Правотворчество – это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Также понятие правотворчество можно рассмотреть в двух смыслах:
1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными на то соответствующими органами;
2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, одобрение, подписание опубликование.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, то есть в форму юридических предписаний, имеющих обязательный характер.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в конституции, регламентах и уставах. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путём внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что: - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - его основная продукция – юридические нормы, - воплощается главным образом в нормативных актах; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых актов, является показателем цивилизованности и демократии общества.
|
|
Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.
1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.).
2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.
В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов:
1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества;
2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;
3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма;
|
|
4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний;
5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.
Виды правотворчества: Правотворчество подразделяется:
1- в зависимости от субъектов на правотворчество народа в процессе референдума; гос.органов - гос.дума, правительство; отдельных должностных лиц- Президент, правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество- на предприятии в учреждении, организации; правотворчество общественных организаций- профсоюзов.
2- в зависимости от значимости на: Законотворчество (правотворчество высших представительных органов); делегированное правотворчество (нормотворчество правительства, осуществляемое по поручению парламента для оперативного решения определённых проблем НПА, входящего в компетенцию представительного органа); подзаконное правотворчество (указы президента, правительства, министерства).