Различные толкования предмета философии науки

Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы постигаются разумом человека и носят объективный (независимый от человека) характер. Мыслители XVII-XVIII вв. (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс) сформулировали идею о науке как ценности общества – высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и историю, и религию. В XIX в. О.Контом, К.Марксом и Ф.Энгельсом были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не существует вне производства, а производство – вне науки. И наука выступает в виде социального института. Созданные специальные организации ученых играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, политическую, социальную, военную деятельность государств. С середины-конца XIX в. наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.

Предмет философии науки связан с пониманием сущности и особенностей науки. Впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г.. У.Селларс считал, что «философия науки – это философия, которая берет науку серьезно», т.к. наука неотъемлемая часть человеческого бытия. По мнению В.И.Вернадского, философия науки представляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания». В.С.Степин считает, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социально-культурном контексте. Начало философии науки условно. Истоки этой дисциплины можно найти в натурфилософии Р.Декарта, П.Гассенди, в работах Ф.Бэкона, в философии И.Канта. Со второй половины XIX в. проблемы строения, оснований и функций научного знания становятся главными в философии. Появляется и утверждается понятие о специфической единице научного знания – научной теории. Одновременно из проблематики чувственного опыта выделяются специфическая для философии науки проблематика эмпирического знания и соответствующие понятия «наглядность», «аналогия». Формируются и другие специфические проблемы философии науки, такие как «научный закон», «математика».

Дисциплинарно философия науки оформилась во второй половине XIX в.. Этому способствовал ряд обстоятельств: (1) наука к этому времени оформилась в важную и самостоятельную сферу общественной жизни, подкрепив свое значение развитием прикладных разработок и исследований; (2) математиками была поставлена проблема логического обоснования и изложения математического анализа; (3) кризис механистического мировоззрения потребовал переосмысления обоснования знания; (4) стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщепления культуры на научную и художественно-гуманитарную. Эта трагичность состояла в разведении знания и нравственности.

Содержание предмета философии науки (и понимание сущности науки) менялось исторически. Можно выделись следующие этапы развития философии науки, характеризующиеся спецификой изучаемых проблем. 1-й этап (вторая половина XIX в.): исследуются психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания. 2-й этап (первые два десятилетия XX в.): работы А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической физики: появилась потребность в переосмыслении самых фундаментальных понятий этой науки – «материальное тело», «частица», «масса», «физический закон». Актуализировались проблемы связи физики с математикой. 3-й этап (20-40-е гг. XX в.): классический неопозитивизм создает программы анализа языка науки, форм суждений и типов логики, которые принимаются в ней. 4-й этап (40-50-е гг. XX в.): в ходе критики неопозитивизма, эмпирического редукционизма началось тщательное изучение логики научного объяснения и научного исследования. 5-й этап (60-70-е гг. XX в.): методологическая проблематика (вопросы строения, функционирования, обоснования знания) пополнилась вопросами методологии истории естествознания и истории математики. Обращение к истории науки, к анализу научных революций остро поставило вопрос о соотношении научного знания и реальности. Началось изучение науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания и социологии науки, что привело к размыванию предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией, когнитивной социологией наук. В философии науки сформировалась следующая тематика: (а) социокультурный подход к проблеме оснований научного знания; (б) метафизические измерения науки; (в) соотношение философии и истории науки; (г) проблема роста научного знания; (д) соотношение научной и иных форм рациональности; (е) идеи интерналистского и экстерналистского подходов к реконструкции развития научного знания; (ж) стали активно разрабатываться понятия «неявное знание», «парадигма», «идеалы естественного порядка», «традиции», «научная картина мира», «стиль научного мышления». Философия науки оформляется как одна из наиболее сложных дисциплин в рамках профессиональной философии, опирающаяся на исследования в области теоретической философии, логики, социологии, культурологи, социальной психологии, истории науки и истории философии.

6-й этап (70-80-е гг. XX в.): формируются два направления в развитии постпозитивизма: (а) анализ эпистемологических оснований выдвигаемых моделей наук; (б) критика философии науки, и даже отрицание философского и общекультурного ее значения.

Предметом философии науки можно считать принципы, структуру и методы научного познания, историю науки, социальные и культурологические аспекты научного знания. Центральной является проблема теории научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: