Принципы выбора типа ведущих машин для сооружения земляного полотна

Выбор основных и вспомогательных земле­ройных машин для сооружения земляного полотна производят из условия увязки между собой их вы­работки.

Бульдозер – высокопроизводительная машина. Однако его применение целесообразно лишь при возведении насыпи высотой до 1,5 м из боковых односторонних или двухсторонних резервов с перемещением грунта до 50 м.

В случае разработки выемки целесообразно часть ее объема, особенно вблизи нулевых отметок, разрабатывать бульдозерами с продольным перемещением грунта в насыпь, а среднюю часть скреперами или экскаваторами с транспортными средствами.

Транспортные средства следует выбирать в зависимости от расстояния перевозки и условий проходимости. Экскавато­ры иногда применяют в сочетании с другими машинами, например буль­дозерами или скреперами.

При выборе машин для земля­ных работ учитывают объемы работ и сроки их выполнения. Более эконо­мично применение мощных машин, т. е. машин с большими объемами кузова или ковша, но объем работ должен быть достаточен для непре­рывной и продолжительной их работы.

При избытке грун­та и возможности его перемещения на дорожной полосе, верхнюю часть выемки разрабатывают бульдозерами с перемещением грунта в кавальеры, а нижнюю часть – скреперами или экскаваторами (в сочетании с транспортными средствами).

Такой метод возведения насыпи и разработки выемки называется зонально-комплексным. Метод состоит в том, что объем земляных работ делится на части – зоны разных способов произ­водства работ, в каждой из которых землеройные машины исполь­зуются наиболее эффективно.

В условиях значительно изменяющихся рабочих отметок рельефа местности, необходимо использование скреперов для продоль­ного перемещения грунта на повышенные и пониженные места продольного профиля.

Разрывы в земляном полотне у искусст­венных сооружений, на участках стыков отдельных захваток, где насыпь возводилась скреперами, чаще всего устраняют экскаваторами с транспортными средствами.

В равнинных районах с практически одинаковыми ра­бочими отметками земляного полотна и однородными грунтами (I – II груп­пы грунтов по трудности их разработки), при отсутствии бульдозеров насыпи до 0,75 мможно возводить и авто­грейдерами. Но их производительность меньше, чем других зем­леройных машин. При возведении насыпей большей высоты ниж­нюю их часть отсыпают автогрейдером, а верхнюю – скреперами, т. е. применяют зонально-комплексный метод.

Прицепные скреперы используют для дальности перемещения от 100 до 500 м.При дальности перемещения от 300 до 3000 м применяют самоходные скреперы.К преимуществу использования скреперов относится частичное уплотнение грунтов, особенно при регулировании их проходов по ширине на­сыпи.

При дальности перемещения свыше 3000 м, грунт разрабатывают экскаватором в комплекте с транспортными средствами.

Выбор ведущих землеройных машин и транспортных средств зависит от многих факторов: 1– от вида и свойств грунтов; 2 – конструкции и высоты зем­ляного полотна; 3 – природных условий местности; 4 – продолжительности строительного сезона; 5 – дальности перемещения грунта; 6 – требуемой производительности работ; 7 – трудности разработки грунтов.

Оптимальный вариант при выборе машин устанавливают путем сравнения различных вариантов по основ­ным технико-экономическим показа­телям: производительности отряда; стоимости работ; затратам энергии; выработке на одного рабо­чего.

Последовательно рассматривая каждый отдельный участок сооружа­емой автомобильной дороги, уста­навливают способы ведения земля­ных работ в зависимости от местных условий: конструкции земляного по­лотна на данном участке; вида и расположения грунтов в карьерах и выемках; рельефа местности; воз­можности строительства временных дорог для движения машин и т. д.

В соответствии с намеченными способами для каждого участка наз­начают варианты ведущих машин и рассчитывают по каждому варианту основные технико-экономические по­казатели. 5. Факторы, влияющие на производительность землеройно-транспортной ма­шины.

На производительность землеройно-транспортных ма­шинпри производстве земляных работ существенное влияние оказы­вают следующие факторы: природные условия местности, т.е. погодно- климатические, гидрогеологические и грунтовые условия, рельеф местно­сти, объемы работ, профиль земляного полотна и т. д.

Земляные работы следует выпол­нять в наиболее благоприятные пе­риоды года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влаж­ность их не слишком велика, т. е. превышает оптимальную в допусти­мых пределах. Большое значение имеет и возможность движения машин по грунтовым дорогам. Таким благопри­ятным периодом года в районах с умеренным климатом является весенне-летний и часть осеннего пе­риода, когда естественная влаж­ность грунтов близка к оптимальной, глинистые грунты не слишком налипают на рабочие органы землеройных машин, а песчаные грунты, наоборот, имеют некоторую связность, что так­же благоприятно для ведения работ.

Земляные работы можно производить не только в весенне-летний и осенний периоды, но при необходимости их выполняют и зимой, что требует дополнитель­ных затрат материальных ресурсов и труда на очистку от снега, разрыхление замерзших грунтов, на меро­приятия по предотвращению промер­зания и т. д.

В некоторых районах страны зимой условия работ оказываются лучши­ми. Например, в засушливых райо­нах, где промерзание грунтов не­значительное, а снежный покров отсутствует или небольшой толщины, зимний период более благоприятен для ведения земляных работ, так как влажность грунтов большая.

В некоторых случаях промерзание грунтов является положительным фактором и может оказать решаю­щее значение на выбор времени для производства земляных работ.

Например, в заболоченных районах в летнее время проезд транспортных машин по грунтовым дорогам затруд­нителен, а иногда даже невозможен, поэтому, несмотря на сложность ве­дения земляных работ зимой, такое решение часто оказывается рацио­нальным или даже единственным.

Рельеф, гидрогеологические и грунтовые условия мест­ности также влияют на производительность землеройных машин. В степ­ных районах, большей частью с равнинным рельефом местности целесообразно для возведения насыпей применять скреперы.

В горных условиях при сооружении земляного полотна широко применяют бульдозеры и экскаваторы, а также производят взрыв­ные работы на выброс.

10. Общая классификация строительных и дорожных машин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: