Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом. Транспортная железнодорожная накладная

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и определяют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении.

Перевозка грузов в специализированных контейнерах в прямом международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Перевозка грузов в специализированных контейнерах в прямом смешанном сообщении регулируется правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении

2. Специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и в соответствии с этим имеющий специальную конструкцию.3. Порядок осуществления перевозок опасных грузов в специализированных контейнерах регулируется правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и настоящими Правилами.

4. Специализированные контейнеры по максимальной массе брутто подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные.

Малотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто менее 2,5 тонны.

Среднетоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 2,5 тонны до 10 тонн.

Крупнотоннажный специализированный контейнер - контейнер с максимальной массой брутто от 10 тонн.

5. По особенностям конструкции и параметрам специализированные контейнеры подразделяются на:

совпадающие по параметрам с универсальными контейнерами;

не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными контейнерами.

5.1. К среднетоннажным специализированным контейнерам, совпадающим по параметрам с универсальными среднетоннажными контейнерами, относятся контейнеры, имеющие следующие параметры:

максимальную массу брутто - 3 или 5 тонн;

наружные (габаритные) размеры, совпадающие с размерами универсальных среднетоннажных контейнеров соответствующей массы брутто;

конструкцию, обеспечивающую безопасный подъем, перемещение, складирование и размещение контейнеров в вагоне погрузочно-разгрузочными механизмами, используемыми для переработки универсальных среднетоннажных контейнеров;

не требуют специального обслуживания в пути следования.

5.2. К крупнотоннажным специализированным контейнерам, совпадающим по параметрам с универсальными крупнотоннажными контейнерами, относятся контейнеры, имеющие следующие параметры:

максимальную массу брутто, равную 10 тоннам и более;

наружные (габаритные) размеры, совпадающие с размерами универсальных крупнотоннажных контейнеров соответствующей массы брутто;

конструкцию, обеспечивающую безопасный подъем, перемещение, складирование и размещение контейнеров в вагоне погрузочно-разгрузочными механизмами, используемыми для переработки универсальных крупнотоннажных контейнеров;

не требуют специального обслуживания в пути следования (кроме рефрижераторных контейнеров).

Порядок осуществления перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах регулируется правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и настоящими Правилами.

6. Среднетоннажный специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным среднетоннажным контейнером, должен иметь выданный в установленном порядке сертификат соответствия.

Крупнотоннажный специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным крупнотоннажным контейнером, должен соответствовать требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам, что подтверждается наличием на борту контейнеров таблички КБК, на которой в четвертой строке указывается максимальная масса контейнера брутто. При перевозке грузов в крупнотоннажных специализированных контейнерах в международном сообщении на борту контейнера дополнительно к табличке КБК должна крепиться табличка КТК, подтверждающая соответствие контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Право на прикрепление к крупнотоннажным контейнерам указанных табличек дают соответствующие свидетельства о допущении, которые выдает в Российской Федерации - Российский морской регистр судоходства, в других государствах - соответствующие управомоченные организации.

Сертификат соответствия на среднетоннажный специализированный контейнер или свидетельство о соответствии на крупнотоннажный специализированный контейнер предъявляется перевозчику по его требованию владельцем контейнера либо грузоотправителем при предъявлении груза к перевозке.

7. На каждый специализированный контейнер должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах и соответствующими стандартами.

Кроме этого, на специализированном контейнере должны быть нанесены: сокращенное наименование владельца, сокращенное наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, а также дополнительные знаки и надписи, предусмотренные правилами изготовления контейнеров.

Ответственность перед перевозчиком за наличие и правильность маркировки контейнера несет грузоотправитель. При отсутствии требуемой маркировки специализированные контейнеры к перевозке не принимаются.

8. Специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необщего пользования железнодорожных станций, указанных в соответствующем тарифном руководстве и открытых для выполнения операций с универсальными контейнерами соответствующей максимальной массы брутто.

Специализированные контейнеры, не совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необщего пользования железнодорожных станций, указанных в соответствующем тарифном руководстве и открытых для выполнения операций с повагонными или мелкими отправками грузов.

9. Груженые и порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке контейнерными отправками.

Груженые и порожние специализированные контейнеры, не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными, принимаются к перевозке повагонными или мелкими отправками.

10. Масса груза в специализированном контейнере не должна превышать разности между максимальной массой брутто контейнера и массой тары контейнера, указанными на трафарете.

11. При перевозке груженых и порожних специализированных контейнеров контейнерной отправкой на каждый специализированный контейнер оформляется транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная). Формы и особенности заполнения накладных установлены правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах. При этом в графе накладной "Отметка о спецконтейнере" проставляются две большие буквы "СК".

12. Отправление с мест общего и необщего пользования комплекта специализированных контейнеров, перевозимых по одной накладной, осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.

13. Перевозка грузов в специализированных контейнерах повагонной отправкой оформляется накладной в порядке, предусмотренном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При этом в накладной указывается:

в графе "Количество мест" - количество специализированных контейнеров;

в графе "Упаковка" - "СК";

в строке "Итого масса нетто" - общая масса брутто специализированных контейнеров;

в графе "Способ определения массы": при перевозке однотипных (одинаковых) специализированных контейнеров - "по стандарту" и дробью масса нетто и брутто одного специализированного контейнера; при перевозке разнотипных специализированных контейнеров - "по трафарету";

в графе 2 оборотной стороны накладной "Особые заявления и отметки отправителя" - сведения о номерах специализированных контейнеров, а при способе определения массы груза "по трафарету" - дополнительно масса груза нетто в каждом контейнере.

14. При перевозке груза в специализированном контейнере мелкой отправкой на каждый специализированный контейнер оформляется накладная в порядке, предусмотренном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками.

15. Прием к перевозке, перевозка и выдача на станции назначения специализированных контейнеров, совпадающих по параметрам с универсальными, осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.

Прием к перевозке и выдача на станции назначения специализированных контейнеров, не совпадающих по параметрам с универсальными, осуществляется в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

16. Порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, до приема к перевозке должны быть предъявлены к техническому осмотру. Отметка о годности контейнера под загрузку проставляется перевозчиком в приемо-сдаточном акте и заверяется подписями представителей перевозчика и грузоотправителя (владельца).

17. Размещение специализированных контейнеров на подвижном составе осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

18. Опломбирование груженых и порожних специализированных контейнеров осуществляется запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) грузоотправителем в порядке, установленном правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте. Количество ЗПУ и места их установки определяются грузоотправителем.

19. Порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке контейнерными отправками. Порожние специализированные контейнеры, не совпадающие с универсальными, принимаются к перевозке повагонными или мелкими отправками.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНЫХ ПАКЕТАХ1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и устанавливают порядок перевозок железнодорожным транспортом грузов, сформированных в транспортные пакеты.

2. Грузы, которые по своим свойствам, габаритным размерам и условиям перевозок могут быть сформированы в транспортные пакеты, предъявляются грузоотправителями к перевозке железнодорожным транспортом или с участием нескольких видов транспорта в транспортных пакетах.

Транспортный пакет - укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств пакетирования разового или многоразового пользования, позволяющих обеспечить безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ при перевозке грузов, соответствующих установленным стандартам, техническим условиям на продукцию, ее тару и упаковку и иным актам.

Пакеты грузов и средства пакетирования должны удовлетворять следующим требованиям:

обеспечение безопасности выполнения транспортных, складских и погрузочно-разгрузочных работ и соблюдение экологических нормативов;

рациональное использование вагонов и контейнеров по грузоподъемности и вместимости;

возможность выполнения механизированной погрузки (выгрузки) транспортных пакетов;

обеспечение устойчивости, а в необходимых случаях - возможности крепления транспортных пакетов от продольных и поперечных смещений в вагонах или контейнерах в процессе перевозки.

3. При формировании транспортных пакетов должна быть исключена возможность изъятия отдельных грузовых мест из транспортного пакета.

4. Предъявление к перевозке грузов транспортными пакетами, сформированными с нарушением предусмотренных настоящими Правилами требований, не допускается.

5. Перевозка грузов в транспортных пакетах в открытом подвижном составе производится в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе.

6. Формирование транспортных пакетов осуществляется грузоотправителем до предъявления их к перевозке в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на перевозимые грузы.

7. В транспортный пакет разрешается укладывать только однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузополучателя.

8. При перевозке грузов в крытых вагонах и контейнерах параметры транспортного пакета, сформированного из грузов с применением многооборотного поддона размерами 800 x 1200 мм, не должны превышать 840 x 1240 мм.

9. Для формирования транспортных пакетов при перевозке опасных грузов и грузов со специфическим запахом не допускается использование средств крепления многоразового использования и поддонов для формирования транспортных пакетов без их предварительной санитарной обработки и обеззараживания в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и соответствующим органом государственного контроля.

10. Грузы в транспортных пакетах перевозятся без переформирования пакета в пути следования.

11. На транспортные пакеты перед предъявлением их к перевозке грузоотправителем наносится транспортная маркировка в соответствии с правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте. При этом на транспортном пакете грузоотправителем указывается номер пакета и количество находящихся в нем мест.

12. Грузы в транспортных пакетах принимаются к перевозке в местах общего и необщего пользования железнодорожного транспорта. По условиям приема транспортный пакет приравнивается к отдельному грузовому месту. Массу транспортного пакета (масса груза вместе с пакетирующими средствами) определяет грузоотправитель и указывает ее в соответствующей графе транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).

13. Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в крытых и изотермических вагонах и крупнотоннажных контейнерах, не должна превышать 1,5 тонны, среднетоннажных контейнерах - 1 тонны.

Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в открытом подвижном составе, не должна превышать:

массы, согласованной с грузополучателем, - при выгрузке в местах необщего пользования железнодорожного транспорта;

грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин, имеющихся на железнодорожных станциях назначения, - при выгрузке в местах общего пользования железнодорожного транспорта. Сведения о грузоподъемности погрузочно-разгрузочных машин на железнодорожных станциях назначения приведены в перечне станций, в местах общего пользования которых имеются грузоподъемные механизмы для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов.

14. Размещение и крепление транспортных пакетов в вагонах и контейнерах осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов, из которых сформированы транспортные пакеты.

15. При заполнении накладной на грузы, предъявляемые к перевозке в транспортных пакетах, грузоотправитель указывает в соответствующих графах накладной:

в графе "Количество мест": в числителе - количество транспортных пакетов, в знаменателе - количество мест в одном пакете;

в графе "упаковка" - указывается "тр. пакет";

в графе "Масса груза в кг, определенная" - масса груза брутто (вместе со средствами формирования транспортных пакетов), для транспортных пакетов, сформированных на поддонах, кроме того, через дробь указывается масса транспортного пакета нетто (масса транспортного пакета без учета массы поддона);

при перевозке сборных повагонных отправок в транспортных пакетах - сведения о транспортных пакетах (наименование груза, количество мест, масса) для каждого наименования груза, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов.

16. Перевозчик в местах общего пользования принимает и выдает груз в транспортных пакетах без проверки количества мест и массы.

17. При обнаружении на железнодорожной станции назначения поврежденных транспортных пакетов, выгруженных средствами перевозчика, перевозчик должен проверить содержимое пакета (количество мест, массу и состояние груза). Результаты проверки оформляются перевозчиком в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

18. Порядок использования и сроки возврата грузополучателем средств крепления многоразового использования и поддонов грузоотправителю определяются грузоотправителем и грузополучателем. Перевозка средств крепления многоразового использования и поддонов, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям, производится повагонными, контейнерными и мелкими отправками на общих основаниях.

Перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная - состоит из четырёх листов:

лист 1 - оригинал железнодорожной накладной (выдаётся перевозчиком грузополучателю);

лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом,- для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры: один экземпляр - для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 - корешок дорожной ведомости (остаётся у перевозчика);

лист 4 - квитанция о приёме груза (остаётся у грузоотправителя).

Листы 1, 2, 3, 4 железнодорожной накладной заполняются машинописным, в том числе компьютерным, способом. отдельные сведения могут указываться в виде штемпелей.

1.10. Графы обведённые рамками в листах железнодорожной накладной на бланках, заполняются перевозчиком.

1.11. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесённых грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесённые в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

1.12. Порядок обеспечения перевозчиком грузоотправителя бланками перевозочных документов определяется соглашением сторон.

1.13. Оформление перевозочных документов в электронном виде - электронная транспортная железнодорожная накладная - производится:

грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителями и перевозчиком;

перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной железнодорожной накладной;

грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.

1.14. При перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал железнодорожной накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал железнодорожной накладной выдаётся грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приёме груза выдаётся грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдаётся электронная квитанция о приёме груза, подписанная электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приёме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остаётся у перевозчика на станции отправления.

1.15. Перевозка груза по электронной железнодорожной накладной осуществляется в сопровождении электронной железнодорожной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдаётся грузополучателю электронный оригинал железнодорожной накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала железнодорожной накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдаётся грузополучателю оригинал железнодорожной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенный в порядке, установленном в пункте 5 настоящих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ.

1.16. Не допускается оформление одной железнодорожной накладной перевозок:

грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;

грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности, с грузами, которые не требуют таких мер;

грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных иных особых норм и правил, с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.

При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются на каждый грузовой вагон.

1.17. Перевозка грузов (за исключением транзитных), следующих через порты Российской Федерации в непрямом международном сообщении, оформляются перевозочными документами, предусмотренными пунктами 1.3-1.6 настоящих Правил.

1.18. Перевозчик по просьбе грузоотправителя может составить за него железнодорожную накладную в соответствии с договором. В этом случае правильность внесённых в железнодорожную накладную сведений удостоверяется подписью грузоотправителя.

1.19. В соответствии со статьёй 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в железнодорожных накладных.

1.20. Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат её кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих местах перевозочных документов.

Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России/РЖД.

1.21. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит заполнение соответствующих граф железнодорожной накладной на станции отправления, назначения и в пути следования, устанавливается перевозчиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: