Теоретические основы обеспечения надежности асфальтобетонных покрытий

Автомобильная дорога находится в сложных условиях напряжённого состояния от транспорта и погодно-климатических факторов. Высокий уровень надёжности дорожной одежды в целом ещё не гарантирует обеспечение высоких потребительских качеств в течение эксплуатации, поскольку надёжность д/о проверяется только по 3-м критериям прочности и практически не затрагивает надёжность материалов покрытия, которые кроме действия транспортной нагрузки испытывают непосредственное действие погодно-климатических факторов. Чтобы оценить надёжность материалов покрытия, можно использовать общие подходы теории надёжности, но адаптированы к конкретным материалам и условиям работы.

, где

Riф – фактические свойства материала покрытия, ответственные за тот или иной вид разрушений и деформаций;

Riтр – требуемые свойства по условию прочности.

Затем необходимо установить связь между коэф-ми запаса и уровнем надёжности, вычислить частные и общий уровень надёжности.

В настоящее время можно выделить следующие критерии прочности материала покрытия по устойчивости к деформациям и разрушениям:

1) критерий устойчивости материала покрытия к пластическим деформациям в летний период (устойчивость к колеям, гребёнке, наплывам);

2) устойчивость материала покрытия к температурным трещинам (крупные трещины с шагом 2-50м пересекающие всё покрытие);

3) устойчивость материала покрытия к усталостным деформациям (сетка трещин);

4) устойчивость к коррозийным деформациям (шелушение, выбоины, ямочность).

Необходимо иметь методику вычисления Кi по выше указанным критериям прочности, а также установить связь уровня надёжности с данными критериями.

Для условий РБ установлены зависимости между уровнями надёжности и критериями прочности, в частности по усталости к пластическим деформациям в качестве функции распределения применяется кривая Вейбулла. По распределению температурных трещин применяется лого-нормальная кривая. По сопротивлению усталостным трещинам – триоргулярная кривая. По сопротивлению коррозии – логистическое сопротивление.

Данные кривые представлены в руководящих документах по диагностике материалов дорожного покрытия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: