Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема

Второе место в структуре причин смертности населения в экономически развитых странах с 40—50-х годов занимают злокачественные новообразования. В России наиболее высокая заболеваемость злокачественными новообразованиями среди женщин отмечена в Санкт-Петербурге (197,7 на 10000 жителей). У мужчин этот показатель выше — 282 на 10000 жителей. Общий уровень онкологической заболеваемости в Санкт-Петербурге составляет 285 на 10000 жителей. Ежедневно в Санкт-Петербурге в среднем заболевают раком 50 и умирают — около 40 человек. Уровень смертности от новообразований составляет около 280 случаев на 100000 жителей.
Рост числа новообразований происходит не столько за счет улучшения диагностики этих заболеваний и увеличения числа лиц пожилого и старого возраста, у которых злокачественные опухоли развиваются чаще, сколько в результате истинного увеличения заболеваемости и смертности, особенно от рака легких и рака крови.
Показатели смертности в возрастных группах мужчин и женщин существенно различаются. Так, для группы 25—34 года смертность несколько выше у мужчин, 35 лет — у женщин, а в возрасте 55—64 лет значительно больше умирает мужчин. В целом смертность мужчин превышает смертность женщин. В разных возрастных группах мужчин и женщин имеются и различия в локализации злокачественных новообразований: в возрасте 25—40 лет у женщин преобладает рак половых органов, у мужчин — рак легких и рак желудка.
Стремительно возросла за последние 25—30 лет смертность от рака органов дыхания, и прежде всего у мужчин старших возрастных групп.
Диспансерный учет больных со злокачественными новообразованиями, находящихся под наблюдением онколога, дает возможность судить об общей их численности, так как эти больные находятся под наблюдением онкологических учреждений пожизненно.
К специальным показателям работы онкологических диспансеров, кабинетов и отделений относятся: 1) объем и эффективность массовых и индивидуальных профилактических осмотров населения, проводимых в целях раннего выявления злокачественных новообразований и предопухолевых состояний; 2) удельный вес больных с запущенными формами онкологических заболеваний среди впервые выявленных больных со злокачественными новообразованиями;
3) осведомленность населения о ранних признаках рака и других опухолей, их излечимости при своевременном обращении за медицинской помощью (метод анкетирования и др.); 4) отдаленные результаты лечения.

3. Основные элементы маркетинга и маркетинговых исследований.

Маркетинг (от англ. market, marketing - рынок) – организация производства и сбыта услуги.

Медицинский маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением медицинской услуги от ее производителя (врача, медсестры) к потребителю (пациенту). В то же время, это и социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на МУ посредством их разработки, продвижения и реализации. Т.е. это управление и реализация рынка МУ. Маркетинг в ЗО может быть коммерческим и некоммерческим.

Задача маркетинга: удовлетворение спроса на качественные МУ, анализ причин падения (увеличения) спроса и определение путей регулирования сбыта.

Средства маркетинга:

1.изучение и оценка нужд пациентов

2. формирование необходимых маркетинговых условий

3. удовлетворение нужд пациентов

4. достижение поставленных целей

Субъекты маркетинга ЗО (участники):

1. пациенты

2.ЛПУ

3.Мед работники

4. Органы управления ЗО

5. СМО

Структура маркетинга ЗО (элементы)

Для понимания сути маркетинга необходимо рассмотреть следующие понятия:

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму или, осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Спрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Товар – продукт деятельности, удовлетворяющий потребность.

Различают материальный и нематериальный продукты человеческой деятельности. В медицине материальный продукт (товар) - изделия фарм. промышленности, медицинская техника. Нематериальный, неосязаемый продукт - МУ.

Чем выше способность товара удовлетворить потребности потребителя, тем больше на него спрос. Т.о., производители должны знать чего хотят потребители, и производить услугу, способную максимально удовлетворять эти желания.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен – акт получения желаемого товара (услуги) от кого-либо, предлагая что-нибудь взамен.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами и основная единица измерения в сфере маркетинга.

Медицинская услуга (МУ) - профессиональные действия медицинского работника, направленные на охрану здоровья, необходимые для удовлетворения потребности пациента, имеющая законченный характер и определенную стоимость.

Классификация медицинских услуг:

1. По характеру: профилактические, экспертные, статистические, диагностические, лечебные, реабилитационные.

2. По сегменту структуры ЗО: санитарно-гигиенические, амбулаторные, стационарные.

3. По уровням медицинской помощи: доврачебная, врачебная, специализированная.

4. По интенсивности во времени: скорые, неотложные, плановые.

5. По квалификации источников медицинских услуг: низкая, средняя, высокая.

6. По технологии: рутинные, высокотехнологичные.

7. По инвазивности: инвазивные, неинвазивные.

8. По времени достижения конечных результатов: соответствующие срокам и несоответствующие.

9. По конечным результатам: адекватные, частично адекватные, неадекватные.

10. По соблюдению стандартов: соответствуют стандартам и не соответствуют (обоснованно, необоснованно, ошибочно).

Свойства МУ:

  1. значимость в момент оказания
  2. неотделимость оп потребителя и исполнителя
  3. продукт деятельности и потребителя и производителя
  4. организм человека - предмет деятельности
  5. социальная значимость
  6. субъективность оценок качества, вариабельность качества
  7. получение блага в момент оказания услуги с учетом отдаленных последствий
  8. несохраняемость
  9. неосязаемость

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: