Фин. контроль – система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов, находящихся в распоряжении фед. правит-ва, а так же региональных и местных органов власти.
Основное назначение ФК - обеспечить эфективность процесса формирования и расходования ДС, находящихся в руках государства. ФК способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюд. сис-мой страны.
Задачи ФК:
1. правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения
2. соблюдение действующих бюдетного и налогового законодательств, правильность ведения бух. учета, составления отчетности;
3. проверка целевого использования бюджета
4.успешная реализация межбюджетных отношений; эфективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
5. пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление фин. злоупотреблений и примение наказания к виновным лицам; компенсация последствий незаконных действий;
6. улучшение финансовой дисциплиныны, проведение профилактических и разъяснительных работ.
Объект ФК – бюд. система и бюджетный процесс.
Формы ФК:
1. предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти;
2. текущий (опер-ый) конт-ль осущ-ся в процессе исполнения бюджета и направлен на
обеспеч-е фин. дисциплины;
3. последующий конт-ль проводится по окончани фин. года.
Методы ФК:
По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
Органы ФК:
1. счетная палата РФ; 2. налоговые органы; 3. ЦБ РФ; 4. государственный таможенный комитет
5. аудиторские службы
Функции ФНС:
- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет,
- деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
- осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.