Правовое воспитание

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Правовое воспитание – это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Цель правового воспитания – дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются

- формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

- формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

- формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

- формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

- формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах – широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле – целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:

- общее – имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;

- специальное – имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля.

К формам правового воспитания относят

Правовое обучение

Правовую пропаганду

Самовоспитание

Юридическую практику.

Правовое обучение также можно подразделить на общее и специальное. Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей. Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования.

Вопрос 28. Понятие правового регулирования. Виды и стадии правового регулирования.

Общая хр-ка правового регулирования. Право существует для того чтобы влиять на поведение людей, на общество и в теории это влияние определяют по разному. Правовое регулирование и правовое воздействие, иногда эти термины употребляют как синонимы. Но их нужно различать.

Правовое регулирование это воздействие права на поведение людей с помощью специальной системы правовых средств, а правовое воздействие это любое влияние права на поведение людей. Получается что правовое регулирование это форма правового воздействия. Значит есть другие формы т.е. общесоциальное действие права. Оно для права не специфично. Это действие одинаковое, общее для права и иных социальных институтов, иных регуляторов поведения людей. Общесоциальное действие права делится на: 1) информационное действие, 2) ценностное действие, 3) воспитательное действие.

Суть информационного действия в том что в праве содержится определенная информация о поведении людей, о поведении должном возможном, об ответственности за нарушение правил. Когда человек знакомится с ней то может менять свое поведение, но никакие специальные механизмы не задействованы. Тут право работает как и другие социальные институты. Например наука тоже дает людям инфу. В информационном действии права специфика: это правовая инфа содержится в общеобязательных актах исходящих от власти, во-вторых знание этой инфы презюмируется (презумпция знания закона). Законодатель использует иногда специальные средства чтобы усилить информ действие права (включает преамбулы в нормативные акты, дефинитивные нормы которые несут инфу).

Ценностное (ориентационное) действие права. В праве содержатся ценности признаваемые обществом, защищаемые обществом. У каждого человека есть свои представления ценностей. И когда человек сталкивается с правом то эти две системы взаимодействуют. Человек может принимать принимать правовые ценности и как следствие может менять свое поведение (это для права не специфично, религия также несет ценности, меняя религию можно менять поведение).

Воспитательное действие права. В отличии от общесоциального действия правовое регулирование свойственно только праву, характерно для него. Правовое регулирование осуществляется по средствам специального механизма правового регулирования. Опирается на возможность государственного принуждения.

Правовое регулирование это емкая категория и у нее множество характеристик. Одна из них – виды правового регулирования. (особенности гражданско правового регулирования, административного).

1) Индивидуальное регулирование

2) Нормативное регулирование

Исторические первое – индивидуальное, разовое, персональное касающееся только данного случая. Есть свои достоинства и недостатки. Плюс то что учитывается конкретная индивидуальная ситуация. Недостаток что существует опасность произвола, разнобоя. Решение приняли так, в другой раз иначе. Трудно установить единый общий порядок регулирования. И оно не экономично, т.е. каждый раз приходится решать проблему по новому.

С развитием, опытом появляется нормативное регулирование, на основе заранее установленных общих правил поведения. Абстрактное мышление. Достоинства и недостатки нормативного регулирования зеркально отражают достоинства и недостатки индивидуального регулирования. Достоинство – единый общий порядок, более экономично, более строго. Недостаток – не всегда можно учесть какие-то индивидуальные особенности дела, уникальную ситуацию.

В развитых правовых системах регулирование одновременно индивидуальное и нормативное. Индивидуальное решение принимают на основе общей нормы.

Стадии пр.рег. Пр. рег. это процесс идущий во времени, имеет свою последовательность. Три стадии:

1) Регламентации общественных отношений. На ней устанавливаются нормы права которые общим образом определяют поведение людей.

2) Действия права. На ней общие положения норм права переводятся на уровень индивидуальных, конкретных субъективных прав и юр. обязанностей и возникают правоотношения.

3) Реализация субъективных права и юр обязанностей. На ней общие положения норм права конкретизированные в правах и обязанностях субъекта воплощаются в их поведение на достижение которого правовое рег. и было направлено.

Иногда в теории выделяют стадию применения права, но это надо не всегда и это частный способ для реализации права.

Вопрос 29. Способы и типы правового регулирования.

Это характеристики правового регулирования. Способы правового регулирования – это закрепленные в нормах пути воздействия права на поведение людей. Традиционно выделяют три способа: 1) Запрет, 2) Обязывание, 3) Дозволение. Запрет это возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Обязывание (позитивное обязывание) это возложение обязанности действовать определенным образом. Дозволение это предоставление возможности сделать что-либо по-своему усмотрению. Иногда выделяют иные – поощерение, стимулирование, но вряд ли эти способы можно ставить в одном ряду, потому что собственного юридического значения они не имеют. Поощерение будет дозволением тогда когда кто то может кого то поощерить.

Типы правового регулирования. Связаны со способами. Тип это порядок регулирования выражающий соотношение дозволений и запретов. Обязывание убрали так как носит вторичный характер. Традиционно выделяют два типа: 1) Общедозволительный тип, 2) Разрешительный тип.

Основу общедозволительного составляет общее дозволение, а само регулирование непосредственно осуществляется с помощью конкретных запретов (дозволено все кроме прямо запрещенного).

Разрешительный тип, основа общий запрет, а само регулирование непосредственно осуществляется с помощью конкретных дозволений (запрещено все кроме прямо разрешенного).

Предпочтение никому не отдается т.к. каждый тип регулирования хорош по своему, достигает своих целей. Своя область применения. Общедозволительный тип используют там где требуется активность. Этот тип регулирования используют там где участвуют не властвующие субъекты. В отношениях внутри гражданского общества (гражданские права). Разрешительный тип там где нужен жесткий порядок, единообразие, дисциплина. Используется в отношениях с участием государства, его органов, ДЛ. Тем самым право ограничивает власть.

Полагают что общедозволительный тип характерен правовому государству. В науке типы появились где то в 80х годах. Есть типы регулирования доведенные до абсурда.

Вопрос 30. Методы правового регулирования.

Методы также являются характеристикой правового регулирования. Методы носят отраслевой характер. Метод пр.рег. – это совокупность приемов, средств воздействия которые применяются или должны применятся для регулирования данной разновидности общественных отношений. Несколько элементов в структуре метода:

Взаимное положение субъектов:

- Горизонтальное (равные)

- Вертикальное (неравные)

Основания возникновения, способы определения прав и обязанностей субъектов:

- Напрямую определяются законом

- Напрямую определяются договором

- Напрямую определяются властным односторонним актом

Меры воздействия применяемые к субъектам: санкции, характер санкций, степень тяжести, основание и процедура их применения.

Элементы метода неравноценны. Определяющим является взаимное положение субъектов, а от него зависят другие элементы.

2 метода регулирования:

1) Горизонтальный (равенства)

2) Вертикальный (метод неравенства)

Методы регулирования можно рассмотреть в зависимости от того какой способ регулирования преобладает:

1) Императивный метод – властных предписаний, админ право.

2) Диспозитивный метод – дозволения, гражд право.

3) Охранительный метод – запреты снабженные санкцией, это метод уголовного права.

Законодатель выбирает метод регулирования, но в выборе он не является свободным т.к. метод регулирования предопределен предметом регулирования. Если законодатель неправильно выберет метод то из этого ничего хорошего не получится.

Вопрос 31. Механизм правового регулирования. Правовые средства.

Мех.пр.рег – это взятая в единстве и взаимодействии система правовых средств с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Одни считают что в него включаются лишь некоторые правовые явления. Другие полагают что в механизм входят все правовые явления. Вторая позиция предпочтительней. Но если включаем все правовые явления то проблема – нужно отграничить эту категорию от других категорий теории права так же включающих в себя все правовые явления, а таких категорий не мало – например правовая система, правовая действительность, пр. надстройка, правовая форма общественных отношений. И мы категорию механизма отличаем не по объему, а по подходу к правовым явлениям. В рамках категории пр.рег. правовые явления рассматриваются как правовые средства – это то что обеспечивает достижения цели правового регулирования, чтобы описать каждое явление как правовое средство. Определить его функции, место в процессе регулирования, установить связи с другими правовыми средствами.

В теории выделяют множество различных правовых средств.

В зависимости от функций права:

1) Регулятивные пр.ср-ва

2) Охранительные пр.ср-ва

В зависимости от видов регулирования:

1) Нормативного

2) Индивидуального

От значимости:

1) Основные правовые средства (соответствуют стадиям пр.рег).

- На стадии регламентации общественных отношений действуют нормы права (они даюжт модели поведения).

- На стадии действия норм права работает правоотношения, именно они переводят общие положения норм права на конкретный индивидуальный уровень.

- На стадии реализации прав и обязанностей действует – акты реализации прав и обязанностей – это действия субъектов которые воплощаются в жизнь, выраженные в правах и обязанностях возможности и требования (фактические действия, проголосовал, юр. оформил действие и т.д.).

Но механизм пр.рег. не сводится к этим трем основным правовым средствам. Правосознание не имеет место, оно работает на всех стадиях. Данная категория в теории критикуется потому что в ней реализуется нормативный подход к праву. Пр.рег. в этой категории рассматривается только с юр стороны. Но эта категория не претендует на то чтобы рассмотреть его со всех сторон. Она рассматривает с юр точки зрения. А есть другие аспекты: Социальная точка права. Социальный механизм действия права – социальные факторы находящиеся вне права, но факторы образующие ту среду в которой право действует. Правовая социализация т.е. процесс усвоения обществом действующих правовых норм. Правовое информирование, социально правовой контроль. Слово механизм тут вряд ли уместно т.к. тут др. факторы, например демография и это влияет на пр.рег. Пр.рег с социальной точки зрения может рассматриваться на макро уровне (общества), микро уровне (человек). Социальные факторы пр.рег. необходимо учитывать потому что они могут как способствовать так и наоборот препятствовать правовому рег.

Психологическая сторона пр.рег. Право обращено к воле и сознанию людей, в процессе регулирования необходимо учитывать психологические х-рки личности (воля, интеллект, хар-р, интересы, мотивы и т.д.).

Вопрос 32. Эффективность правового регулирования.

Можно рассмотреть пр.рег с точки зрения результатов – применив категорию эффективность пр.рег. – это показатель любой целенаправленной деятельности. Эффективность это соотношение между поставленной целью с полученным результатом, чем ближе результат к цели, тем выше эффективность. Другая проблема, что считать целью пр.рег., для чего оно существует? Цель пр.рег – это правопорядок, состояние упорядоченности существующих отношений. Но не просто правопорядок а идеальный правопорядок т.е. ситуация когда права используются, обязанности выполняются, запреты соблюдаются. А результат пр.рег- это фактический правопорядок, реальное состояние правопорядка. Проблема – а как измерить результат? Если не измерим то не определим эффективность пр.рег. Надо определить уровень правонарушений – статистика, но есть латентная преступность. На статистику могут повлиять изменения в законодательстве, политические факторы, субъективные факторы, корыстные мотивы. Можно тогда использовать социологические исследования, анализ самоощущений публики, экспертные оценки. Определить эффективность как мало, средне, хорошо.

Умозрительный характер эффективности пр.рег. Проще определить эффективность одного нормативного акта, но нужно учитывать что на поведение людей влияет множество факторов, их надо отследить и вычесть. проблема понимания, измерения эффективности.

В теории разрабатываются условия достижения эффективности НПА: 2 группы

1) Условия касающиеся самого содержания акта, достигаемые в процессе правотворчества.

2) Условия касающиеся действия принятого акта, достигаемые в процессе реализации права.

1 группа – определить цель принимаемого нормативного акта, цель должна быть в принципе достижимой. Цель должна быть не только достижимой но и достигаться с помощью правовых средств. Необходим верный выбор правовых средств, которые обеспечат достижение именно выбранной цели. Для эффективности акта надо увязать его с существующими актами, вписать его в действующее законодательство. Систематизация нормативных актов.

2 группа – 1) организационные условия т.е. необходимо организовать реализацию акта, создать органы которые будут реализовывать принятый акт, нацелить уже существующие на реализацию акта. 2) материальные условия, финансовая сторона действия нормативного акта. Реализация требует затрат из бюджета, если выделение средств не предусмотрено то что или их мало. По Конституции если требует средство то на закон должно быть заключение Правительства. Финансово экономическое обоснование. 3) необходимо идеологически обеспечить действие акта, довести до адресата. Разъяснять акт, пропагандировать, чтобы люди знали о своих правах, как ими воспользоваться.

Вопрос 33. Законность: проблемы понятия и реализации.

Категория зак-ть связана пр.рег.

Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:

законность – это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;

законность – это принцип или требование такого соблюдения;

законность – это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;

законность – это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении.

В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности.

Законность – это всеобщее требование соблюдения и исполнения законов и основанных на них правовых актов. Хотя законность понимают по разному. В определении она как принцип права, это предпочтительней.

Могут рассматривать как сторону демократической режима, как метод руководства обществом. Как принцип права – разные мнения о том, что нужно соблюдать. Одни – касается только законов, другие – законы и основанные на них правовые акты. Третьи – что законность это соблюдение прав граждан.

На кого распространяется? Одни – что законность это всеобщее требование, что распространяется на всех субъектов. Другие – что касается только орг гос-ва и ДЛ.

Спорным является вопрос и о возникновении законности. С формальной точки зрения законность возникает вместе с законами, как требование власти соблюдать установленные ею законы. Но законность как принцип права возникает в новое время, когда требование соблюдать законы становится всеобщим, обращается и к самой власти.

Вопрос 34. Правопорядок как результат правового регулирования.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, ко­торый, как и правопорядок, характеризуется организо­ванностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный поря­док образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка.

Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.

Правопорядок – это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: