Конституционные основы экологического права

Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и

гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения

последовательного обеспечения охраны

окружающей среды и рационального природопользования, и «чисто» экологические

В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих

достойную жизнь и свободное развитие человека». Эта норма также имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части

обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого.

Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов на осуществление законодательной, исполнительной

и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой нами сфере это — деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные — экологические нормы. Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма определяет роль и место природных ресурсов с учетом их естественных и экономических свойств в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей.

Статья 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной

собственности землю — основное средство производства и операционный базис. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей

и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.

Конституционное признание экологических прав важно оценить и в контексте других статей общего характера Основного закона России. Признание, соблюдение

и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами Конституция России устанавливает обязанность каждого сохранять природу и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения

РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

Просто прочитай, написать не успеешь)))

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения

РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

Так, в ведении Российской Федерации находятся:

• регулирование и защита прав человека и гражданина;

• федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой с

фере);

• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

• ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

• производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

• определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации.

Очевидно, что к развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы,

природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесены Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

• земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: