоянно или временно обитающих на территории РК, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РК. Дикие животные как существа, способные к передвижению, могут мигрировать за пределы территории РК и перейти ее границы в обратном направлении. Эти особенности диких животных приводят к тому, что они являются объектом правового регулирования республиканского права лишь в период нахождения на территории РК.
В соответствии с целевым назначением животный мир подразделяется на следующие категории:
1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных;
2) виды животных, являющиеся объектами охоты;
3) виды животных, являющиеся объектами рыболовства;
4) виды животных, используемые в иных хозяйственных целях (кроме охоты и рыболовства), определяемых уполномоченным органом;
5) виды животных, не используемые в хозяйственных целях, но имеющие экологическую, культурную и иную ценность;
6) виды животных, численность которых подлежит регулированию в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба окружающей среде, предупреждения опасности нанесения существенного ущерба сельскохозяйственной деятельности (ст.З Закона).
Деление диких животных на категории имеет важное значение. Для каждой категории предусмотрен своеобразный режим использования и охраны. Так, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных не являются объектами охоты и рыболовства, они заносятся в Красную книгу Республики Казахстан. Запрещаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.
Отнесение видов животных к категориям и их перевод из одной категории в другую производятся в целях сохранения видового разнообразия животного мира, их охраны, воспроизводства и устойчивого использования.
|
|
Важность животного мира объясняется теми функциями, которые он выполняет: экологическими, экономическими, культурно-воспитательными, научными.
Экологические функции животного мира выражаются в его влиянии на другие природные объекты. «Большое значение имеют животные в формировании ландшафтов. За счет морских, преимущественно одноклеточных, животных с твердым скелетом происходит образование осадочных пород (мела, известняка и др.).
Велика роль животных в образовании почвы и коры выветривания. Живущие в огромных количествах в земле мельчайшие круглые черви, почвенные клещи, земляные черви, муравьи, жуки и их личинки, млекопитающие и другие животные разрыхляют почву, способствуют аэрации и проникновению в нее влаги, обогащают органическими веществами, повышают ее плодородие.
При участии животных формируется химический состав подземных и грунтовых вод, возникает особая приземная атмосфера.
Большое влияние оказывают животные на жизнь растений. Одни животные являются опылителями растений, другие переносчиками их семян. Значительное число растений совсем не могло бы существовать без животных, так как без помощи последних они не могут опыляться или расселяться».
Экономические функции животного мира проявляются в том, что он в качестве важнейшего природного ресурса служит источником для получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья, других материальных ценностей. Дикие животные являются источником для одомашнивания, в частности, пушные звери (песцы, норки, лисицы и т. д.).
Санитарно-оздоровительная функция животного мира основана на способности некоторых его представителей положительно воздействовать на больного человека. Например, в медицине используются некоторые виды животных (пиявки), а также полезные свойства животных - яд змей и некоторых ядовитых насекомых, струя кабарги и т.д.
|
|
Культурно-эстетическая функция также выполняется животным миром. Например, трудно представить красивый пейзаж без множества прекрасных бабочек, птиц.
Научно-познавательная функция животного мира заключается в использовании его представителей для проведения научных опытов по тестированию лекарственных препаратов и других веществ.
Животный мир в РК, согласно ст. 4 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» находится в государственной собствен-
292 Гладков Н. А. и др. Охрана природы. — М: Просвещение, 1975. С. 135-136. 372
ности. Владение, распоряжение и пользование животным миром от имени государства осуществляет Правительство РК.
Государственное управление в данной области реализуется Правительством РК, местными органами представительной и исполнительной власти, специально уполномоченными органами в данной области, функциональными органами.
Впервые в Законе «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» был закреплен бассейновый принцип государственного управления рыбными ресурсами и другими водными животными, под которым понимается единая система управления рыбными ресурсами и другими водными животными в рыбохозяйственных водоемах (участках) с учетом особенностей воспроизводства и миграции рыб и других водных животных независимо от административно-территориального деления (п.1 ст. 1 Закона).
В соответствии со ст.7 «Особенности государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и других водных животных» Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» государственные учет, кадастр, мониторинг и контроль за использованием рыбных ресурсов и других водных животных, а также их изучение, охрана и воспроизводство составляют единую систему государственного управления и осуществляются в рыбохозяйственных водоемах (участках) по бассейновому принципу.
К специально уполномоченным органам в области охраны и использования животного мира относятся Министерство охраны окружающей среды РК и его территориальные органы, Министерство сельского хозяйства РК и его территориальные органы, Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, Комитет рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК и их территориальные органы.
В соответствии со ст.8 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 2) осуществляет права владения, пользования и распоряжения животным миром; 3) осуществляет руководство деятельностью уполномоченного органа и акиматов по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира; 4) разрабатывает государственные программы по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 5) определяет уполномоченный орган; 6) определяет административный орган для организации выполнения обязательств по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез-
новения; 7) утверждает лимиты на изъятие объектов животного мира; 8) утверждает перечень рыбохозяйственных водоемов (участков) международного и республиканского значения; 9) утверждает правила охоты, рыболовства; 10) утверждает правила ведения охотничьего хозяйства и правила ведения рыбного хозяйства; 11) утверждает размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства РК в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 12) утверждает положение о Красной книге Республики Казахстан; 13) утверждает перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 14) утверждает правила выдачи разрешений на пользование животным миром; 15) утверждает правила установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира; 16) определяет категории редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и переводит их в другие категории; 17) вводит ограничения международной торговли редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, разводимых в неволе или полувольных условиях; 18) определяет порядок ведения государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира; 19) утверждает правила создания и государственного учета зоологических коллекций; 20) утверждает правила проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов (участков) и квалификационные требования, предъявляемые к участникам конкурса; 21) утверждает перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства; 22) утверждает нормативы в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 23) утверждает перечень должностных лиц уполномоченного и территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также работников государственных учреждений и организаций, осуществляющих непосредственную охрану животного мира, имеющих право на ношение форменной одежды (без погон); 24) осуществляет международное сотрудничество в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
В ст. 10 Закона установлена компетенция органов местного государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
Местные представительные органы Республики Казахстан: 1) утверждают региональные программы по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 2) рассматривают отчеты руководителей местных исполнительных органов по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира.
Местные исполнительные органы Республики Казахстан: 1) разрабатывают и обеспечивают реализацию региональных программ по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 2) осуществляют координацию и контроль за деятельностью подведомственных органов и организаций в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 3) утверждают перечень рыбохозяйственных водоемов местного значения; 4) принимают решения по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов (участков) за пользователями животным миром.
В соответствии со 9 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» уполномоченным органом в данной области является Министерство сельского хозяйства РК, в структуре которого имеются Комитет лесного и охотничьего хозяйства и Комитет рыбного хозяйства.
Министерство сельского хозяйства осуществляет следующие функции в данной области: 1) реализует государственную политику в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 2) разрабатывает отраслевые (секторальные) программы по охране, воспроизводству и использованию животного мира; 3) осуществляет государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 4) распределяет квоты на изъятие объектов животного мира на основании утвержденных лимитов; 5) определяет порядок выдачи удостоверения охотника; 6) определяет категории охотничьих хозяйств; 7) выдает разрешения на пользование животным миром; 8) разрабатывает нормативы в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 9) ведет государственный учет, кадастр и мониторинг животного мира; 10) организует проведение научных исследований и проектно-изыскательских работ в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 11) ведет и обеспечивает издание Красной книги Республики Казахстан; 12) определяет категории видов животных и переводит их из одной категории в другую, за исключением отнесения к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения; 13) определяет порядок и выдает разрешения на ввоз и вывоз объектов животного мира, их частей и производных, в том числе видов животных, отнесенных к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения; 14) определяет порядок подготовки биологического обоснования на пользование животным миром; 15) разрабатывает и утверждает методики определения ставок плат за пользование животным миром и размеров возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства РК в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 16) проверяет деятельность пользователей животным миром в целях определения соблюдения требований законодательства РК об охране, воспроизводстве и ис-
пользовании животного мира; 17) рассматривает дела об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 18) вводит ограничения и запреты на пользование объектами животного мира; 19) организует деятельность по искусственному разведению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 20) организует и обеспечивает охрану, воспроизводство и государственный учет животного мира в резервном фонде охотничьих угодий и рыбохозяйст-венных водоемов (участков); 21) утверждает формы актов государственного инспектора по охране животного мира, порядок их составления и выдачи; 22) утверждает типовое положение о егерской службе охотохозяйственных и рыбохозяйственных организаций; 23) утверждает типовую форму путевки; 24) утверждает правила применения специальных средств государственными инспекторами по охране животного мира; 25) утверждает образцы форменной одежды (без погон), порядок ношения и нормы обеспечения ею должностных лиц уполномоченного и территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также работников государственных учреждений и организаций, осуществляющих непосредственную охрану животного мира; 26) осуществляет международное сотрудничество в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
Активное участие в охране животного мира принимают функциональные органы - органы внутренних дел, таможенные органы.
Деятельность всех вышеперечисленных органов направлена на охрану условий существования диких животных в состоянии естественной свободы, сохранение целостности естественных сообществ и рационального использования, а также укрепление законности в этой области.
Среди редких эндемичных и реликтовых видов, требующих охраны, насчитывается более 300 видов позвоночных животных, значительная часть
которых находится на грани исчезновения.
В ст.1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года даются понятия охраны животного мира и охраны среды обитания животного мира:
охрана животного мира — деятельность, направленная на сохранение животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, устойчивое использование и воспроизводство объектов животного мира, а
293 Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года № 914 /Справочная правовая система ЮРИСТ.
также комплекс мероприятий по профилактике и борьбе с правонарушениями в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (п. 18 ст.1 Закона);
охрана среды обитания животного мира — деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира в состоянии естественной свободы (п. 19 ст.1 Закона).
Рассмотрим правовой аспект охраны животного мира.
В объективном смысле правовая охрана животного мира - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на животный мир, сохранению животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, воспроизводству объектов животного мира.
В субъективном смысле правовая охрана животного мира - это деятельность государства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на животный мир, сохранению животного мира, среды его обитания и биологического разнообразия, воспроизводству объектов животного мира.
Охрана животного мира осуществляется путем: 1) установления и соблюдения правил и норм по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира; 2) установления ограничений и запретов на пользование животным миром; 3) охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; 4) предотвращения нарушений установленных правил пользования животным миром; 5) организации охраны среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных; 6) закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране объектов животного мира; 7) создания особо охраняемых природных территорий; 8) искусственного разведения животных; 9) оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин; 10) организации научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 11) пропаганды идей охраны и устойчивого использования объектов животного мира; 12) стимулирования деятельности физических и юридических лиц по охране животного мира; 13) воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру (ст. 13 Закона).
Экологические требования по охране животного мира можно сгруппировать на: общие и специальные.
Общие требования изложены в ст. 12 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»:
Деятельность, влияющая на состояние животного мира, среду обитания, условия размножения и пути миграции животных, должна осуществляться с соблюдением требований, в том числе экологических, обеспечивающих сохранность и воспроизводство животного мира, среды его обитания и компенсацию нанесенного вреда.
При осуществлении деятельности, которая воздействует или может воздействовать на состояние животного мира и среду обитания, должно обеспечиваться соблюдение следующих основных требований:
1) сохранение биологического разнообразия и целостности сообществ животного мира в состоянии естественной свободы;
2) сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации объектов животного мира;
3) научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира;
4) регулирование численности объектов животного мира в целях сохранения биологического равновесия в природе;
5) воспроизводство животного мира, включая искусственное разведение животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, с последующим их выпуском в среду обитания.
При разработке государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ по охране, воспроизводству и использованию животного мира, нормативных правовых актов должны быть учтены в обязательном порядке вышеуказанные требования.
Специальные экологические требования установлены в Главе 35 «Экологические требования при использовании животного мира» и Главе 36 «Экологические требования по охране, воспроизводству, разведению в неволе и полувольных условиях, ограниченному хозяйственному использованию редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных» Экологического кодекса РК:
- Экологические требования при общем пользовании животным миром (Статья 236).
- Экологические требования при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, железнодорожных путей, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач и связи, каналов, плотин, иных сооружений и объектов (Статья 237).
- Экологические требования при выкашивании тростника и выжигании сухой растительности (Статья 238).
- Экологические требования при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов, используемых в хозяйственной и иной деятельности, создании новых препаратов (Статья 239).
- Экологические требования при переселении животных в новые места обитания, акклиматизации новых для фауны Казахстана видов животных, реакклиматизации и скрещивании животных, их ввозе в Республику Казахстан и вывозе за ее пределы (Статья 240).
- Экологические требования при охоте, закреплении охотничьих угодий, охотоустройстве (Статья 241). v
- Экологические требования np"irрыболовстве, включая добывание водных животных (Статья 242).
- Экологические требования при использовании полезных свойств и
продуктов жизнедеятельности животных (Статья 243).
- Экологические требования к зоологическим коллекциям (Статья 244).
- Экологические требования при регулировании численности животных (Статья 245).
- Экологические требования при ведении охотничьего и рыбного хозяйства (Статья 246).
- Экологические требования при установлении лимитов и квот на пользование животным миром (Статья 247).
- Экологические требования при производстве и использовании продуктов биотехнологии (Статья 248).
- Экологические требования при охране и воспроизводстве редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы (Статья 250).
- Экологические требования при пользовании редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных, обитающими в состоянии естественной свободы (Статья 251).
- Экологические требования при содержании и разведении в неволе или полувольных условиях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (Статья 252).
В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира могут быть установлены:
1) ограничения сроков пользования животным миром;
2) запреты методов, способов и видов орудий добывания;
3) изменения норм изъятия;
4) ограничения количества пользователей животным миром. Основанием для установления ограничений и запретов являются: 1) нарушение половозрастной структуры популяции животных;
2) сокращение численности животных;
3) ухудшение среды обитания;
4) необходимость создания зон покоя в местах массового скопления животных в период миграции и размножения.
В целях сохранения объектов животного мира запрещаются:
1) уничтожение растительности и иные действия, ухудшающие условия среды обитания животных;
2) распашка земель с поселениями животных, обитающих колониями, ближе двадцати метров от начала расположения их нор по периметру или же без их предварительного переселениям другое место по согласованию с уполномоченным органом; *ЙР
3) разрушение и повреждение жилищ и гнезд животных, сбор яиц;
4) езда на катерах, моторных лодках и других плавучих средствах с включенными моторами в обозначенных местах массового гнездования водоплавающих птиц и нерестилищах рыб в период их размножения;
5) пролет самолетов, вертолетов и иных летательных аппаратов над территорией массового обитания диких копытных животных и колониальных птиц ниже одного километра без согласования с уполномоченным органом;
6) уничтожение среды обитания животных, повреждение посевов кормовых растений, защитных посадок, солонцов, кормушек для животных, указательных знаков, сооружений, предназначенных для ведения охотничьего и рыбного хозяйства;
7) изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных без решения Правительства Республики Казахстан;
8) добыча объектов животного мира сверх установленного лимита и вне сроков, указанных в разрешениях на пользование животным миром;
9) добыча объектов животного мира с применением не предусмотренных правилами охоты и рыболовства видов орудий, методов и способов добывания животных;
10) добыча объектов животного мира с применением взрывных устройств, ядохимикатов (за исключением применения ядохимикатов при истреблении полевых грызунов, а также в случаях эпизоотии бешенства и других болезней животных по согласованию с уполномоченным органом);
11) производство без разрешения уполномоченного органа интродукции и гибридизации животных, а также изъятие вновь акклиматизированных животных (ст. 14 Закона).
Все дикие животные охраняются независимо от того, насколько они полезны. Законодательство РК не предусматривает деление диких животных на полезных или неполезных. Правовая охрана распространяется и на сайгаков, которые удовлетворяют потребности человека в мясе, и на бабочек,
от которых, казалось бы, нет никакой пользы, однако они имеют эстетическое значение и являются опылителями растений.
Особой охране подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных в соответствии со ст. 15 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных заносятся в Красную книгу Республики Казахстан, их охрана осуществляется государством. Физические и юридические лица обязаны принимать меры по охране видов животных, занесенных в Красную книгу РК. Изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных допускается в исключительных случаях по решению Правительства Республики Казахстан для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска в среду обитания в научных и иных целях, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Запрещаются содержание, перевозка, продажа, выставление на продажу и покупка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также их ввоз и вывоз без разрешения административного органа.
Охрана животного мира отличается от охраны иных природных объектов тем, что осуществляется по двум направлениям: охраняется не только сам природный объект - животный мир, но и среда обитания диких животных.
В Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» предусмотрены нормы об охране среды обитания диких животных.
Так, в ст. 17 Закона предусмотрены мероприятия по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности:
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот неиспользуемых, прибрежных, заболоченных, занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, пользовании лесными ресурсами и водными объектами, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристских маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и
осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения объектов животного мира, путей миграции и мест концентрации животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных.
При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, плотин и иных водохозяйственных сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных.
Законодательство РК о животном мире предусматривает случаи, когда государство и общество отступают от принципа всемерной охраны животного мира. Это исключение касается такой категории животных, как виды животных, численность которых подлежит регулированию в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба окружающей среде, предупреждения опасности нанесения существенного ущерба сельскохозяйственной деятельности.
Регулирование численности животных предусмотрено Главой 8 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
Регулирование численности животных осуществляется в целях:
1) охраны здоровья населения;
2) предотвращения заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;
3) предотвращения ущерба экономике;
4) сохранения биологического равновесия (ст.44 Закона).
Основаниями регулирования численности объектов животного мира мо
гут быть:
1) возникновение угрозы заражения или заболевания населения, сельскохозяйственных и домашних животных болезнями, переносчиками которых являются объекты животного мира;
2) возникновение угрозы значительного ущерба экономике;
3) нарушение сложившегося природного баланса животного мира в среде их обитания, приведшее к сокращению численности его отдельных видов и другим негативным последствиям (ст.45 Закона).
Порядок регулирования численности животных установлен Правилами регулирования численности животных, утвержденными Приказом Министра сельского хозяйства РК от 1 декабря 2004 года № 714.
Решение о регулировании численности животных принимается Комитетом лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК
и его территориальными органами. Для рассмотрения вопроса о необходимости регулирования численности животных создаются комиссии по решению вопроса о регулировании численности животных. В состав Комиссии входят представители территориальных управлений Комитета, местных органов исполнительной власти, представители научных организаций, уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора.
Основаниями для принятия решений о созыве Комиссии являются:
1) обращения физических и юридических лиц, государственных органов охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, местных представительных, исполнительных и иных государственных органов;
2) мониторинговые исследования научных организаций;
3) собственные мониторинговые исследования Комитета;
4) обязательства РК по международным соглашениям.
Основанием для принятия решения о регулировании численности животных являются:
1) положительное заключение Комиссии;
2) дополнительные заключения органов, участвующих в работе Комиссии при наличии биологического обоснования и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Деятельность по регулированию численности животных могут осуществлять компетентные государственные органы, их территориальные подразделения, физические и юридические лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При регулировании численности животных могут использоваться следующие методы и способы:
1) истребление (на определенной территории) с использованием ядохимикатов и других специальных способов для регулирования численности объектов животного мира, являющихся переносчиками опасных инфекций, либо при угрозе возникновения эпидемий и эпизоотии или нанесения значительного ущерба экономике;
2) изменение сроков, способов и объемов добывания (отстрела, отлова) животных, являющихся объектами охоты или использования в хозяйственных целях;
3) отстрел, отлов животных, не являющихся объектами охоты или использования в хозяйственных целях, в случаях, когда отсутствует возможность использования других способов регулирования их численности;
4) отлов (живоотлов) животных для переселения или содержания и разведения в неволе или полувольных условиях;
5) разрушение жилищ и гнезд животных, сбор яиц для регулирования численности животных в условиях, когда другие способы регулирования неэффективны или не могут быть использованы.
2. Понятие и виды права пользования животным миром
В соответствии с п. 24 ст.1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года пользование животным миром — это пользование объектами животного мира, их полезными свойствами с изъятием или без изъятия из среды обитания.
Характерной чертой современного пользования объектами животного мира является их устойчивое использование, т.е. использование объектов животного мира способами, не приводящими к истощению видового разнообразия животного мира и сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений.
Право пользования животным миром в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, основания прекращения права пользования животным миром, права и обязанности пользователей животным миром.
Право пользования животным миром в субъективном смысле - это совокупность правомочий конкретного пользователя животным миром по владению и пользованию объектами животного мира.
Объектами права пользования животным миром являются отдельные особи животного мира.
Субъектами права пользования животным миром (пользователями животного мира) выступают физические и юридические лица, которым предоставлено право пользования животным миром.
Животный мир предоставляется в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, гражданам Республики Казахстан и другим лицам, проживающим или пребывающим на ее территории.
Содержание права пользования животным миром составляют права и обязанности пользователей животным миром.
В соответствии со ст.27 «Права и обязанности пользователей животным миром» Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» пользователи животным миром при специальном пользовании имеют право:
1) осуществлять только те виды пользования животным миром, которые им разрешены;
2) пользоваться объектами животного мира в соответствии с условиями их предоставления;
3) собственности на добытые объекты животного мира и полученную при этом продукцию;
4) выдавать путевки;
5) заключать договоры с физическими и юридическими лицами на пользование объектами животного мира.
Пользователи животным миром при специальном пользовании обязаны:
1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;
2) своевременно вносить плату за пользование животным миром в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;
3) проводить внутрихозяйственное охотоустройство;
4) проводить внутрихозяйственное рыбоустройство;
5) не допускать ухудшения среды обитания животных;
6) пользоваться животным миром способами, безопасными для населения и окружающей среды, не допускающими нарушения целостности естественных сообществ и жестокого обращения с животными;
7) проводить учет численности объектов животного мира и представлять отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
9) проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира в соответствии с результатами биолого-экономических обследований;
10) не препятствовать осуществлению проверок в целях государственно
го контроля за соблюдением требований законодательства Республики Ка
захстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира.
Пользователи животным миром при общем пользовании имеют право пользоваться объектами животного мира для удовлетворения своих культурных и эстетических потребностей.
Пользователи животным миром при общем пользовании обязаны:
1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;
2) не допускать ухудшения среды обитания животных;
3) выполнять иные требования по охране, воспроизводству и использованию животного мира, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
Запрещается незаконное вмешательство в деятельность пользователей животного мира со стороны государственных органов, должностных лиц и организаций.
Рассмотрим основания возникновения права пользования животным миром. В соответствии со ст.26 Закона животный мир для специального пользования предоставляется на основе разрешений на пользование животным миром, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
На осуществление специального пользования животным миром, за исключением любительской (спортивной) охоты и рыболовства, научных исследований, необходимо получение экологического разрешения в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.
Общее пользование животным миром осуществляется без каких-либо разрешений.
Основания прекращения права пользования животным миром указаны в ст.30 Закона. Данное право прекращается в случаях:
1) добровольного отказа от пользования животным миром;
2) истечения срока пользования животным миром;
3) прекращения деятельности пользователя животным миром;
4) систематического нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, а также условий договора на ведение охотничьего или рыбного хозяйства;
5) изъятия земельных участков, на которых произведено закрепление
охотничьих угодий или рыбохозяйственных водоемов (участков), для госу
дарственных нужд в порядке, установленном законодательством Республи
ки Казахстан;
6) лишения разрешений на специальное пользование животным миром;
7) возникновения иных оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Право пользования животным миром можно классифицировать по нескольким основаниям.
По цели использования на территории РК допускаются следующие виды пользования животным миром:
— охота;
— рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
— использование в хозяйственных целях животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
— использование животных в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях;
— использование полезных свойств и продуктов жизнедеятельности животных (ст.24 Закона).
Рассмотрим каждый из этих видов и начнем с охоты.
Понятие «охота» толковалось издавна и неоднократно.
Так, в ХШ веке Фридрих П Гогенштауфен, император Священной Римской Империи в своей книге «Искусство охоты с птицами» писал: «Искусство охоты представляет собой сумму человеческих знаний, направленных на овладение (силой или хитростью) животными для пользы человека. Сама по себе охота представляет собой не что иное, как физическое и духовное
испытание человека во время ловли животных».
Толковые словари указывают, что «охота - поиски, выслеживание зве-
295 г
реи, птиц с целью умерщвления или ловли», «охота - добыча диких зверей и птиц, а также ловля их для расселения, использования в зоопарках, цирке и т.д.»
Однако данные понятия не являются правовым понятием. Последнее отражено в экологическом законодательстве.
Согласно ст. 32 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» охота — это вид специального пользования животным миром, при котором осуществляется изъятие видов животных, являющихся объектом охоты, из среды обитания.
Поиск, выслеживание и преследование с целью добывания, попытка добывания объектов животного мира, нахождение в охотничьих угодьях лиц с расчехленным охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, и ловчими птицами приравниваются к охоте.
Объектами охоты являются дикие животные, отнесенные государством к объектам охоты, но не все, а только млекопитающие, за исключением морских, и птицы. Перечень таких животных установлен в Постановлении Правительства РК «Об утверждении ставок платы за пользование животным
Яшин М.И., Оглоблин К.С., Смирнов В.Н. Справочник охотника и рыболова.-М„ 2000. С.7.
295 Ожегов СИ., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 1999. С.485.
Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1979. С.963.
миром» от 14 ноября 2008 года № 1061, а также в Постановлении Правительства РК «Об утверждении нормативов изъятия видов животных, являющихся объектами охоты» от 15 декабря 2005 года № 1250. Также существует Перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, утвержденный Постановлением Правительства РК от 15 апреля 2002 года N 433.
Право на охоту имеют физические лица при условии:
1) достижения восемнадцатилетнего возраста, если охота ведется с применением огнестрельного оружия;
2) достижения четырнадцатилетнего возраста, если охота ведется с применением других разрешенных правилами охоты видов орудий добывания, собак и ловчих птиц;
3) наличия удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминимуму и уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты. Охотничий минимум (охотминимум) — специальная программа по законодательству Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (п.22 ст.1 Закона);
4) получения разрешения на пользование животным миром. Разрешение на пользование животным миром — документ установленной формы, дающий право физическим и юридическим лицам на специальное пользование животным миром (п.27 ст.1 Закона).
Право на охоту для иностранцев на территории Республики Казахстан возникает на основании договора на организацию охоты с охотохозяйст-венной организацией и документа, удостоверяющего их право на охоту, выданного в стране проживания, и получения разрешения на пользование животным миром (ст.ЗЗ Закона).
Охота подразделяется на следующие виды:
1) промысловая охота;
2) любительская (спортивная) охота.
Промысловая охота — добывание видов животных, являющихся объектом охоты, в целях предпринимательской деятельности.
Любительская (спортивная) охота — добывание видов животных, являющихся объектом охоты, в целях удовлетворения спортивных, эстетических потребностей и для личного потребления добытой продукции.
Порядок и условия охоты конкретизируются в Правилах охоты на территории Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2004 года № 1458, Правилах пользования животным миром на участках государственного лесного фонда, в том числе для нужд охотничьего хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РК от 23 декабря 2003 n^aN 1303.
Охота производится в закрепленных охотничьих угодьях, если не установлено иное.
Охотничьи угодья - это территории и акватории, являющиеся средой обитания видов животных, представляющих объект охоты, где осуществляются или могут осуществляться охота и ведение охотничьего хозяйства (п.6 Правил охоты на территории Республики Казахстан).
Охотничьи угодья подразделяются на:
1) закрепленные за пользователями животного мира для производства охоты и ведения охотничьего хозяйства;
2) незакрепленные за пользователями животного мира для производства охоты и ведения охотничьего хозяйства, находящиеся в резервном фонде охотничьих угодий;
3) расположенные на особо охраняемых природных территориях, где допускается ведение охотничьего хозяйства и производство охоты в порядке, установленном законом.
Орудиями добывания животных признаются охотничье огнестрельное оружие, ловчие птицы, собаки и все технические средства, с применением которых происходит их добывание, не запрещенные законодательством Республики Казахстан, в зависимости от вида охоты.
Охота производится с применением: 1) охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия; 2) охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, кроме птиц; 3) самоловных орудий (давильными капканами, силками, кулемами, плашками); 4) собак и ловчих птиц.
По окончании производства охоты, в перерывах между производством охот, при переезде с места на место, а также при проверке уполномоченными лицами законности производства охоты охотником охотничье огнестрельное оружие приводится в разряженное состояние. Ружье считается разряженным при отсутствии патрона в патроннике и в магазине оружия.
Продукцией охоты признаются шкуры животных (пушнина, кожевенное сырье, шкурки птиц), их мясо, жир, перо и пух, панты, мускус, желчь, черепа, рога (кроме сброшенных естественным путем или павших животных), клыки и другие части тела животных, яйца птиц и пресмыкающихся, а также сами отловленные животные.
Охота производится на основании соответствующего разрешения на производство охоты, выдаваемого уполномоченным органом или его территориальными органами.
Промысловая охота допускается при наличии у охотника следующих документов:
1) удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминимуму с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномоченного
органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;
2) разрешения;
3) при охоте с применением охотничьего огнестрельного оружия разрешения органов внутренних дел Республики Казахстан на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия;
4) при охоте с собаками и ловчими птицами - документов об их регистрации;
5) договора с охотохозяйственной организацией;
6) путевки охотохозяйственной организации. Путевка — документ, выдаваемый физическому лицу для посещения закрепленных охотничьих угодий или рыбохозяйственных водоемов (участков) с целью добывания объектов животного мира (п.26 ст.1 Закона);
7) промыслового журнала.
При коллективной (групповой) форме промысловой охоты охотохозяйственной организацией назначается ответственное лицо за использование разрешения.
Любительская (спортивная) охота допускается при наличии у охотника следующих документов:
1) удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминиму-му с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномоченного органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;
2) разрешения;
3) путевки охотохозяйственной организации;
4) при охоте с применением охотничьего огнестрельного оружия - разрешения органов внутренних дел Республики Казахстан на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия;
5) при охоте с собаками и ловчими птицами - документов об их регистрации.
Как видим при любительской (спортивной) охоте нет необходимости заключать договор с охотохозяйственной организацией и заводить промысловый журнал.
При коллективной (групповой) форме любительской (спортивной) охоты на копытных и медведя данные ответственного охотника за использование разрешения заносятся на лицевую сторону, а данные остальных участников с указанием номеров их удостоверений охотника - на оборотной стороне разрешения.
В Правилах охоты на территории Республики Казахстан установлены сроки охоты, для каждого вида животных - свой срок.
Уполномоченный орган по согласованию с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в области науки и научно-технической деятельности, в зависимости от природно-климатических условий региона могут принять решение о переносе начала охоты на более поздний срок до 15 календарных дней в пределах сроков, установленных настоящими Правилами.
При добыче меченых (окольцованных, микрочипованных) птиц или млекопитающих информация, с указанием даты и места добычи, кольцо, микрочип и другие метки, представляется уполномоченному лицу охотохозяйственной организации или в территориальный орган уполномоченного органа для дальнейшей передачи в уполномоченный государственный орган, осуществляющий руководство в области науки и научно-технической деятельности.
По окончании охоты егерем охотохозяйственной организации или при его отсутствии самим охотником ежедневно производится отметка о фактически добытых животных в разрешении, если это предусмотрено формой разрешения, или путевке, а при промысловой охоте - в промысловом журнале.
Существуют запреты на проведение охоты. Их перечень имеется в ст.39 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», но более подробный и детальный перечень содержится в п.24 Правил охоты на территории Республики Казахстан от 31 декабря 2004 года:
1) без удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотми-нимуму с ежегодной регистрацией в территориальном органе уполномоченного органа и уплатой государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством РК;
2) без разрешения органов внутренних дел на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия, а иностранным гражданам - без разрешения органов внутренних дел на ввоз и вывоз охотничьего огнестрельного оружия;
3) без документов на регистрацию собак и ловчих птиц;
4) в резервном фонде охотничьих угодий, если иное не установлено уполномоченным органом;
5) без договора с охотохозяйственной организацией в промысловых целях;
6) орудиями добывания, применение которых не предусмотрено настоящими Правилами;
7) на землях населенных пунктов, а также прилегающих к ним территориях, в радиусе двух километров вокруг них с применением гладкостволь-
ного охотничьего оружия, и шести километров с применением нарезного охотничьего оружия;
8) на землях промышленности, транспорта, связи, обороны без разрешения уполномоченного органа;
9) на землях, занятых сельскохозяйственными культурами, до окончания уборки урожая;
10) на особо охраняемых природных территориях, за исключением территории, где в установленном законодательством порядке допускаются отдельные виды природопользования;
11) в любительских (спортивных) целях с применением авиа-, автомото-, транспортных средств, в том числе снегоходной техники (кроме охоты на волков);
12) лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или интоксикации иного типа;
13) на животных, находящихся в бедственном и беспомощном положении (спасающихся от бури, наводнения, пожара, при переправе через водоемы, в гололед, истощенных от бескормицы, отсиживающихся на полыньях водоплавающих птиц);
14) на редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (кроме случаев их добывания в соответствии с законодательством);
15) на речного бобра, выдру, норку, ондатру с применением охотничьего оружия;
16) с разрушением и повреждением жилищ животных, за исключением раскопки нор для спасения охотничьих собак, с последующим их восстановлением;
17) с разрушением бобровых плотин;
18) с применением маломерных судов с включенным двигателем;
19) с применением ночных прицелов и приспособлений для бесшумной стрельбы, лазерных целеуказателей;
20) с применением осветительных приборов (за исключением промысловой добычи волка, шакала, лисицы, корсака в соответствии с разрешением уполномоченного органа);
21) с применением воспроизводящих звук электронных устройств;
22) с применением пневматического, метательного оружия (кроме использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъекцированием объектов животного мира);
23) с применением патронов с пулями бронебойного, зажигательного
или разрывного действия со смещенным центром тяжести;
24) с применением в гладкоствольных охотничьих ружьях самодельных нарезных вкладных стволов (вкладышей);
25) с выжиганием пустошей, надводной растительности, раскорчевкой и уничтожением другой растительности;
26) с применением самострелов, сжимов, схватов, кляпцев, подрезей, устройством западней, ловчих ям, путем установления крупных капканов без заметных для человека опознавательных знаков, шатров, перевесов, крючков, пик, птичьего клея, выкуриванием, выгоном на гладкий лед, наст, глубокий снег и вязкие солончаки, скошенный тростник, применением капканов при добыче медведя, копытных животных и птиц, охота котлом, подковой;
27) с применением сетей, выливанием из нор (за исключением отлова диких животных для их переселения или содержания в неволе по согласованию с уполномоченным органом);
28) с применением взрывчатых устройств, ядохимикатов (за исключением применения ядохимикатов при истреблении мышевидных грызунов, сусликов, серых крыс, хомяков, а также в случаях эпизоотии бешенства и других болезней животных по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным органом);
29) путем добычи продукции охоты сверх указанного количества и других видов животных, не указанных в разрешении;
30) без путевки охотохозяйственной организации;
31) с использованием ловчих птиц, завезенных из других стран.
Рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих представляет собой выслеживание, преследование и добычу все видов рыб, водных беспозвоночных и морских млекопитающих, находящихся в состоянии естественной свободы.
К водным беспозвоночным относятся моллюски (мидии, морские гребешки, устрицы, каракатицы и т. д.) и ракообразные (креветки, крабы, омары и т. д.). Морские млекопитающие - это животные, средой обитания которых является море (с возможным использованием и побережья), - тюлени, нерпы.
В Законе РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» наблюдается одно несоответствие. Указанный вид пользования животным миром называется «рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих», однако Глава 6 Закона, регулирующая этот вид пользования животным миром, называется «Рыболовство». А в п.1 ст.34 Закона дается понятие рыболовства, по которому рыболовство - это лов рыбы и добывание других водных животных, являющихся объектом рыболовства.
Между тем к водным животным относятся не только водные беспозвоночные и морские млекопитающие, но и иные водные животные - пресноводные, а также пушные звери — выдра, ондатра, бобер, нутрия. Как быть с последними? Являются ли они объектом рассматриваемого вида пользования животным миром либо объектом охоты? По законодательству РК добывание этих видов животных относится к охоте. Думается, что следует разграничивать понятие «рыболовство» и «добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих», поэтому более точным будет именовать рассматриваемый вид пользования животным миром «Рыболовство, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих».
Объектами рыболовства и добывания водных беспозвоночных и морских млекопитающих являются виды животных, указанных в качестве таковых в нормативных актах. Перечень таких животных установлен в Постановлении Правительства РК «Об утверждении ставок платы за пользование животным миром» от 14 ноября 2008 года № 1061, в частности в Ставках платы за пользование видами животных, являющихся объектами рыболовства, утвержденных этим постановлением. Это многие виды рыб, каспийский тюлень (морское млекопитающее), длиннопалый рак (кроме туркестанского подвида) (водное беспозвоночное). Существует Перечень ценных видов животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, утвержденный Постановлением Правительства РК от 15 апреля 2002 года N 433.
Субъектами рыболовства являются физические и юридические лица.
В соответствии со ст.35 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» право на промысловое рыболовство имеют физические и юридические лица при наличии:
1) разрешения на пользование животным миром;
2) договора с уполномоченным органом на рыболовство.
Право на любительское (спортивное) рыболовство имеют физические лица.
В соответствии со ст.34 Закона рыболовство подразделяется на следующие виды:
1) промысловое рыболовство;
2) любительское (спортивное) рыболовство.
Промысловое рыболовство — лов рыбы и добывание других водных животных, являющихся объектом рыболовства, в целях предпринимательской деятельности.
Промысловое рыболовство осуществляется только в рыбохозяйственных водоемах (участках), закрепленных за рыбохозяйственными организациями.
Любительское (спортивное) рыболовство — лов рыбы и добывание других водных животных в целях удовлетворения спортивных, эстетических потребностей и для личного потребления добытой продукции.
Порядок и условия рыболовства регулируются Правилами рыболовства, утвержденными Постановлением Правительства РК от 18 марта 2005 года.
Промысловое рыболовство допускается при наличии у пользователя следующих документов:
1) разрешения;
2) договора на промысловое рыболовство с уполномоченным органом;
3) договора между пользователем, за которым закреплен рыбохозяйст-венный водоем (участок), и физическими и юридическими лицами в случае заключения указанного договора;
4) промыслового журнала по форме, установленной уполномоченным<