Познавательная (гносеологическая) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности.
Регулятивная – проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений; оно представляет собой канал воздействия через мотивацию на поведение людей.
Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы.
Функция моделирования – выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения.
Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передача необходимой информации и сознательного управления людьми.
Оценочная – заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки прав.
Виды правосознания
В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают:
1) Индивидуальное правосознание (правовые представления и чувства индивидуума),
2) групповое правосознание (правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев населения),
3) общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом).
В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:
1) обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание;
2) профессиональное правосознание;
3) научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание присуще людям, которые сталкиваются с юридической стороной жизни общества лишь эпизодически и не имеют специального образования. Оно складывается стихийно, самопроизвольно и отражает правовые явления на основе повседневного опыта.
Профессиональное правосознание присуще людям, имеющем специальное юридическое образование и занимающихся практической юридической деятельностью. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка этого уровня правосознания можно отметить некоторую его узость, выражающуюся в том, что практикующие юристы обычно глубоко знают одну (или несколько) отрасль права, в рамках которой они практикуют. Это правосознание не проникает в сущность правовых явлений.
Научное правосознание формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на значительно более глубоком уровне. Оно характеризуется максимальной глубиной познания сущности правовых явлений, отражает системность правовых связей. В качестве недостатка этого вида правосознания можно указать на отсутствие практических навыков, незнание некоторых процедурных моментов, относящихся к практической стороне правореализационной деятельности.
Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности.
В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием.
Вопрос 27. Право и культура. Проблемы правового воспитания.
Право как культурная ценность, юридические конструкции достижения человеческой мысли и являются культурной ценностью.
Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Обобщенно правовую культуру можно определить как совокупность всех ценностей, накопленных человеком в правовой сфере. Однако правовая культура – это во многом сравнительная характеристика, которая отражает уровень освоения и использования правовых ценностей человеком.
Правовая культура общества – это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.
Понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:
- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
- надлежащую степень знания населением законов;
- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;
- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
- специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);
- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).
Все многообразные проявления правовой культуры можно классифицировать.
С точки зрения структуры правовой культуры ееосновными элементамиявляются:
- состояние правосознания;
- состояние законности;
- состояние законотворчества;
- состояние юридической практики.
По сути, элементы правовой культуры подразделяются на четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти правовые явления и отражают состояние правосознания, законотворчества, законности и юридической практики, характеризуя, таким образом, правовую культуру в целом.