Эллинистический период 4-1в.до нэ

Держава Александра Македонского простиралась от Северной Италии до Индии, от Нила до средней Азии. Но после смерти владыки она быстро распалась, и на ее развалинах были созданы новые монархии, ведущие между собой постоянные войны.

Эллинистическая архитектура тяготела к гигантским сооружениям. Примером служит «Колосс Родосский» - бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса, высотой 32м. Стояла на белом мраморном постаменте при входе в гавань на острове Родос, и была видна с ближайших островов.

В этот период создается диптер – периптер, обнесенный 2-мя рядами колонн.

Развитие разноликой державы породило создание многих художественных школ в скульптуре (на Родосе, в Александрии, Пергаме). Ведущим жанром становится портрет. Основная задача зодчего было показать величие монарха. Монументальная скульптура вводилась и в архитектурные ансамбли.

8. ( 7)Архитектура Римской империи. Императорские форумы в Риме. Триумфальные арки. Пантеон. Колизей.

Начало римская архитектура берет от этрусков и греков. Основы строительной техники римляне тоже переняли у этрусков и греков.

Храм этрусков помещался на высоком основании, к которому вела лестница. Имел прямоугольную или квадратную планировку. Одна из узких сторон являлась фасадом и украшалась портиком с колоннами – тосканский ордер не имел канелюр. Каркас здания делали из дерева, а стены из сырцового кирпича. Украшали рельефами и скульптурой из терракоты. Кровли здания обязательно украшали акротериями – скульптура над углами фронтонов здания.

На рубеже 3-2 вв. до н.э. римляне ввели в употребление новый строительный материал, водоупорный и очень прочный – бетон. Его составными частями были известковый раствор, вулканический песок и щебень. Вначале его использовали для строительства дорог, а потом стали им пользоваться и для строительства зданий. Благодаря бетону появились новые строительные конструкции – большие очень здания и главное сводчатые перекрытия – римское изобретение. В период Римской империи архитектура продолжала быть ведущим искусством.

В римской архитектуре основное место занимали сооружения, которые воплощали идею могущества римского императора.Строились форумы – торговая и общественная площадь. На ней располагались храмы и общественные здания, планировка – достаточно свободная и живописная, ее ассиметричность – из-за того, что застройка происходила постепенно.

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима. Цезарь строил форум после побед, одер­жанных в Галлии. Фо­рум представлял собой широкую прямоугольную площадь. На ней стоял храм Венеры Прародительницы, богини, которая, соглас­но мифу, была матерью Энея, родоначальника патрицианского рода Юлиев. От храма сохранились только подиум и три высокие колонны. Форум украшали статуи, форум имел торговые лавки.

Форум Августа - второй из четырех императорских форумов Рима (125 м в длину и шириной 118 м.). Форум служил для восхваления императора. Самым важным сооружением форума стал храм, посвященный Марсу Мстителю, в центре находилась статуя Марса, окруженная статуями Венеры и обожествлённого Цезаря. Также там хранился меч Цезаря.

Такжк строились форумы Веспасиана, нервы, Траяна. Форум Траяна последнийи ф. Империи. В центре площади возвышалась бронзовая статуя Траяна, на форуме располагались 2 библиотеки, 30м. колонна императора и храм, посвященный ему.

Триумфальные арки – устанавливались в честь побед или победителей, устанавливались при входе в города, в конце улиц.

Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в его честь в 81г. уже после смерти. Этот памятник увековечил поход Тита на Иерусалим.

Арка украшена коринфскими колоннами (по четыре колонны с каждой стороны). Колонны несут раскрепованный антаблемент (т.е. который образует выступы над капителями). Над ним высокий строгий аттик с посвятительной надписью. Эта арка была задумана как постамент для статуи императора Тита. Статуя не сохранилась. На стенах внутри арки – рельефы с изображением Тита и его войск.

В эпоху Адриана был построен знаменитый Пантеон – «Храм всех богов».

В Пантеоне в первый раз была решена совершенно новая задача – создать монументальное храмовое сооружение, в котором главную роль играет обширное внутреннее пространство.

Храм построен из кирпича камня и бетона, полусферический купол(диам=43м) символизирует небесный свод. Он опирается непосредственно на стены. В центре купола – круглое отверстие диаметром 9 м. единственный источник освещения. Под ним в полу – незаметное углубление, скат для воды.

Стены из 3 ярусов. Барабан купола снаружи опирается наверх третьего яруса, а внутри на второй ярус.

Нижний ярус внутр. Станы имеет глубокие ниши, где стояли статуи богов. Самая большая, седьмая ниша находится напротив входа, и она не отделена колоннами. Статуи коринфского ордера. Верхний ярус украшен пилястрами из мрамора.

Пол храма выложен мраморными плитами.

На куполе кессоны (углубления) сокращаются в перспективе, это иллюзорно делает купол выше и легче.

Пропорции Пантеона – почти безупречные. Купол изнутри – точная полусфера. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания (здесь похоронено много художников - Рафаэль).

Колизей. Желая завоевать популярность римлян, которые желали хлеба и зрелищ, был воздвигнут амфитеатр для гладиаторских боев – «Колизей».(69-80гг). В плане –это эллипс (180*150м) Высота фасада стоставляла 50м. Он вмещал в себя 50тыс. зрителей. Стены состояли из 4 ярусов (4 построен в 2в. и представлял собой массивную стену с пилястрами из коринфского ордера.) Стены украшены колоннами: нижний ярус – дорический ордер, 2 ярус – ионический, 3 коринфский. (Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе) От солнца зрителей защищал навес («велариум») с отверстием в центре.

В отличии от Греч. Театров здесь существовало соц. Различие в расположении зрительских мест. Под ареной располагалось служебное помещение для гладиаторов и клеток с животными.

9. Особенности византийского искусства. Связь с религией. Роль символики и иконографический канон. Типология византийских храмов. Собор св.Софии в Константинополе.

Периодом средневековья в Европе считается огромный отрезок времени от падения Римской империи (476 г.) до начала буржуазных революций XVII в. в Англии и Голландии.

Одна из главных особенностей средневековья – тесная связь с религией.

Эпоха средневековья делится на:

дороманский —VI—Х вв.,

романский —XI—XII вв.

готический —XIII—XV вв. «Мостом» между и античностью и средневековым искусством было искусство раннехристианское I-VIв.

Сначала христианство существовало нелегально и подвергалось гонениям. 1 памятники христианского искусства – катакомбы (подземные погребальные галереи). В них появляются первые изображения молящихся, Христос часто изображается в виде пастуха с ягненком. В технике писания: подчеркивается силуэт, внимание обращено на лицо (большие глаза, узкий нос). В 313г. христианство становится официально признанной религией благодаря императору Константину.

Появились первые храмы для богослужения, и т.к. христианское богослужение проходило внутри храма, требовалось большое помещение.

Появляются базилики – прямоугольные храмы, вход с западной стороны. Храм разделен рядом колонн на 3 или 5 частей – нефами, по центру храма, ближе к алтарной части находился поперечный неф – трансепт. Позже над трансептом появляется купол, а храмы в плане приобретают форму латинского или греческого креста. Перед входом в храм иногда размещался атриум – двор с водоемом. Алтарная часть находилась в глубине здания. Внутреннее убранство превосходило внешний облик храмов. Интерьер украшался колоннами, фризами, мозаикой, мраморной облицовкой(храм Санта Мария Маджоре в Риме, храм св. Софии в Константинополе - купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли).

Образы в иконографии меняются: Появляются сюжеты Апокалипсиса, Христос изображен на троне. Самая древняя техника писания икон называется Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск.

Внутреннее убранство превосходило внешний облик храмов.

Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы. Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Главными составляющими внутреннего убранства являются мозаики, мраморная облицовка, колонны, резные фризы, тщательное выверение использования света. Если раньше мозаику применяли для декоративных полов, а для украшения стен использовали живопись, то настенная мозаика становится одним из новых направлением христианского искусство. Реалистичность изображения перестает быть приоритетным направлением, и распространение настенной мозаики одно из свидетельств изменений.

Одним из самых ярких правителей Византии был Юстиниан(527-565), он вернул императорскую власть, присоединил к Византии Италию, северную Африку, были восстановлены дороги, акведуки, строились большие торжественные храмы. Искусство юстиниановского периода послужило образцом для последующего искусства Византии и Западноевропейского Средневековья.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является константинопольская София.

В 532г. в Константинополе вспыхнуло восстание, в результате которого было разрушено много построек, в том числе базилика «Святой премудрости» или св. Софии.

В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это 3-нефная базилика Центральный неф был перекрыт куполом. Купол лежит на парусах (часть свода, треугоольник), покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола принят с восточной и западной сторон на два полукупола, а с боков его сдерживают мощные контрфорсы (вертикальные подпорки).

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Кольцо купола поднято на высоту 55 метров, диаметр = 31м. В куполе расположены маленькие окошки. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Купол был украшен позолоченной мозаикой, Стены – плитами из разноцветного драгоценного мрамора и мозаичными орнаментами в форме крестов, растений, геометрических узоров. Также мозаики содержали различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. Все они были закрашены турками после взятия Константинополя, ныне раскрываются в процессе реставрационных работ.

Период иконоборчества (8-9вв) характеризуетсяобострением классовой борьбы в форме религиозных движений: Иконоборцы выступали против почитания икон, считали священные изображения идолами, в результате было уничтожено много икон, но в 787г. иконопочитание вернулось.

В 9—10 вв. преобладают рукописные книги религиозного характера – миниатюры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: