double arrow

Железнодорожный транспорт

Место и роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении.

Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ.

Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется:

- большими расстояниями перевозок;

- отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток-Запад;

- прекращением навигации на реках в зимний период;

- удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей.

В связи с этим на их долю приходится почти 50 % грузооборота и более 46 % (1 место) пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Основной сферой применения ж/д транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном (межобластном), междугородном и пригородном сообщениях, где преобладают грузовые перевозки (составляющие свыше 80% дохода, остальная доля 20% - приходится на пассажирские перевозки).

Железнодорожный вид транспорта имеет ряд технико-экономических особенностей и преимуществ, которые и определили его преиущественное развитие в стране, т.е. он характеризуется:

1) Относительно свободным размещением (т.е. возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в т.ч. островными территориями, как например, материком и островом Сахалин).

2) Надежностью, в плане технического состояния и защиты от погодных условий.

3) Регулярностью перевозок, независимо от времени года, времени суток и погоды.

4) Универсальностью использования для перевозок различных грузов.

5) Массовостью. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок (которая является сравнительно невысокой по сравнению с другими видами транспорта, крое трубопроводного).

6) Возможностью создания прямой связи между крупными предприятиями по средствам подъездных ж/д путей и обеспечением доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок.

Основными грузами ж/д транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, с/х грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Ж/д транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими ввиду его недостаточного развития в нашей стране, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта.

В 2007 году Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта РФ была одобрена целевая модель рынка услуг железнодорожного транспорта общего пользования на третьем этапе его структурного реформирования (вплоть до 2010 г.).

За 2007 год по сети железнодорожных дорог ОАО «РЖД» было перевезено 1340 млн. т грузов, или на 2,4 % больше чем в 2006 г. При этом грузооборот увеличился на 7,2 %. По остальным магистралям также доставлено 1,27 млрд. пассажиров, из них 1,14 млрд. в пригородном сообщении, или примерно на 8 млн. человек меньше чем в 2006 г. Пассажирооборот в дальнем сообщении составил 128 млрд. пасс. км, а в пригородном – 45,8 млрд. пасс. км.

Общий объем инвестиций ОАО «РЖД» за 2007 год достиг почти 260 млрд. руб., или на 60 млрд. руб. больше чем в 2006 г. Около 50 млрд. руб. было направлено на обновление подвижного состава, 31 млрд. руб. вложен в развитие международных транспортных коридоров. Значительные капитальные вложения инвестированы в строительство вторых путей и организацию скоростного пассажирского движения в направлениях Санкт-Петербург-Москва, Санкт-Петербург-Бусловская, Москва-Нижний Новгород.

В сентябре 2007 г. Правительством РФ одобрена «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г.».

Основные железнодорожные магистрали и узлы.

Железнодорожный транспорт России находится в государственной (федеральной) собственности и управляется Министерством путей сообщения, в подчинении которого находится 17 железных дорог, являющихся государственными транспортными предприятиями.

Для основных железнодорожных магистралей европейской России характерно радикальное расположение железных дорог, сходящихся к Москве. От этого крупнейшего в стране транспортного узла расходятся в различных направлениях магистрали, которые связывают столицу со всеми экономическими районами и другими государствами мира.

Конфигурация ж/д сети – радиально-кольцевая с центром в Москве (9 ж/д вокзалов). От Москвы отходят 11 ж/д дорог: 2 – на север, по 3 – в остальные стороны горизонта.

От Московского ж/д узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др.

В Восточной части страны ж/д сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью.

Важнейшей магистралью (связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком) является трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток (L + 9332 км. – самая длинная ж/д дорога).

В Сибири железнодорожная сеть имеет в основном широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Особое значение имеет Транссибирская магистраль. Действуют также широтные дублеры Транссибирской магистрали и прежде всего Южно-Сибирская дорога, крупная северная дорога Тюмень-Сургут-Уренгой. В 80-е годы строилась Байкало-Амурская магистраль, которая на западе имеет соединение с Транссибирской магистралью.

Существуют другие ж/д магистрали, такие как: Байкало-Амурская, Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сибирская, Среднесибирская, Северо-Печерская, в меридиональном направлении действует Тюмень-Сургут-Уренгой. Строится Амуро-Якутская магистраль (от г. Беркалита до Якутска – 500 км.).

Крупнейшими ж/д узлаи являются: Москва, Брянск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск и др.

Основные элементы технического оснащения

Основными элементами технического оснащения ж/д транспорта являются:

а) железнодорожный рельсовый путь с искусственными сооружениями;

б) станции с соответствующими обустройствами (грузовыми, пассажирскими);

в) подвижной состав (вагоны и локомотивы);

г) устройства электроснабжения;

д) специальные средства регулирования, обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом.

Железнодорожный путь — комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения подвижного состава железнодорожного транспорта. Расстояние между внутренними гранями 2-х параллельно расположенных на шпалах рельсов называется – шириной колеи.

Железнодорожный путь имеет сложное строение. Основные элементы железнодорожного пути: верхнее строение, земляное полотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели, виадуки, дренажные сооружения, подпорные стенки). В разных странах принята различная ширина колеи, что объясняется в основном историческими причинами: в России — 1520 мм; в Западной Европе, Канаде, США и Японии на новых линиях — 1435 мм; в отдельных штатах Южной Америки, странах Африки, Индии — 1067 мм. Узкая колея может быть шириной 1000; 914; 891; 750 и 600 мм. Колея шириной 600 и 750 мм характерна для промышленного железнодорожного транспорта России.

В России существуют четыре категории железнодорожных магистралей, различающиеся по грузонапряженности и числу пар поездов в сутки. Например, 1-я категория имеет грузонапряженность более 10 млн. т-км/км пути и свыше 10 пар поездов, но густота ее сети (количество километров пути на 100 км2 территории) составляет 0,51 км, что ниже, чем в большинстве стран, включая страны СНГ. Парк локомотивов в грузовом движении насчитывает примерно 4 тыс. единиц (2/3 электровозов), парк грузовых вагонов - 385,1 т; парк пассажирских вагонов – более 20 тыс. единиц.

К искусственным сооружениям железных дорог относят: мосты, тоннели, пассажирские и грузовые платформы.

Все они строятся с соблюдением путевого габарита: максимальная высота – 6,4 м; ширина – 3,6 м.

На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения – вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузо-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудование.

Станции делят ж/д путь на отрезки, которые называются перегонами. Различают 5 типов станций:

- промежуточные:

- участковые;

- сортировочные;

- пассажирские;

- грузовые.

Промежуточные (самые малые) станции имеют: минимальное путевое развитие, 2-3 станционных пути, крое главного, небольшое пассажирское здание для обслуживания пассажиров (с билетной кассой и залом ожидания), незначительное грузовое хозяйство для погрузки-выгрузки и хранения грузов, устройства сигнализации, связи.

Участковые – сооружаются через 100-150 км, могут обеспечивать смену локомотивов у всех пассажирских и грузовых поездов, имеют достаточно большое путевое хозяйство (10-20 путей), локомотивное депо с устройствами для снабжения их топливом, водой, сравнительно развитые пассажирские и грузовые сооружения, более сложные устройства связи, централизации и блокировки.

Сортировочные – сооружаются, в основном, в пунктах переработки массовых грузовых и пассажирских потоков, в районах крупных городов и промышленных центров, болиз морских и речных портов. Основное их назначение – расформирование и формирование всех грузовых поездов, проходящих через станцию. Такие станции имеют 50-100 и более путей, которые группируются в специализированные парки (приема, отправления, сортировки и т.п.), например, Тихорецкая, Крымская, Армавирская и др.

Пассажирские станции – сооружаются в крупных городах и предназначены только для обслуживания пассажиров. Они имеют: большое путевое хозяйство, специальный вокзал с комплексом помещений и оборудования, локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство с ремонтной базой, соответствующие устройства связи, блокировки. На этих станциях не производятся грузовые операции, кроме обработки пассажирского багажа.

Грузовые станции – предназначены исключительно для погрузки и выгрузки грузов в крупных масштабах. Они имеют довольно большое собственное путевое хозяйство, связанное с подъездными путями различных предприятий (торговых, с/х, промышленных и т.д.), мощное вагонное хозяйство и локоотивное депо. В оснащение грузовых станций входят комплекс погрузо-разгрузочного оборудования, службы коммерческого оформления приема, погрузки, выгрузки и выдачи грузов.

На крупных технических станциях располагаются локомотивные и вагонные депо, предприятия дистанций службы пути, сигнализации и связи, грузовой и коммерческой работы, центры фирменного транспортного обслуживания клиентуры. Грузовые станции городов и промышленных центров, как правило, связаны рельсовой колеей с многочисленными подъездными железнодорожными путями промышленных, торговых, сельскохозяйственных и иных предприятий и организаций, а также с имеющимися морскими и речными портами, нефтебазами и т.п.

Подвижной состав железных дорог включает:

- локомотивы;

- самодвижущиеся единицы;

- вагоны.

- локомотивы – активная единица, обеспечивающая непосредственное движение вагонов.

Их различают по роду двигателя:

- паровозы – в качестве двигателя имеют паровую поршневую машину, питаеую паром от котла, использовались до 50-хх годов;

- тепловозы – в качестве силовой установки используется ДВС – дизель, производятся в Коломне;

- электровозы – в качестве двигателя используется электродвигатель, питаемый от постоянного или переменного тока, от контактных проводов, подвешенных над ж/д путями, производят в Новочеркасске;

- паротурбовозы – локомотивы с паровым котлом, у которых силовой установкой служит паровая турбина;

- газотурбовозы – силовой установкой которых являются газотурбины, аналогичные тем, что имеются на современных газотурбинных самолетах.

Локомотивы бывают:

- пассажирские (с высокой скоростью движения);

- грузовые (с большой силой тяги);

- маневровые.

Самодвижущиеся единицы – это мотор-вагоны (мотовозы или мелкие самодвижущиеся повозки), в отличие от локомотивов (которые используются как тяговые единицы, не имеющие на себе коммерческого груза или пассажиров), выполняют роль и тяговой единицы и собственно вагона для перевозки людей и грузов. Наиболее распространенными видами мотор-вагонной тяги являются электрические поезда пригородного или местного сообщения, а также дизельные поезда. Мотор-вагоны могут использоваться как обособленно, так и в виде составов поездов, например, большинство пригородных электрических поездов формируется по схеме: один моторный – два прицепных вагона.

Дизель-поезда состоят из 4,6,8 вагонов, из которых два моторных стоят по концам состава.

Вагоны – основные перевозные средства железных дорог. Различают: грузовые, пассажирские и специальные вагоны – все эти вагоны в сумме называют парком.

Грузовой вагонный парк включает 5 основных типов вагонов:

- крытые – предназначены для перевозки грузов, требуемых защиты от атмосферных осадков;

- платформы (с низкими бортами или безбортные) – для перевозки леса, труб, рельсов и других длинномерных и громоздких грузов, в частности машин, агрегатов и т.д.;

- полувагоны (с высокими бортами и без крыши) – для перевозки топливных, строительных, рудных и других навалочных грузов;

- цистерны – для перевозки массовых жидких грузов, нефти и нефтепродуктов, кислот, пищевых (раст. масло, молоко) и других грузов;

- изотермические (вагоны-рефрижераторы) – со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, предназначенными обеспечивать отрицательную температуру летом и положительную – зимой, для перевозки скоропортящихся грузов (овощи, фрукты, напитки).

Пассажирский вагонный парк состоит из вагонов: с мягкими местами; с жесткими местами; в виде купейных, более комфортабельные, и открытых, не купейных вагонов, а также вагонов-ресторанов, почтовых и багажных.

К специальным вагонам относятся: вагоны-мастерские, весовые (для проверки вагонных весов), пожарные, подъемные краны, вагоны-магазины и многие другие.


Сейчас читают про: