Глава 1. Лангедок

Генри Чарльз Ли

История инквизиции. том 2

Книга состоит из трех томов:

«Происхождение и устройство»

«Инквизиция в различных христианских землях»

«Частные случаи инквизиционной деятельности»

ИНКВИЗИЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ЗЕМЛЯХ

Глава 1. ЛАНГЕДОК

Людям, явившимся в Лангедок, чтобы заложить основы инквизиции, приходилось в новых условиях применять свою власть, размер и пределы которой не были определенны. Значительную часть населения составляли катары и вальденцы; католики не внушали доверия: в течение более чем двадцати лет борьбы против крестоносцев католики и катары действовали совместно, защищая земли своих предков. Городские магистраты, если сами не были еретиками, то всегда были веротерпимы и всегда стояли на страже прав и привилегий своих городов. Почти повсюду дворяне и могущественные сеньоры открыто или тайно исповедовали ересь. Самого Раймунда Тулузского ставили наравне с еретиками. Инквизиция, как символ ненавистного чужого господства, не могла найти опоры ни в одном сословии Лангедока.

Часть Лангедока, оставленная Раймунду победителями-крестоносцами, была изнурена огромными податями, наложенными на графа после мира 1229 г. Трудно было собирать контрибуцию с населения, разоренного двадцатилетней войной.

Правда, инквизиция была с радостью встречена Церковью; но за последние пятьдесят лет нигде в христианском мире ее влияние не пало так низко, как в Лангедоке. Сама Церковь была заражена ересью. Поэтому Григорий IX установил в 1233 г., что один епископ, пригласив нескольких аббатов, мог отлучать духовных лиц от Церкви и выдавать их светской власти для сожжения. Иннокентий IV в 1245 г. приказал своему легату в Лангедоке следить, чтобы ни один человек, подозреваемый в ереси, не был избран или посвящен в епископы. Священники, желавшие помогать инквизиции, часто вызывали такую ненависть, что им невозможно было оставаться в своих приходах. Около 1246 г. Иннокентий IV отметил, что прелаты не оказывают содействие инквизиции, и грозил им за это своим гневом. Между белым духовенством и нищенствующими орденами существовал естественный антагонизм, который еще более увеличился благодаря инквизиторам; последние желали наложить свои руки на епископов и следили за ними во всем, что касалось их обязанности распространения веры.

Папа Иннокентий III и крестоносцы, убивающие еретиков. Миниатюра нач.14 в.

Работе инквизиции мешало также отсутствие мест заключения для подсудимых и осужденных. Епископы, на которых была возложена обязанность давать тюрьмы для многочисленных арестованных, уклонялись от этого. В конце концов Людовик Святой построил тюрьмы. Граф Раймунд по договору 1229 г. обязался уплачивать вознаграждение за поимку каждого еретика, и инквизиция следила за выполнением этого условия и даже сама платила эти деньги, но среди дворян и горожан преследуемые находили защитников, и не редки были случаи убийства преследователей.

Однако к этому времени основанный в 1215 г. Доминиканский орден был готов к истреблению еретиков, продолжавшемуся под его руководством в течение ста лет, после того как в 1239 г. папа передал в его ведение инквизицию. Назначение первых инквизиторов состоялось в 1233 г. «Брат Понс де С.-Жиль был сделан приором в Тулузе и энергично и успешно боролся против еретиков; ему помогали в этом брат Петр Селла Тулузский и брат Гильем Арно из Монпелье, которых Его Святейшество папа назначил инквизиторами в епархиях Тулузы и Кагора. Брат Арно Катала, бывший в то время в тулузском монастыре, был также назначен инквизитором легатом – архиепископом Виеннским». Это единственный документ об учреждения святого трибунала.

Вначале юрисдикция инквизиции еще была подчинена суду епископа, но немного спустя инквизиторы оставили Тулузу, перенесли свою деятельность в другое место и стали действовать вполне самостоятельно. Нигде не упоминается, чтобы епископ Керси вмешался в Кагоре в их приговор, когда они осудили умерших, трупы которых вырыли и сожгли. В то же время Арно Катала и Гильем Пелиссон производили розыски в Альби, соединившись с третьим инквизитором, Гильемом де Ломбер.

В Тулузе в отсутствие инквизиторов приор, Понс де С.-Жиль, принял на себя их обязанности. Он взял себе помощником одного монаха, и вдвоем они подвергли пытке, осудили и послали на костер Арно Сансье, который до последней минуты утверждал, что он – истинный католик.

Еретик, который отказывался отречься от своей веры, сжигался. Однако до этого времени верующий, если он исповедовал свое католичество, обычно избегал смертной казни, так как было трудно доказать его виновность. Монахи, опытные в диспутах, знакомые с каноническим и с гражданским правом, были особенно пригодны для раскрытия тайного неверия. Они замучивали свои жертвы до смерти, чтобы распространять страх не только между виновными, но и невинными.

Ревность преследователей росла по мере того, как страх и ненависть преследуемых принимали угрожающий характер. Уже в 1233 г. были убиты толпой два доминиканца, посланные в Корд на розыски еретиков.

14 июня 1234 г. в Альби вспыхнуло восстание. Арнольд Катала приказал епископскому судье вырыть останки одного еретика, осужденного инквизицией. Судья отказался. Тогда Арнольд приказал это своим помощникам, которых народ прогнал с кладбища. Арнольд пошел на кладбище сам; на площади огромная толпа бросилась на него и кричала: «Убьем его!» Но к нему подоспела помощь и его увели в синод под крики разъяренной толпы. Все жители города действовали единодушно. Арнольд наложил на возмутившийся город отлучение, которое он же вскоре снял добровольно; но его преемник, брат Феррер навел на виновный город суд Божий и массу граждан заточил в тюрьму и многих сжег. В Нарбонне возникли более серьезные волненья, хотя туда еще и не были посланы настоящие инквизиторы. В марте 1234 г. доминиканский приор произвел по собственному почину розыск и заключил в тюрьму одного гражданина. Ремесленники предместья, образовавшие в 1219 г. лигу взаимной защиты, силой освободили заключенного. Консулы Нарбонны, представляя много доказательств произвола инквизиторского суда, пытались организовать федерацию городов Лангедока против инквизиции. Приор доминиканцев по приказанию своего провинциала произвел многочисленные аресты горожан. В декабре граждане обратились с жалобой к папе, королю Якову Арагонскому и легату и добились приостановки преследования. Но в 1235 г. народ опять восстал против доминиканцев, изгнал монахов из города, осадил монастырь и уничтожил все протоколы дел, возбужденных против еретиков. Архиепископ ограничил действие инквизиции предместьем. Кровавая война вспыхнула между городом и предместьем и длилась до 1237 г. В марте 1238 г. был заключен мир. Церковь торжествовала и наложила на многих мятежников год службы в Палестине или против мавров в Испании.

В Тулузе открытое возмущение против инквизиции вспыхнуло позднее, чем в других местах. Партия Церкви старалась представить графа Раймунда как главного противника святого трибунала. Для него же очень важно было не допустить разрушение своих городов и уделов, но еще важнее было не навлечь страшного клейма покровителя ереси.

Он всегда был в ссоре со своими прелатами. Его так часто и надолго отлучали от Церкви, что всякий епископ, не задумываясь, предавал его анафеме. В 1232 г. Григорий IX приказал ему энергично преследовать еретиков. Папский легат созвал прелатов Лангедока и вызвал Раймунда на суд короля Людовика, обвиняя в небрежном исполнении обязательств преследовать еретиков, данных в 1229 г. Вследствие этой меры в феврале 1234 г. граф издал суровые указы против еретиков. Но это не имело успеха, как не имело успеха и распоряжение Григория IX, чтобы отныне епископы реже отлучали графа от Церкви: менее чем в течение одного года, по чисто светским мотивам, Раймунда два раза вновь отлучали от Церкви. Папа более настойчиво, чем прежде, требовал уничтожения ереси; несомненно, Раймунд проявил послушание, так как желал добиться от Рима восстановления Провансальского маркизата. В этом его энергично поддерживал король Людовик, сын которого, Альфонс, был наследником Раймунда; благодаря этому в конце 1234 г. граф получил аудиенцию у папы. Они расстались в самых лучших отношениях; граф вернулся в Тулузу любимым сыном Церкви, готовым выполнить все ее приказания.

У себя в городе граф нашел положение дел очень серьезным., На Пасху 1235 г. доминиканцы объявили, что всякий, кто добровольно покается, получит прощение; кающиеся еретики явились во множестве. Этот успех придал новую энергию приору Понсу де С.-Жиль, который начал арестовывать всех, кто не принес добровольного раскаяния.

Действия инквизиции вызывали общее возмущение. Бывали случаи освобождения толпой арестованных. Представители Раймунда, вигье и бальи всегда оказывали помощь инквизиции, когда требовалось вмешательство светской власти при арестах, конфискациях и кострах. Прибыв в Тулузу, граф просил инквизиторов на время приостановить строгости. Его не послушали. Тогда он пожаловался папскому легату на инквизитора Петра Селлу, которого считал главным виновником беспорядков в Тулузе. Инквизитор был отправлен в Кагор, предпринял охоту за еретиками. Но и без Селлы преследование продолжалось все так же сильно, и все так же росло народное недовольство.

Инквизитор Гильем Арно возбудил дело против двенадцати видных граждан Тулузы. Они отказались явиться на суд и грозили прибегнуть к насилию, если Арно не прекратит преследования. С одобрения графа Раймунда от него потребовали или сложить с себя обязанности инквизитора, или удалиться из города. Но доминиканцы решили, чтобы он энергично продолжал свое дело. Тогда консулы силою изгнали его из города. Арно отправился в Каркассон и послал в Тулузу приору Св. Стефана и священникам приказание возобновить от его имени сделанные им раньше вызовы в суд; это приказание было исполнено; тогда консулы изгнали из города приора и священников и торжественно объявили, что всякий, кто осмелится возобновлять преследования, будет предан смерти, а кто будет слушаться приказаний инквизитора, будет лишен свободы, а имущество его будет конфисковано. В другом объявлении, сделанном от имени самого Раймунда, консулы запрещали давать или продавать что-либо епископу, доминиканцам и каноникам Св. Стефана. Но Арно прислал из Каркассона приору письмо. Так как никто не смел вызвать к нему отказавшихся явиться на суд граждан, то он приказал двум монахам потребовать от возмутившихся личной явки к нему в Каркассон для того, чтобы они дали ответ в своих ложных верованиях; два других монаха должны были сопровождать их в качестве свидетелей. Четверо монахов, выбранных приором, выполнили поручение. Удовлетворение требований фанатиков-доминиканцев равнялось самоубийству; и консулы изгнали их из города 5 или 6 ноября 1235 г. Это событие привлекло симпатии всех верных на сторону монахов.

Упорный инквизитор Гильем за нарушение неприкосновенности духовенства предал анафеме 10 ноября 1235 г. консулов. Тулузским францисканцам было поручено обнародовать это отлучение; они послушались и были также изгнаны из города, так что возмутившийся город фактически остался без духовенства. Последовали новые отлучения от Церкви; на этот раз отлучен был и граф Раймунд. Папа 28 апреля 1236 г. направил грозное послание Раймунду и заявил, что граф ответствен за действия консулов; он не только не искоренил ереси, но даже открыто покровительствует еретикам, сделал из своих земель убежище для всех, кто бежал от преследования, и благодаря этому ересь с каждым днем распространяется все шире и часты стали случаи совращения католиков, а тех из духовных лиц, которые стараются остановить зло, безнаказанно оскорбляют и даже убивают. Графу было решительно приказано отправиться в Св. Землю в марте 1237 г.

Одновременно с посланием к Раймунду было отправлено послание и к легату. Последнему предлагалось заставить графа оправдать себя и предпринять крестовый поход. Папа запретил Фридриху II требовать от Раймунда феодальной службы ввиду того, что он отлучен от Церкви, и за то, что он, в сущности, еретик. Император ответил, что, пока Раймунд будет владеть в империи уделом, отлучение от Церкви не может освободить его как вассала от своих обязанностей по отношению к сюзерену. Короля Людовика папа заставлял поторопиться с бракосочетанием его сына Альфонса с дочерью Раймунда, Жанной. Графу под угрозой нового вторжения крестоносцев в Лангедок пришлось уступить. Он по приглашению легата смиренно явился в Каркассон и вступил в переговоры с епископом и инквизиторами. Граф обещал снова водворить епископа, монахов и духовенство в Тулузе 4 сентября; с ними вместе вернулся и Гильем Арно.

Он еще отсутствовал, когда в Тулузе обратился Раймунд Гро, в течение более чем двадцати лет бывший совершенным еретиком и главным вождем катаров. Он открыл все, что узнал за время своего общения с катарами; потребовалось несколько дней, чтобы записать все имена и факты. Был составлен длинный перечень дворян и видных граждан; в некоторых случаях ренегат подтвердил старые подозрения, а также указал на существование ереси там, где ее никто и не думал искать.

Никто не смел оспаривать истинности обвинений, предъявленных Раймундом Гро. Многие еретики бежали. Другие отреклись от ереси и прибавили новые разоблачения к данным их бывшим главой. Составили длинный список имен лиц, принявших еретикацию на смертном одре; масса трупов была вырыта и сожжена; масса конфискаций была произведена после этого.

Летописец повествует, рисуя картину гибели и падения еретической общины: «Имена их не внесены в Книгу Живота; тела их сожжены на земле, а души их горят в вечном огне ада!» Одним приговором, вынесенным 19 февраля 1238 г., были сразу осуждены к пожизненному тюремному заключению более чем двадцать кающихся.

Инквизиция разбила оппозицию светских властей. Уничтожив ересь в Тулузе, инквизиторы устраивали суды по всем городам, на которые распространялась их юрисдикция. Еретики были вынуждены покинуть земли графа Раймунда и искать убежища за границей. В Тулузе снова вспыхнули беспорядки. 24 июля 1237 г. инквизитор еще раз отлучил от Церкви вигье и консулов за то, что они не арестовали и не сожгли еретиков, осужденных заочно. Тогда Раймунд решил сделать все возможное, чтобы освободиться самому и освободить своих подданных от чересчур жестокого гнета доминиканцев.

13 мая 1238 г. по просьбе Раймунда деятельность инквизиционного суда была приостановлена на три месяца; граф воспользовался этой отсрочкой, чтобы представить папе свои объяснения. Он собрал веские доказательства, так как Григорий предписал епископу продлить приостановку до приезда нового легата, которому было поручено расследовать все, в чем упрекали доминиканцев, и он должен был решить, подлежало ли ходатайство Раймунда удовлетворению и следовало ли передать юрисдикции епископа все дела по обвинению в ереси. Но прелат, облеченный полной властью против инквизиторов, прибыл только в 1239 г. До конца 1241 г. инквизиция совершенно бездействовала. Еретики стали питать надежду, что вернутся времена, когда они безбоязненно жили под властью князей-еретиков. Страна была полна рыцарей и баронов, более или менее открыто исповедовавших ересь и живших под постоянным страхом близкого преследования. Здесь нашли также пристанище сеньоры, изгнанные за ересь; другие, обращенные силой, тайно горели желанием исповедовать свою гонимую веру и вернуть свои отнятые земли; кающиеся, уставшие носить свои кресты, мечтали об отмщении за продолжительное унижение. Беглецы и еретические наставники скрывались в глуши лесов и в горах. Не было ни одной семьи, которая не хотела бы отомстить за своих родных, павших на поле битвы или сожженных на костре. Недостаток тюрем не позволял прибегнуть к заключению всех в тюрьму, и мало зажигалось костров. Неожиданно в 1240 г. вспыхнуло восстание, поднятое Тренкавелем, сыном виконта Безье, обманом захваченного Симоном де Монфор. Тренкавель привел из Каталонии целую армию рыцарей и изгнанных дворян. Вассалы и подданные встретили его с энтузиазмом. Граф Раймунд, двоюродный брат Тренкавеля, держался крайне осторожно. Восстание вначале было удачно. Тренкавель осадил Каркассон; предместье сдалось тотчас же. Но слабое королевское войско под командованием Жана де Бомон сразу подавило восстание, а последовавшие за этим репрессии совершенно уничтожили немногочисленное дворянство страны.

Основатель инквизиции Григорий IX перед смертью в августе 1241 г. вернул инквизиции свободу действий. Его преемник, Целестин IV, был папой только двенадцать дней (с 20 сентября по 8 октября), а затем около двух лет папский престол оставался незанятым до избрания папой 28 июня 1243 г. Иннокентия IV. В эту эпоху политика Раймунда была направлена к тому, чтобы поддерживать добрые отношения с папством. Граф добивался от папы Григория снятия четырех отлучений и одной индульгенции за крестовый поход, а затем разрешения вступить в брак с Санчо, дочерью и наследницей графа Прованского. Всецело поглощенный проектами восстановления своего могущества, граф заключил союз с Иаковом I Арагонским, чтобы защищать Св. Престол и католическую веру против еретиков. Поэтому он не мог оказать сопротивление возрождению преследования. Замешанный в восстании Тренкавеля и вызванный на суд королем Людовиком, он был вынужден 14 марта обязаться изгнать из своих земель еретиков и врагов короля и немедленно захватить замок Монсегюр, последнее убежище ереси.

Вопросы религии и политики соединяли тогда тесные связи. Большие затруднения встречала инквизиция в своей борьбе против ереси и горячего патриотизма лангедокцев. Но поражение восстания нанесло еретикам непоправимый урон.

За поражением Тренкавеля последовала реакция. Была уничтожена инквизицией независимость сеньоров, и так постепенно авторитет короны и Церкви распространился на всю страну. Инквизиторы вновь энергично принялись за дело. Петр Селла во время объезда своей области Керси за период с Рождественского поста 1241 г. до Вознесения 1242 г. вынес семьсот двадцать четыре приговора.

Четыремстам двадцати семи из этих кающихся было приказало совершить паломничество в Компостелло. Сто восемь были посланы в Кэнтербери после паломничества в Компостелло. Двое только были посланы в Рим. Семьдесят девять были обязаны принять участие в крестовом походе сроком от одного до восьми лет. На остальных были наложены более легкие паломничества.

Все осуждения были сделаны с поразительной быстротой в течение шести месяцев: за четыре недели были записаны признания и вынесены приговоры по делу о двухстах девятнадцати лицах в Гурдоне, в Монтобане за одну неделю было вынесено двести пятьдесят четыре приговора, т. е. в среднем по сорок два приговора в рабочий день. Двести девятнадцать осужденных было в маленьком городке Гурдоне, восемьдесят четыре в Монкюке. Многие из осужденных были действительно еретиками, но большинство было хорошими католиками. Например, один священник сознался, что он пошел раз с еретиками в виноградник, читал их книги и съел с ними несколько груш. Ему запретили отправление священнических обязанностей и послали в паломничество в Компостелло, а оттуда в Рим. Один гражданин видел, как три еретика вошли в дом больного и, как он слышал впоследствии, совершили над ним обряд еретикации; сам обвиняемый ничего об этом не знал; но тем не менее его присудили совершить паломничество. Один человек за то, что передал письмо одного еретика другому, был осужден на три паломничества. Таже епитимья была наложена на врача, перевязавшего руку еретику, и на женщину, пообедавшую раз с еретиком, и на одного мужчину за то, что однажды посетил еретика. Среди вальденцев было много хороших врачей, и два человека, позвавшие их к больным женам или детям, были осуждены. Один гражданин, бывший в гостях у еретиков, искупил свой грех вступлением в монастырь; но и ему были предписаны многочисленные дальние паломничества; год он должен был носить желтый крест. Одного послали в паломничество за то, что двенадцатилетним ребенком он был раз в гостях у еретиков; другого за то, что принял свою мать-вальденку и подарил ей аршин сукна. Такими наказаниями добровольно кающихся, явившихся в течение срока милосердия, давали понять народу, что прежней многолетней веротерпимости больше не будет. Соседские отношения между католиками, катарами и вальденцами считались грехом.

Каждый мог оказаться виновным в глазах таких фанатиков, как Петр Селла и Гильем Арно. Еретиков ждали пожизненное тюремное заключение, конфискация имущества или сожжение на костре, а в лучшем случае отправка в крестовый поход. Но и католиков, если они избегали более суровых наказаний, если их освобождали от унизительного ношения желтых крестов, осуждали на дальние и трудные паломничества. За инквизиторами оставалась пустыня, почти лишенная населения. Когда отец или мать отправлялись на месяцы или даже на целые годы на поклонение отдаленным святыням, то их дети оставались дома, осужденные на голодную смерть; жатва на корню была добычей первого пришельца; все плоды долгой трудовой жизни были утрачены, конфискованы, сведены на нет. Таковы приговоры Петра Селлы, вынесенные за срок милосердия. Год или два позднее Нарбоннский собор был вынужден запретить инквизиторам на время осуждение к тюремному заключению: число людей, приходивших целыми толпами просить прощения по истечении срока милосердия, было так велико, что не хватало денег на содержание их в тюрьмах; в этой гористой стране не хватало камня для постройки тюрем! Часто случалось, что жители, предупрежденные вовремя, объединялись для отпора инквизитору.

В 1232 г. два катарских епископа и много других наставников, видя, что угнетение и преследование растут постоянно, решили, что необходима крепость, которая могла бы служить убежищем. Владелец неприступного замка Монсегюр Раймунд де Перейль в течение сорока лет принимал и укрывал всех гонимых сектантов; ему была вверена казна катарской общины.

Эта крепость в руках людей, потерявших всякую надежду, была в глазах Церкви проклятым местом, откуда снова могла выступить ересь и захватить всю страну. 14 марта 1241 г. одним из условий прощения графу Раймунду за его сношения с Тренкавелем стал захват им Монсегюра. Он в том же году сделал вид, что осаждает замок. Осаждала замок и французская армия после подавления восстания, но взять его ей не удалось.

Накануне Вознесенья 1242 г. в Авиньонэ, маленьком городке милях в двенадцати от Тулузы, рыцарями и их слугами из Монсегюра были убиты инквизиторы Гильем Арно, Этьен де С.-Тибери и семь их помощников. Это убийство сильно повредило графу Раймунду. Незадолго перед этим, 14 марта 1241 г., он поклялся направить все силы на преследование ереси. Он побуждал епископов применить в деле уничтожения ереси их законную власть, обещал им свою поддержку и обязывался исполнять закон о конфискациях и смертной казни. Он даже соглашался допустить монахов к исполнению обязанностей инквизиторов, но при условии, чтобы они действовали без всякого контроля своих орденов и своих провинциалов. Один из его бальи грозил даже в церкви в Мойсаке конфисковать имущество и арестовать всякого, кто подчинится наказаниям, наложенным инквизиторами, не признанными графом. Поэтому Раймунда считали причастным к убийству в Авиньонэ. События в Авиньонэ были грозным предзнаменованием восстания, которое вскоре подняли против графа некоторые из его вассалов.

Раймунд задумывал в это время огромный союз, чтобы отнять у Капетингов их завоевания на юге Франции в начале XIII в. К нему должны были присоединиться короли Англии, Кастилии и Арагона и граф де ла Марш. Все позволяло ему надеяться, что он вернет себе свои прежние владения. Но король Людовик победами над англичанами и гасконцами под Тайльбургом и Сентом 19 и 23 июля лишил Раймунда всякой надежды на постороннюю помощь. 22 декабря, лишенный союзников и покинутый почти всеми своими вассалами, Раймунд сложил оружие. Чтобы добиться мира, он соглашался уничтожить ересь и наказать убийц в Авиньонэ.

Король Людовик от всех лиц мужского пола старше пятнадцати лет потребовал присягу в том, что они будут помогать Церкви в ее борьбе против ереси и будут поддерживать короля против Раймунда, если последний снова восстанет. Инквизиция получила полную возможность потребовать от Юга подчинения католической Церкви. Тщетно на соборе в Безье 20 апреля 1243 г. Раймунд призывал епископов своих владений: Тулузы, Ажана, Кагора, Альби и Родеза взять в свои руки дело инквизиции и обещал им поддержку светской власти. Папа приказал доминиканцам исполнить их обязанности инквизиторов, хотя бы их всех убили, как в Авиньонэ.

Папа Иннокентий IV приказал всем прелатам страны помогать инквизиторам и поддерживать их. Он грозил гневом и мщением всем, кто будет небрежно относиться к этим обязанностям, Доминиканцев он призывал задушить возродившуюся ересь. Еще тяжелей отразилось на ереси окончательное примирение Раймунда с папством. Осенью 1243 г. граф получил аудиенцию у папы в Риме. 2 декабря были сняты с Раймунда все тяготевшие над ним отлучения. 1 января 1244 г. этот акт был объявлен королю Людовику и прелатам королевства. 7 января папский легат получил приказание засвидетельствовать графу отеческую любовь папы и не давать его в обиду. Однако особое отлучение, наложенное на Раймунда как на покровителя еретиков после резни в Авиньонэ инквизиторами Феррером и Гильемом Раймундом, было снято папской буллой только 16 мая 1244 г. Булла 18 марта 1244 г. милостиво разрешала графу Раймунду в течение пяти лет не отвечать ни на одно папское послание, которое вызывало бы его на суд за пределами его владений. Другой буллой от 27 апреля 1245 г. граф, его семейство и его земли брались под особое покровительство Св. Престола; булла 12 мая 1245 г. объявляла, что ни один уполномоченный папы без особого на то полномочия не имеет права отлучать Раймунда от Церкви или накладывать на него какое-либо наказание. Булла от 21 апреля 1245 г. ограничивала даже инквизиторов. Раймунд окончательно перешел на сторону католической Церкви. В это время Нарбоннский собор и выработал жестокие меры, направленные на искоренение ереси.

До тех пор, пока в руках еретиков оставался Монсегюр, нельзя было уничтожить их тайную и могущественную организацию. И как только успокоилось волнение, вызванное восстанием 1242 г., был поднят крестовый поход, но не Раймундом, а архиепископом Нарбонны, епископом Альби, сенешалем Каркассона и другими дворянами. Но многие бальи графа Раймунда поддерживали еретиков. В замок стекались деньги, провиант, оружие и запасы. Осада началась весною 1243 г. Нападение велось с неослабной энергией; осажденные защищались со стойкостью людей, лишенных надежды. Женщины помогали мужчинам; епископ катаров возбуждал храбрость обещанием вечного блаженства. Осажденным симпатизировали даже враги, и благодаря этому они могли поддерживать сношения со своими друзьями вне замка и узнавать планы осаждавших. Перед Рождеством 1243 г. удалось даже провезти безопасно через всю линию осаждающих ценности, собранные в Монсегюре, и переслать их в Савартес. Осажденные поддерживали сношения с графом Раймундом, который подкреплял их обещаниями, что, если Монсегюр продержится до Пасхи 1244 г., то он явится к ним на выручку со вспомогательной армией Фридриха II. Но все это было тщетно. Осада продолжалась почти целый год; ночью 1 марта 1244 г. пастухи провели крестоносцев по тропинкам через крутые скалы. Более замок не мог держаться; гарнизон должен был сдаться на заре. Все совершенные еретики должны были быть выданы архиепископу, остальным сохранялась жизнь. Удалось спустить по веревкам со стены несколько еретиков, которые спаслись. После капитуляции епископ быстро начал отбирать признания. У подошвы скалы зажгли костры. Совершенным было приказано отречься; они отказались, и их бросили в огонь, в котором погибло двести пять мужчин и женщин. Остальным пленникам обещали сохранить жизнь. Однако в течение многих месяцев инквизиторы Феррер и Дюран вели допросы, стараясь собрать показания против еретиков ближних и дальних, живых и мертвых. Все, начиная от престарелого Раймунда де Перейль до десятилетнего ребенка, должны были раскрыть все известные им случаи еретикации. Были составлены бесконечно длинные списки, в которые были внесены имена всех тех, кто в течение тридцати или сорока лет присутствовал на еретических проповедях по всей стране. Тщательно разыскивали и записывали всех, кто доставлял провиант осажденным в Монсегюре. Инквизиции теперь была известна вся сеть ереси, раскинувшаяся над страной более чем за время одного поколения. Это сулило много вырытых трупов, много выгодных конфискаций; это давало в руки инквизиторов неотразимое оружие для ловли жертв и уличения их в ереси. Что касается способов, какими были добыты эти разоблачения, то пытка не была еще введена; пленникам обещали сохранить жизнь, но только пожизненно в тюрьме. Удалось сломить самое твердое упорство. Так, например, даже Раймунд де Перейль, твердо перенесший все превратности крестовых походов против альбигойцев и твердо державшийся до последнего момента, выдал всех, кто выказывал поклонение перед наставником катаров. Инквизиция могла беспрепятственно ловить еретиков; король и граф могли вмешиваться и производить конфискации, и земли Южной Франции постепенно переходили благодаря этому в руки католиков и пришельцев. Число верующих, которые отреклись от своих убеждений на условии даже пожизненной тюрьмы, было огромно, так как Нарбоннский собор около этого времени просил инквизиторов приостановить суд ввиду недостатка материалов для постройки тюрем. Невозможно было разместить толпы еретиков, которые постоянно приходили и просили прощения по истечении срока милосердия; в декабре 1234 г. Иннокентий IV издал даже указ о продлении этого срока.

Среди населения ересь была очень распространена и инквизиторы находили себе широкое поле действия и помимо этих тысяч добровольно кающихся. Всякий кающийся должен был назвать всех, кого он видел исполнявшим еретические обряды, или о ком он знал, что он подвергся еретикации на смертном одре. Благодаря этому представлялась возможность вызывать на суд тех, кто не являлся добровольно, а покойников вырывали из могил и кости их сжигали.

Но все же боялись еще возможности отпора, и собор в Безье в 1246 г. разрешает инквизиторам не посещать лично тех местностей, где им могла бы грозить опасность; а в 1247 г. Иннокентий разрешил инквизиторам вызывать к себе далеко живущих обвиняемых, чтобы во время пути не попасть в засаду.

Только за два года, 1245 и 1246, инквизиторы посетили шестьсот населенных мест, почти половину Лангедока, и провели внушительное число допросов: двести тридцать в Авиньонэ, сто в Фанжо, четыреста двадцать в Мас-С.-Пуэль. Было произведено приблизительно от восьми до десяти тысяч допросов. Тем не менее в 1245 г. епископы Лангедока жаловались на чрезмерную мягкость инквизиции, утверждали, что ересь постоянно растет, и требовали от инквизиторов более энергичной работы. В том же году Иннокентий IV повелел инквизиторам Лангедока производить суд только в случаях очевидной ереси и по преступлениям, влекущим легкое наказание; рассмотрение же дел серьезных, караемых тюрьмой, крестами, дальними паломничествами и конфискацией, должно быть приостановлено до издания правил открывающимся под его председательством собором в Лионе. Но в действительности эти правила были выработаны на соборе в Безье в 1246 г., который издал новый судебный кодекс для инквизиции.

Граф Раймунд в 1247 г. приказал своим служащим силой приводить на проповеди монахов жителей всех городов и деревень. В 1249 г. в Берлеже, близ Ажана, он приказал сжечь восемьдесят верующих, которые в его присутствии сознались в своих заблуждениях, превзойдя даже обычную жестокость инквизиторов.

Он даже жаловался в начале 1248 г. Иннокентию IV, что инквизиция якобы небрежно вела свое дело: живые и мертвые еретики оставались безнаказанными; из-за границы прибывали новые, так что страна, недавно совершенно очищенная от ереси, снова была заражена ею.

Умер граф Раймунд 27 сентября 1249 г. С ним кончалась история дома, который с эпохи Каролингов достойно занимал место в роду других известных домов. Пала последняя преграда, которая защищала народ Лангедока против захватчиков-французов. Скипетр Юга переходил в руки Альфонса де Пуатье, мужа наследницы Раймунда Жанны, жадного политика, ревность которого к католичеству основывалась на том, что преследования влекли за собой выгодные конфискации. Раймунд неохотно и только в крайних случаях прибегал к конфискациям; Альфонс искал их. Он дал крупную сумму на покрытие издержек инквизиции и на покупку дров для костров. Немного позднее он напоминал епископам, чтобы они оказывали более действенную помощь инквизиторам. Его политика в отношении инквизиции оставалась без перемены в течение всех двадцати лет его власти. В декабре 1268 г. он потребовал от инквизиторов немедленно очистить его владения от всякой ереси.

Участь Лангедока была решена. В будущем катаров ждали облава, как на зверя, тюрьма или костер. Однако еретическая церковь упорно сопротивлялась. Число ее единомышленников значительно поредело: многие бежали в Ломбардию, где после смерти Фридриха II, благодаря гражданским войнам и взаимной борьбе местных тиранов, они находили убежище от преследования инквизиции. Много осталось их в Лангедоке, проповедуя среди католиков и не имея определенного места жительства; шпионы инквизиции постоянно выслеживали их, но крестьяне выдавали их редко. Несмотря на систематическое и неумолимое двадцатилетнее преследование, число верующих катаров было еще очень велико. Их вера поддерживалась посещениями странствующих наставников и сношениями с Ломбардией. Около 1313 г. был осужден катарский проповедник, совершивший четыре раза апостольское путешествие в Ломбардию.

Ересь продолжала быть крупным социальным фактором, и инквизиция деятельно и успешно преследовала ее. Совершенствовалась организация инквизиции, которую тщательно пересмотрел в 1254 г. собор в Альби. Были учреждены постоянные судилища и точно определены границы инквизиторских областей. Для Прованса и земель к востоку от Роны центральным пунктом был сделан Марсель, эту область окончательно передали францисканцам. Остальные зараженные области были оставлены за доминиканцами, судилища которых находились в Тулузе, Каркассоне и Нарбонне. Одно время еретики искали убежища в Северной Франции. В 1255 г. Александр IV уполномочил особой буллой провинциала и инквизиторов Парижа преследовать беглецов даже в землях графа Тулузского. В эту эпоху должность инквизиторов неусыпно охранялась от вмешательства всяких других властей. Вначале инквизиция была подчинена контролю папских легатов, но впоследствии она сделалась независимой. Когда в 1257 г. епископ Авиньонский, легат Зон, пожелал в силу своего легатского полномочия взять на себя дело инквизиции, Александр IV предоставил ему действовать по своему усмотрению в пределах своей епархии, но запретил ему вмешиваться вне этих пределов в дела инквизиции. Людовик Святой и князья Альфонс де Пуатье и Карл Анжуйский предоставляли все силы государства в распоряжение инквизиции и принимали на себя ее расходы. Инквизиция сама была для себя законом.

Последнее открытое сопротивление произошло в 1255 г. После падения Монсегюра изгнанные и лишенные звания рыцари, как и еретики, старались найти где-либо в горах крепость, в которой они могли бы чувствовать себя в безопасности. Они овладели замком Керибус в Пиренеях. В начале весны 1255 г. это последнее их убежище было осаждено королевским сенешалем Каркассона. Крепость пала в конце августа, и изгнанникам остались только пещеры и леса. В этой дикой местности густые кустарники служили прекрасным убежищем, и была предпринята попытка вырубить все колючие кустарники, в которых скрывались изгнанники и еретики.

Инквизиция, достигшая тогда полного могущества, стала нападать на самых высокопоставленных лиц. Самым могущественным вассалом домов Тулузы и Арагона был граф де Фуа Рожер Бернар II Великий. Семейство его было совершенно еретическое. Когда в 1229 г. он покорился, то клятвенно обещал преследовать ересь в своих владениях; но, по-видимому, он не особенно энергично выполнял клятву. В 1237 г. он поручил своему сыну, в то время виконту де Кастельбо в Арагоне, учредить в его землях инквизицию, результатом чего были многочисленные осуждения еретиков. Сын последнего, Рожер IV, нанес окончательный удар восстанию 1242 г., отдавшись под сюзеренное покровительство короля и выступив против Раймунда, после того как войсками Людовика Святого были разбиты англичане и гасконцы. У него были некоторые недоразумениях инквизицией, но в 1248 г. Иннокентий IV в булле превозносит его преданность Церкви. В 1261 г. Рожер IV издал указ не допускать к какой-либо должности тех, кто был осужден на ношение крестов, кто был заподозрен в ереси или чей отец был осужден за что-либо подобное.

Но инквизиция не могла простить де Фуа патриотизма и былой веротерпимости. Кроме того, если бы можно было доказать ересь Рожера Бернара Великого, то арест его огромного наследства имел бы большое политическое значение и доставил бы хорошую поживу. В 1263 г., двадцать два года спустя после смерти Рожера Бернара Великого, был начат процесс против его памяти. Еще был жив верный слуга старого графа бальи Мазера Раймунд Бернар де Фласкан, постоянно бывший при своем господине во время его последней болезни. Брат Понс, инквизитор каркассонский, отправился в Мазер и пытался принудить старого бальи присягнуть, что умирающий граф подвергся еретикации. Пытки и допросы длились тридцать два дня, после чего Понс повез его в Каркассон. Перед этим путешествием бальи дали день покоя в монастыре в Больбоннэ. Он воспользовался этим и 26 ноября 1263 г. составил нотариальный акт, подписанный в качестве свидетелей двумя аббатами и многими монахами; в этом акте он описывает, как его пытали, и торжественно заявляет, что покойный граф умер добрым католиком. К этому он прибавил, что, если под жестокой пыткой он скажет несогласное с изложенным в этом акте, его слова будут ложью, а сам он будет изменником веры.

Благодаря стойкости старого бальи, мужеству нотариуса и свидетелей добрая память старого графа осталась незапятнанной. Его сын, Рожер Бернар III, несмотря на папское расположение и на многочисленные доказательства своей приверженности католической церкви, постоянно был преследуем инквизиторами; они не раз во главе вооруженных отрядов приходили опустошать его земли под предлогом розыска еретиков и в своей свите приводили его личных врагов, так что его области были почти совершенно разорены. Вследствие этого он отдавал себя и свои владения под защиту Св. Престола. В феврале 1285 г. он умер. В 1292 г. против его памяти поднял дело каркассонский инквизитор; но оно не дало результатов; в 1297 г. инквизиция выдала сыну обвиненного, Рожеру Бернару IV, удостоверение в том, что обвинение было ложно. В течение следующих двадцати лет действий инквизиции в Лангедоке еретики встречались все реже и реже, но оставался еще неисчерпаемый список покойников. Вырытие их тел из могил производило на толпу сильное впечатление, а конфискации, сопровождавшие это, радостно приветствовались набожными князьями и широко содействовали переходу в другие руки земельной собственности, что было очень важно в политическом отношении.

В 1271 г. умерли, не оставив детей, Жанна и Альфонс. Линия Раймунда прекратилась, и страна окончательно перешла к французской короне. Когда 8 октября 1271 г. королевский сенешаль в Каркассоне обнародовал указ о новом правлении, все замки и деревни, которые проходили по делам ереси, были безвозмездно отписаны на короля.

Постоянно указы или законы, исходившие от трона, нарушали старинные привилегии, ослабляли местные юрисдикции, давали всей стране свод законов, предоставляя короне одновременно и законодательную и исполнительную власть. Росло главенство королевской власти, и народ инстинктивно искал в ней защиты от инквизиторской тирании, делавшейся все тяжелее и невыносимее. Население Альби и Каркассона, доведенное до отчаяния жестокостью инквизиторов Жана Галанда и Жана Вигурё, представило в 1280 г. все свои жалобы королю Филиппу Смелому. После непродолжительного расследования их просьбы о вмешательстве были оставлены без последствия, как «лишенные основания». Оппозиция шла не от еретиков, а от добрых католиков, от городских магистратов, от горожан. Конфискация имущества грозила всякому, если инквизитор находил нужным отыскать в своих списках доказательства, что один из его предков был еретиком. Все усилия горожан направляются против этих списков. Не найдя защиты у короля, консулы Каркассона при содействии некоторых духовных лиц устроили в 1283 или 1284 г. заговор, чтобы уничтожить книги инквизиции, содержавшие разоблачения и признания. Во главе заговора были городские консулы, архидьякон Санчо Морлана, епископский судья Гильем Брюне, другие служащие епископа и много белого духовенства. Бернар Гаррик, бывший раньше совершенным еретиком, а после обращения сделавшийся служителем инквизиции, согласился выдать списки за двести турских ливров. По всей вероятности, Бернар открыл заговор своим начальникам и погубил заговорщиков. Теперь вся община была во власти инквизиции; 13 сентября 1285 г. инквизиторы привели к королевскому канцлеру Бернара Гаррика, который повторил данные им показания, и представитель короля заключил, что Каркассон – гнездо еретиков, заслуживающее самого сурового наказания. В отчаянии граждане обратились к Гонорию IV. В ответ папа выразил сожаление, что население Каркассона всеми силами ставит преграды деятельности инквизиции; он приказал наказать всех непокорных без различия положения и звания.

Новый каркассонский инквизитор, Николай д'Аббевиль, действовал так же жестоко и произвольно, как его предшественники. Выведенное из терпения население послало жалобу королю, и инквизитор тотчас же заключил в тюрьму нотариуса, написавшего ее. Население послало к королю депутацию, которая на этот раз была принята королем. 13 мая 1291 г. Филипп послал письмо своему сенешалю в Каркассоне, указывая на то, какие несправедливости терпят от инквизиции невинные. В заявлении короля усмотрели нарушение верховных прав инквизиции; и поэтому в сентября 1292 г. каркассонский инквизитор Гильем де С.-Сен приказал всем подведомственным ему священникам в продолжение трех недель по воскресным и праздничным дням произносить с амвона отлучение от Церкви всех тех граждан, которые будут мешать деятельности инквизиции, и всех тех нотариусов, которые будут составлять акты отречения ее жертв от своих показаний.

Угнетенное население Лангедока ждало от короля поддержки; но уже в 1293 г. сенешаль Каркассона предлагал нарбоннскому виконту помогать в своем городе инквизиторам. Однако в конце 1295 г. вышел указ, которым запрещалось во всем королевстве арестовывать всякого подданного по требованию монаха, какого бы он ни был ордена, и какое бы служебное положение он ни занимал, если сенешаль или бальи округа не согласятся на арест и если требующий ареста не будет действовать по указанию папы. В тех случаях, когда опасались побега обвиняемого, его надлежало задержать, но не выдавать инквизиции до решения суда. Все арестованные раньше с несоблюдением настоящего указа должны быть немедленно освобождены. В 1296 г. король запретил всякие аресты, за исключением тех случаев, где подозрение в ереси настолько сильно, что нельзя откладывать преследования.

Подобный порядок отнимал у инквизиции всякую реальную власть. Отказывая инквизиторам в помощи своих чиновников, он нигде прямо не говорит о святом трибунале. Король, несомненно, понимал, насколько могущественным оружием в руках папства является инквизиция, так как Церковь имела полную свободу уничтожить ересь по своему усмотрению. Папа Бонифаций VIII дал королю ясное предостережение и в октябре 1297 г. приказал инквизиторам Каркассона начать преследование против нескольких сановников Безье, которых папа подозревал в ереси: они не обращали внимания на отлучение от Церкви, наложенное на них за введение налога на духовенство.

В Декреталии, опубликованном Бонифацием 3 марта 1298 г., папа включил канон, требующий безусловного повиновенья всех светских чиновников приказаниям инквизиторов. Всякое сопротивление каралось отлучением от Церкви; упорство в течение целого года влекло обвинение в ереси. Это было ответом на введение французским королем нового законодательства. Филиппу в это время не было выгодно начинать спор. В сентябре он разослал папский канон своим представителям и предписал им заключать в тюрьму всех обвиняемых по указанию инквизиторов и наказывать всех осужденных ими. Дружеские отношения между королем и папой продолжались до 1300 г., когда вспыхнула еще более ожесточенная ссора. Борьба продолжалась до ареста Бонифация в Ананьи 8 сентября 1303 г.

Участь населения Лангедока при подобной переменной политике была ужасна. Каркассонский инквизитор, Николай д'Аббевиль, человек непреклонной суровости, начал с 1298 г. применять свою неограниченную власть. Помощником был у него Фульк де С.-Жорж, приор монастыря в Альби; фактически он имел еще второго помощника – епископа Бернара де Кастанэ, который любил играть роль инквизитора. К своему усердию они присоединяли еще фанатизм и алчность, так как епископы Альби по особому соглашению с Людовиком Святым получали половину из конфискаций. В течение нескольких лет до этого в Каркассоне не было инквизиции; действия ее возобновились, когда между папой и королем состоялось перемирие. Граждане послали к Бонифацию VIII депутацию с Эмериком Кастелем во главе и со многими францисканцами среди ее членов. Бонифаций выслушал их жалобы и согласился послать епископа Виченцы с поручением произвести расследование и донести ему; но папский представитель потребовал десять тысяч флоринов для начала дела. Однако Эмерик отказался платить. Бонифаций, узнав об этом отказе, вскричал: «Мы знаем, откуда набрались они храбрости; но, клянусь Богом, все короли христианского мира не спасут от костра жителей Каркассона, а в особенности отца этого Эмерика Кастеля!»

Дело было проиграно. Большинство граждан чувствовало страшное нравственное утомление от тяготевшего почти на всем населении отлучения от Церкви. Благосостояние города падало. Бесполезность всякого сопротивления была очевидна, и городским должностным лицам в присутствии епископов Альби и Безье, тулузского инквизитора, королевских чиновников, различных аббатов и многих знатных людей инквизитор Николай д'Аббевиль изложил условия, на которых он соглашался снять отлучение. Люди, явно исповедовавшие ересь или признанные еретиками на основании улик, должны были подвергнуться законной каре; на остальных же будут наложены духовные наказания по усмотрению епископов и аббата из Фонфруа; они не подвергнутся ни конфискации имущества, ни телесному, ни унизительному наказанию. Население просило сорок восемь часов для размышления и на другой уже день отказалось принять эти условия. Прошло шесть месяцев, и положение граждан делалось с каждым днем все хуже. 8 октября консулы просили от имени города отпущения грехов. Епитимья, наложенная на город, состояла в обязательстве выстроить часовню в честь Св. Людовика; часовня была выстроена в 1300 г. и обошлась в девяносто турских ливров. Консулы от имени города тайно отреклись от ереси. На двенадцать наиболее виновных граждан были наложены духовные наказания; это были четыре бывших консула, четыре советника, два адвоката и два нотариуса. Участь этих несчастных была очень тяжела. Например, один из виновников беспорядков, Гильем Гаррик, только после двадцатидвухлетнего заключения в каркассонской тюрьме в 1321 г. предстал перед судом. Принимая во внимание продолжительное предварительное заключение, ему предоставили выбор между крестовым походом и изгнанием. Несколько лет спустя текст соглашения консула и инквизиции попал в руки Бернара Делисье, установившего, что консулы принесли от имени всего города признание в том, что город оказывал помощь явным еретикам; консулы от имени всех граждан отреклись от ереси, и таким образом все граждане лишались права на занятие общественных должностей, а в случае новых беспорядков становились еретиками-рецидивистами. Это открытие вызвало в городе такое брожение, что инквизитор Жофруа д'Абли был вынужден 10 августа 1303 г. торжественно объявить, что он совершенно не думает воспользоваться этим оружием против граждан. Тем не менее, когда в 1305 г. прибыл в Каркассон король Филипп, соглашение было объявлено незаконным; сенешаль, устраненный от должности за то, что приложил свою печать под этим актом, сознался, что получил за это от Николая д'Аббевиля тысячу турских ливров.

В 1299 г. собор в Безье заявил, что в стране снова появились совершенные еретики, и приказывал тщательно разыскивать их. В Альби, между тем, епископ Бернар по обыкновению находился в неладах со своей паствой. Он призвал на помощь себе Николая д'Аббевиля и Бертрана де Клермона. В конце 1299 г. в городе были арестованы двадцать пять наиболее богатых и уважаемых граждан, которые стояли выше всякого подозрения в ереси, усердно посещали обедню и строго соблюдали все религиозные обряды. Дело было разобрано с необыкновенной быстротой. Видя, как эти люди, сперва отрицавшие свою связь с еретиками, были вынуждены сознаться и назвать своих единоверцев, современники полагали, что широко была применена пытка. Отречение от ереси спасало несчастных от костра, но все они были приговорены к пожизненному заключению в тюрьме в оковах. Много других осталось в тюрьме на неопределенное время в ожидании суда.

Преследования в Альби вызвали всеобщий ужас. Жертвы инквизиции все без исключения пользовались репутацией добрых католиков. Только их богатство обратило на них внимание преследователей. Все были убеждены, что инквизиторы не остановятся ни перед чем, если можно угрозами или пыткой вырвать показания против богатых граждан. Говорили даже, что списки инквизиции основаны на вымышленных показаниях. Несколько лет перед этим (в 1286 г.) доминиканец Жан Мартин попросил нарбоннского архиепископа рассмотреть списки и положить конец этой несправедливости. Следствие установило, что списки действительно были подложны; особенно много было неправильно включено в них покойников. Брат Мартин настаивал, чтобы епископ уничтожил все списки и отстранил инквизиторов от их обязанностей. Архиепископ написал в этом духе в Рим, а в ожидании ответа секвестровал некоторые книги. Во время этой бури каркассонский и тулузский инквизиторы, Николай д'Аббевиль и Петр де Мульсеон, видя, что их легко могут уличить в подлоге, захватив с собой списки, удалились в безопасное убежище в Пруйль. Здесь они принялись переписывать протоколы, опуская внесенные ими компрометирующие их ложные показания, которые они ловко вклеили в крышки переплетов старых фолиантов, т. е. скрыли их до поры до времени, а не уничтожили.

В 1300 г. инквизиция возбудила дело против умершего в 1278 г. отца именитого гражданина Каркассона Эмерика Кастеля – Кастеля Фабри, богача, известного своим благочестием и благотворительностью. В защиту памяти покойного выступили местные францисканцы и поручили это своему лектору Бернару Делисье. Дело Кастеля Фабри вызвало конфликт между инквизицией и лектором каркассонских францисканцев. Бернар Делисье был человек не заурядный. Принятый в орден в 1288 г., он был назначен лектором, т. е. профессором, что свидетельствует о том, как высоко ценили его знания, так как нищенствующие монахи весьма внимательно относились к выбору лиц, которым поручали эти должности. Его влияние на всех, с кем он общался, было велико; он был стоек в своих религиозных убеждениях; он не требовал веротерпимости и горячо желал уничтожения ереси, но опыт и наблюдение убедили его, что в руках доминиканцев инквизиция является только орудием гнета и вымогательства; он думал, что переданная францисканцам инквизиция, освободившись от своих недостатков, принесет пользу. Во всем Лангедоке орден францисканцев оставался верным врагом доминиканской инквизиции. Францисканцы уже в 1291 г. пытались вмешаться в Каркассоне в дела инквизиции. В 1298 г. они поддержали жалобу, поданную Бонифацию VIII жителями Каркассона. Пока был жив Бернар, францисканские монастыри были центром оппозиции. Во время беспорядков в Каркассоне Фульк де С.-Жорж со сторонниками явился в францисканский монастырь с требованием на суд противников инквизиции. Инквизиторы обвиняли Бернара в том, что он устраивает обструкцию инквизиции.

Удар, нанесенный мнимым еретикам Альби в декабре 1299 г. и в первых месяцах; 1300 г., не мог пройти незамеченным. В 1301 г. Филипп послал в Лангедок двух своих чиновников, облеченных неограниченной властью, для расследования злоупотреблений инквизиции: Жана де Пекиньи, известного своей честностью и рассудительностью, и Ричарда Непвё.

Чиновники основались в Тулузе, где Фульк де С.-Жорж был инквизитором до 29 сентября 1300 г. В короткое время они собрали против него большое число свидетельских показаний; его обвиняли не только в том, что он пыткою вымогал деньги у невинных, но и что подвергал аресту женщин, добродетель которых сломить другим путем ему не удавалось.

Несколько граждан согласились нотариальным актом преследовать епископа Альби и Николая д'Аббевиля перед королевским судом. Следствием этого процесса было секвестирование имущества епископа и огромный штраф в двадцать тысяч ливров в пользу короля.

Чиновники пригласили к себе в помощь Бернара Делисье, который посоветовал Пекиньи оставить инквизицию в покое, так как опыт показал ему, что против нее ничего нельзя сделать. Однако он согласился, по совету Пекиньи, сопровождать депутацию, посланную жителями Альби к королю просить его вмешательства. Бернар настоятельно просил короля начать следствие, на время которого инквизиторы были бы устранены от должности или доминиканцы до окончательного решения Св. Престола не назначались бы инквизиторами. Королевская комиссия выслушала Пекиньи и инквизитора Фулька и вынесла благоприятное для Пекиньи заключение. Король отрешил инквизитора от должности и 8 декабря 1301 г. написал епископу, тулузскому инквизитору и сенешалям Тулузы и Альби, что крики и мольбы подданных убедили его в справедливости обвинений, возводимых на Фулька. Этот инквизитор давил население лихоимством и притеснениями; он открывал свое судопроизводство жестокими пытками; если это не давало желательных результатов, то он подкупал свидетелей и склонял их к ложной присяге; его поступки посеяли повсюду такой страх, что можно было ожидать восстания, если не принять немедленно мер к устранению этих злоупотреблений. Филипп не удовлетворился тем, что избавился от Фулька. Он передал королевскую тюрьму, построенную в Тулузе для инквизиции, под наблюдение лица, выбранного совместно епископом и инквизитором; в случае несогласия между ними назначение делал сенешаль. Инквизитор лишался права арестовывать по своему произволу; он должен был посоветоваться с епископом; если они не приходили к соглашению, то вопрос решался по большинству голосов собранием из представителей епископии и францисканских и доминиканских монастырей. Только один сенешаль мог произвести арест. Освобождение от ареста под залог должно было решаться в том же порядки, как и аресты. «Мы не можем перенести,- писал король,- чтобы жизнь наших подданных, зависела от усмотрения одного человека, который, если даже им не руководит алчность, может быть недостаточно осведомленным». На время инквизиция была парализована: аресты, происходившие раньше почти ежедневно, прекратились. В течение 1302 г. эти постановления были внесены в Собрание Указов. Король пытался восстановить епископскую власть, узурпированную инквизиторами.

Но для Альби этот указ принес мало пользы, так как в нем епископ действовал в качестве инквизитора. Граждане Альби еще томились в тюрьме каркассонской инквизиции. К королю была послана многочисленная депутация, сопровождаемая двумя францисканцами, а также Бернар Делисье. Филипп обещал депутации в скором будущем лично прибыть в Лангедок для приведения дел в порядок.

Но это не могло успокоить население. Не было оно успокоено и отрешением от должности Николая д'Аббевиля, так как преемником его в Каркассоне стал Жофруа д'Абли, отличавшийся не меньшей жестокостью. Новый инквизитор привез с собою королевские грамоты, помеченные 1 января 1303 г.; в этих грамотах предписывалось всем должностным лицам оказывать полное повиновение новому инквизитору.

Альбигойские узники все еще томились в тюрьме, по предложению Бернара Делисье для расследования дела на месте летом 1303 г. Пекиньи прибыл в Каркассон. Во время следствия он нашел формально составленный в 1299 г. договор между Николаем д'Аббевилем и консулами Каркассона. Бернар Делисье сообщил народу его содержание; вспыхнули беспорядки, толпа разрушила дома старых консулов и всех, кого считала сторонниками инквизиции. Доминиканская церковь была осквернена и монахам нанесены оскорбления. Пекиньи, по совету Бернара, собрал во францисканском монастыре восемьдесят ловких ремесленников, готовых в случае надобности взять силой тюрьмы инквизиции. Но Жофруа д'Абли уступил, и в августе 1303 г. Пекиньи перевел альбигойских узников из тюрем инквизиции в королевские тюрьмы.

Но инквизитор Жофруа д'Абли вызвал Пекиньи к себе на суд и предъявил ему обвинение в препятствии инквизиции; Пекиньи не явился на суд и был 29 сентября отлучен от Церкви. Это отлучение было переслано в Париж и провозглашено там доминиканцами. Консулы и население Альби умоляли короля, чтобы он не отзывал от них Пекиньи и Непвё, которые сделали так много доброго для гонимых и в которых была вся надежда населения. Власть Пекиньи была парализована до тех пор, пока не будет снято с него отлучение, а снять его мог только папа или лицо, его наложившее. Доминиканцы объявили ложными показания озлобленных инквизиторов.

Избранный на папский престол 21 октября 1303 г. Бенедикт XI, будучи доминиканцем, был расположен к инквизиции. Чтобы не потерять и того немногого, чего добились с таким трудом, Пекиньи обратился с жалобой к папе; 29 октября он писал из Парижа городам Лангедока, требуя от них поддержки, так как преследованию он подвергся, защищая их дело. Благодаря энергии Бернара Делисье три города- Каркассон, Альби и Корд – заключили союз, согласились дать три тысячи ливров и обязались оказывать денежную помощь, если понадобится, и в продолжение всего процесса в защиту Пекиньи, которого он добился в Риме.

Пекиньи отправился в Италию. Король и городские советы Каркассона и Альби дали ему своих уполномоченных для защиты его дела перед папой. Его противником был тулузский инквизитор, Гильом де Мориер, посланный инквизицией в Рим. Бенедикт XI приказал министру – главе францисканцев Аквитании под угрозой лишения сана арестовать без предварительного извещения Бернара Делисье и послать его в Рим, как покровителя еретиков и как еретика. Вигье и королевский судья Альби, старавшиеся оказать помощь Пекиньи, – также были упомянуты папой как покровители еретика. В июне 1304 г. Бернара отлучили от Церкви, так как он медлил явиться на вызов папы; но министр снял с Бернара отлучение, и провинциальный капитул ордена в Альби подтвердил свое решение. Только смерть папы-доминиканца Бенедикта в июле 1304 г. спасла монахов-францисканцев от преследования за их сопротивление. В день годовщины своего отлучения, 29 сентября 1304 г., умер близ Абруццо Пекиньи. Как находившийся год под отлучением за обструкцию инквизиции, он считался еретиком, но был похоронен на освященной земле. Инквизитор Жофруа д'Абли потребовал, чтобы кости его были вырыты и сожжены. Новый папа-француз Климент V передал дело Пекиньи на рассмотрение комиссии трех кардиналов, они 23 июля 1308 г. признали, что отлучение было незаслуженное и несправедливое. Это было полное оправдание всего, что говорилось и делалось против инквизиции. Тщетно инквизитор Жофруа пытался обжаловать это решение. Климент отказал представителям инквизиции выслушать их и заявил: «Это все ложь! Никогда страна не хотела бунтовать! Только действия инквизиции одни довели ее до бедствия». Один из кардиналов объявил Жофруа, что в течение пяти-десяти лет поступки инквизиторов постепенно доводили население до отчаяния, так как на все попытки ввести реформу инквизиторы отвечали новыми злодеяниями.

Филипп Красивый сдержал свое обещание посетить южные провинции и облегчить бедствия, на которые давно жаловались его подданные. На Рождество 1303 г. он явился в Тулузу. Огромные толпы людей сбежались из Альби и Каркассона навстречу королю, громко требуя справедливости и покровительства. Пекиньи ходатайствовал за них перед королем. Представителем инквизиторов был доминиканский провинциал Гильем Пьер. Королевский духовник, доминиканский монах Николай, настраивал Филиппа в пользу инквизиции; но Бернар Делисье обвинил его в продаже фламандцам всех тайн королевского совета.

Филипп выслушал инквизиторов и их противников. В изданном затем королевском эдикте от 13 января 1304 г. было сказано, что король прибыл в Лангедок, дабы успокоить страну, возбужденную деятельностью инквизиции. Королевские чиновники в сопровождении инквизиторов должны навестить узников инквизиции; тюрьмы должны хорошо охраняться, но заключенные не должны терпеть в них страданий. Не рассмотренные еще дела заключенных будут окончены под совместным наблюдением епископов и инквизиторов. Отныне подобная совместная деятельность должна быть повсюду за исключением Альби, где епископ, вследствие падающих на него подозрений, будет замещен. Королевским чиновникам было официально приказано помогать всеми способами по первому требованию инквизиторам и епископским судьям, а также охранять от всякого оскорбления и насилия личность, церкви и жилища доминиканцев.

В Альби больше не оказалось еретиков, не надо было начинать новых преследований. Однако, ограничив реформу подведением инквизиции под надзор епископов, король вызвал разочарование. Когда Филипп посетил Каркассон, его просили навестить заключенных, преследование которых было главною причиною волнений; он отказался и послал вместо себя своего брата Людовика. Видный гражданин Каркассона Элиас Патрис прямо заявил королю, что если он не произведет немедленного суда над инквизицией, то город будет вынужден искать себе другого сюзерена. Филипп прогнал его. Граждане опасались, что король лишит их своего покровительства и выдаст инквизиции; они заявили, что, если не найдут другого сюзерена, который защищал бы их, они сожгут город и будут искать себе места где-либо дальше. Отношения между южными провинциями и королем были так натянуты, что король решил мстить. Суд, собравшийся в Каркассоне, заседал в течение лета 1305 г. и, согласно предписаниям короля, широко применял пытки. В Альби, не приставшем к заговору, не было произведено расследования, но ему пришлось дать взятку в тысячу ливров сенешалю. Город Лиму был замешан в заговоре и должен был заплатить штраф; его лишили вольностей, и сорок его граждан было повешено. Восемь консулов Каркассона с Патрисом во главе и семь других граждан были повешены; город лишили автономии и наложили на него огромный штраф в шестьдесят тысяч ливров.

Королевское казначейство собрало богатую жатву штрафов со всех тех, кого можно было обвинить в соучастии бунтовщикам. С этого времени Филипп не вмешивался в дела инквизиции, а только понуждал своих представителей неуклонно применять все законы, направленные против еретиков, и наблюдать за тем, чтобы потомки осужденных не занимали никаких должностей. Избрание 5 июня 1305 г. папой Климента V породило новые надежды на обуздание инквизиции в Лангедоке. Бертран де Гот, кардинал-архиепископ Бордоский, гасконец по происхождению, знал бедствия и нужды Лангедока. Когда слух о его избрании на папский престол достиг Альби, то Бернар Делисье организовал посольство, которое от имени города просило папу вмешаться в дела инквизиции. Когда Климент посетил Тулузу, то к нему были приведены жены заключенных, которые нарисовали ему ужасную картину своих бедствий. Сетования подобного рода доходили до него с момента его избрания, и их поддерживали два доминиканца, желавшие уничтожения злоупотреблений инквизиции. Жофруа д'Абли с такой поспешностью прибыл из Каркассона, чтобы защищать себя, что не оставил даже никого вместо себя заместителем, и лишь из Лиона 29 сентября 1305 г. послал Жану де Фогу и Геральду де Блюмак мандат о принятии на себя исполнения его обязанностей; в послании к ним он говорит об ужасных жестоких, которые расхищают сад Христа и которых надо преследовать до самой берлоги и уничтожать без всякой жалости.

Но усилия его отстоять инквизицию были безуспешны, тем более что население Альби подкупило трех кардиналов (один из них был племянник папы), дав двум из них по две тысячи турских ливров, а одному пятьсот ливров. 13 марта 1306 г. Климент поручил двум кардиналам объехать Лангедок, произвести расследование и провести, как они найдут нужным, предварительные реформы. Население Альби, Каркассона и Корда представило доказательства, что добрые католики были принуждены пытками и ужасами тюрьмы сознаться в ереси и что списки инквизиции фальши


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: