Структура учебной деятельности

  • Потребность
  • Учебная задача

Решение уч.задачи не сводится к получению конкретного ответа после преобразования уч.оъекта, а приводит к усвоению учеником некоторого общего выполнения действий с данным классом объектов.

Отличие уч.деятельности от практической в том, что она напрвлена на приобретение не внешнего предмета, а учащегося.

  • Мотивы

Мотивационные основы уч.деятельности:

  1. сосредоточение внимания на учебной ситуации
  2. осознание смысла предстоящей деятельности (смыслов может быть больше)
  3. Выбор мотива
  4. Целеполагание
  5. Стремление к цели
  6. Стремление к достижению успеха
  7. Самооценка процесса и результата деятельности
  • Действие

Уч. действия имеют последовательность:

  1. целеполагание
  2. планирование
  3. Исполнительные действия
  • Операции

Ещё:

УДэто один из видов деятельности учащихся (школьники и студенты), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления (Эльконин и Давыдов).

Структура УД: познавательная потребность (стремление учащегося к усвоению теоретических знаний – Я хочу знать); учебная задача; мотив (познавательный интерес – только 1 мотив); учебные действия; учебные операции.

В структуре УД главный (важный) компонент – учебная задача. В процессе ее решения происходят определенные изменения в представлениях учащихся об изучаемых объектах, в результате чего меняется сам субъект (учащийся). УЗ считается решенной только тогда, когда произошли заданные изменения в учащемся.

Компоненты УД:

1) постановка УЗ преподавателем или самим учащимся;

2) принятие задачи учащимся к решению;

3) преобразование учащимся УЗ с целью обнаружения в ней некоторого общего феномена – принцип от частного к общему, на основании нескольких примеров сделали вывод;

4) построение системы частных задач по данной проблеме решаемых общим способом;

5) контроль, за выполнением предыдущего действия, чтобы правильно перейти к последующему;

6) оценка и самооценка, а также может быть взаимооценка (компонент соревновательности).

*** Структура учебной деятельности. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить. Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет. Одним из наиболее действенных путей развития УД является широкое приобщение ученика к гибким организационным формам учебной работы. Широкое использование разнообразных групповых и индивидуальных видов работ в сочетании с фронтальными, дает возможность учащемуся, уже в условиях обучения в начальных классах, выступать с позиции организатора решения отдельных познавательных задач. Учителю необходимо осознавать, что сочетание индивидуальной, групповой и фронтальных форм работ не только увеличивает возможность закрепления организационных умений, но и создает условия их совершенствования в процессе широкого обсуждения с учащимися наиболее рациональных приемов работы, используемых отдельными учащимися, анализе их успехов и неудач. – ИЗ ПЕДПСИХОЛОГИИ

9. Концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

В соответствии с данной теорией учение рассматривается как деятельность, формирующая осмысленные действия. «Осмысленные действия составляют основную единицу всякой познавательной и практической деятельности человека, формируясь в индивидуальном опыте, претерпевая ряд изменений и приобретая желательные (или нежелательные) свойства»1.

В концепции П. Я. Гальперина учение рассматривается как система таких специфических видов действий, выполнение которых подводит учащегося к новым знаниям и умениям. Поэтому целью обучения сторонники этой теории считают умение действовать со знанием дела, а не сами знания как таковые. Всякое обучение предпринимается для того, чтобы научить человека «что-то делать», а для этого ему надо знать, как это делать, почему нужно делать именно так, а не иначе, т. е. получить определенные, вполне конкретные знания, четко ориентирующие обучаемого в правильном выполнении деятельности, которой он обучается. При этом нужно знать, какие элементы осуществляемого действия служат надежными ориентирами для специалиста, который обычно безошибочно выполняет профессиональное действие. Набор этих элементов-ориентиров должен стать при обучении этой деятельности ориентировочной основой действий (ООД) обучаемого. «Ориентировочная основа действия — это та система условий, на которую реал ьно опирается человек при выполнении действия». Поскольку обучаемый еще не знает данного действия, а только начинает ему учиться, постольку обучающий должен дать ему «в руки» ориентировочную основу действий, опираясь на которую новичок может выполнять действие. Иначе говоря, человек, впервые встречающийся с данной деятельностью, вполне в состоянии работать безошибочно (пусть медленно и не вполне уверенно), строго следуя указаниям ориентировочной основы действий (ООД). Так он может научиться любому новому делу, любой новой деятельности, будь то решение тригонометрической задачи, или написание орфографически грамотного письма, или сборка нового самолета, или анализ психологического явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: