Наука в системе человеческого знания (философии, религии, мистики, искусства и т.п.). Б.Рассел. Наука в истории человечества

Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: научное, философское, религиозное, этическое, обыденное, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия. Научное знание характеризуется объективностью, истинностью и отражает закономерности мира в понятийной форме. Наука сложным образом взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. Одной из отличных форм знания является религиозное знание. Оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рационально доказуемого. Религиозное знание включает в себя механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Важнейшим понятием религии и религиозного познания является - вера. Вера связана с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение которое трактуется как дар и результат напряженного религиозного опыта. Религия не производит знание в систематической и теоретической форме. Она никогда не выполняла функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит эмоции и веру. Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры, это не означает, что в науке полностью отсутствует такая форма отношения к действительности как вера. Но религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность. Не менее сложными были взаимоотношения науки с философией. Философское знание выступает не в виде строго логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Философия всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир сущностей, постигаемых ментально, умом и не доступных чувственным ощущениям. Результаты научных исследований можно экспериментально многократно проверить. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они зависимы от личности мыслителя. Каждая философская система своеобразна и индивидуальна. Проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях. В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни. Искусство может быть реалистичным и предельно абстракционистским. Ценности и идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития. Если в науке в общем случае господствует обобщение, то в искусстве важна индивидуализация и типизация. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение идеала красоты и художественно правдивое отношение к миру. Личностный, эмоциональный, художественно образный характер отражения мира - особенности, которые отличают искусство от науки. Можно выделить характерные черты отличающие науку от других связанных с ней феноменов культуры: 1. Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем. 2. Наука общезначима - ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности. 3. Наука безлична - индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования. 4. Наука систематична - она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику. 5. Наука принципиально незавершенна - убежденность в безграничности научного познания. 6. Наука достоверна - ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам. В научно-философской традиции вопрос о структуре научной теории наиболее интенсивно прорабатывался в начале ХХ в. сторонниками неопозитивизма (Рассел, Витгенштейн, Карнап, Гемпель). Ими была предпринята попытка проанализировать структуру науки, опираясь главным образом на достижения в области математической логики. В результате была предложена «стандартная концепция». Согласно этой концепции любые научные утверждения и высказывания должны быть «сводимы» к набору «протокольных», «элементарных» предложений наблюдения. Те высказывания теоретического характера, которые не сводятся к предложениям наблюдения (и которые не несут в себе эмпирического содержания), следует устранить из языка науки. Опираясь на эту концепцию, сторонники неопозитивизма предложили свести различные языки науки (химический, биологический, психологический, социологический) к языку физики, а через него - к языку наблюдения. Они попытались реализовать программу создания универсального языка науки, основывающегося на логико-математических правилах. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больших групп населения. Наука как целостный феномен возникает в Новое время (конец XVI - начало XVII в.) вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: