Схема познавательной деятельности человека, предложенной Х. Дрейфусом в его книге «Чего не могут вычислительные машины?» (1978).
Ассоциативная.
Характеристика деятельности: Независимость от смысла и ситуации.
Отношение к обучению: Деятельность врожденная или приобретаемая в ходе повторения действий. Игры на вспоминание (ассоциации), например «игры в города». Лабиринтные задачи (метод проб и ошибок). Пословный перевод (использование машинного словаря). Реакция на жесткий стимул (врожденные механизмы и классический условный рефлекс).
Типы программ: Дерево решений. Поиск по спискам. Сравнение с образцом Алгоритмы.
Простая формальная.
Характеристика деятельности: Смысл зависит от ситуации и полностью представим в точной форме. Отношение к обучению: Обучение с помощью правил. Разрешимые и квазиразрешимые игры, например «ним» или «крестики-нолики» (алгоритмы поиска или просчитывания). Комбинаторные задачи (неэвристический анализ в терминах «средства и цели»). Доказательство теорем с помощью машинных автоматических процессов (алгоритмы поиска доказательств). Распознавание простых четких образов, например, печатного текста (поиск признаков, конъюнкция которых определяет принадлежность к соответствующему классу).
|
|
Типы программ: Алгоритмы
Сложная формальна.
Характеристика деятельности: В принципе то же самое, что и в колонке II, на практике — зависимость от ситуации во внутреннем контексте; зависимость от внешней ситуации отсутствует.
Отношение к обучению: Обучение с помощью правил, а также практики. Неразрешимые игры, например шахматы (глобальная интуиция
и подробное просчитывание). Сложные комбинаторные задачи (планирование, анализ путей в лабиринте). Доказательство теорем, для которых не существует машинно-автоматических процедур (интуиция и просчитывание). Распознавание сложных образов при наличии шума (поиск закономерностей).
Типы программ: Эвристики, служащие для сокращения перебора