Прием товаров на станции железной дорога (пристани), в аэропорту. Для приемки грузов организации выделяют материально ответственных лиц (кладовщиков, экспедиторов), которые должны хорошо знать правила приема товаров от транспортных организаций. Уполномоченному на получение товара лицу выдаются доверенность, распоряжение на получение груза и грузовая квитанция. Предъявив паспорт и указанные документы представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.
Представители организации-получателя, принимающие товары от транспортной организации, должны тщательно ознакомиться с полученными сопроводительными документами и проверить, действительно ли данный груз направлен в адрес получателя, в каком порядке принят груз к перевозке, за чьими пломбами доставлен груз, не нарушен ли срок его доставки, номера транспортных средств и т. д. Затем совместно с представителем транспортной организации (либо без его участия) следует выяснить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целость вагона, правильность закрытия дверей, целость люков, крыш на транспортных средствах (вагонах, цистернах, баржах, трюмах судов и т. п.) или контейнерах, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т. д. Надлежащее выполнение описанного порядка позволяет предъявить определенные требования к доставлявшей товар транспортной организации. Если представителями организации-покупателя никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.
|
|
Незатаренные грузы при приеме перевешивают. При этом выписывается специальный документ — приходный грузовой отвес (форма № ТОРГ-17), в котором указывают состояние груза, его количество согласно транспортным документам и фактически принятое. Факт приемки груза удостоверяется подписью представителя получателя, а представитель транспортной организации подтверждает сдачу груза своей подписью в транспортном документе.
В случае установления при приеме поступивших товаров каких-либо нарушений, повреждений упаковки, тары, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест, несоблюдения сроков доставки и температурного режима (при перевозке скоропортящихся товаров), а также в других случаях, предусмотренных правилами, действующими на транспорте, представители получателя должны потребовать от транспортной организации обязательной проверки количества мест, массы и состояния груза либо взвешивания части груза и проверки содержимого каждого поврежденного места (по кипным картам, упаковочным ярлыкам, описям и другим документам). Если в результате проверки будут установлены факты утраты (недостачи), повреждения или порчи груза, представители получателя должны потребовать от органов транспорта составления коммерческого акта.
|
|
В тех случаях, когда выявленные недостачи не превышают установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, а о недостаче делают отметку в транспортном документе. Такая недостача возмещается, как правило, за счет организации-покупателя и включается ею в состав издержек обращения.
Составленный в указанных выше случаях коммерческий акт является основанием для предъявления организацией-получателем иска (претензии) транспортной организации либо поставщику-грузоотправителю, если организация транспорта невиновна в возникновении ущерба, установленного при приеме товаров.
14. Порядок приема товаров на складе покупателя. Порядок приема товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ценности в таре или без таковой.
Если товары поступили без тары, то их принимают по массе нетто, количеству товарных единиц, с одновременной проверкой сохранности качества (комплектности), т. е. количественный и качественный прием в данном случае совпадают по времени.
Если товары поступили в исправной таре, то их принимают по количеству мест и массе брутто. Приемка товаров, поступивших в исправной таре, по массе нетто, количеству единиц в каждом месте, по качеству и комплектности осуществляется, как правило, непосредственно в момент вскрытия тары.
Прием товаррв производится материально ответственными лицами. Если в ходе приема товаров обнаруживаются недостача товаров и (или) несоответствие качества, комплектности, маркировки поступивших ценностей, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), условиям договора или данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, то дальнейший прием товаров приостанавливается. В данном случае необходимо обеспечить сохранность принимаемых товаров, выполнив условия, предотвращающие ухудшение их качества и возможность смешивания с другими однородными товарами.
О выявленной недостаче составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приеме товаров (отечественных - форма № ТОРГ-2, импортных — форма № ТОРГ-3) за подписями лиц, производивших его.
В случаях, когда при приеме товаров выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытие тары и упаковки. Если при правильности массы брутто недостача продукции устанавливается при проверке массы нетто или количества единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить прием остальных мест и сохранить до дальнейшего приема тару и упаковку вскрытых мест и товары, находившиеся внутри этих мест.
Одновременно с этим организация-покупатель (получатель товаров) вызывает представителя одногороднего поставщика для участия в продолжении приема товаров и составления двустороннего акта. Вызов представителя иногороднего поставщика обязателен лишь в случаях, когда это предусмотрено особыми условиями поставки или договором.
При неявке представителя поставщика в положенный срок или если его вызов не является обязательным, дальнейший прием товаров по количеству и составление акта о недостаче осуществляются с участием представителя сторонней организации либо представителя общественности организации-получателя, назначенного руководителем, или односторонне организацией-получателем, если поставщик дал на это согласие.
|
|
При установлении несоответствия качества (комплектности) данным сопроводительных документов и в случае неявки представителя поставщика (либо если вызов его не является обязательным условием для проведения дальнейшего приема товара по качеству) товары принимают по качеству и составляют акт с участием представителя соответствующей инспекции по качеству.
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству устанавливается, что представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий День после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции — в течение 4 ч после получения вызова; представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее, чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если инойсрокпредусмотрен в правилах поставки или договоре.
Акты вместе с сопроводительными документами служат основанием для оприходования товаров, фактически поступивших в организацию. Кроме того, акты, составленные после оприходования товаров, являются основанием для списания по ним сумм с материально ответственных лиц и предъявления претензий (исков) поставщикам. Материальные ценности, по которым не установлены расхождения, в акте не перечисляются, о чем в конце акта делается отметка следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений не установлено». Запись о составлении акта вносится в сопроводительный документ.
Одновременно с приемом товаров принимают по количеству и качеству поступившую с товаром тару. При этом проверяют ее маркировку, категорийность мешков, целостность тары, соответствие количества и вида тары данным сопроводительных документов.