Типовые контрольные задания для самостоятельной работы студента по разделам курса

ЗАДАЧА 1

В двух выпусках газеты «День» была размещена реклама аптеки восточной медицины и гомеопатии (ООО «Катерина») и реализуемых ею медпрепаратов и лекарственных средств без указания номера лицензии и наименования органа, ее выдавшего.

В ходе изготовления и размещения рекламы аптеки и реализуемого ею ассортимента лекарственных препаратов ООО «Катерина» в редакцию газеты «День» предоставила текст рекламного объявления. Редакция газеты привела предоставленную информацию к готовой для распространения форме и без согласования с заказчиком разместила в ближайших выпусках газеты.

В соответствии с п. 5.1 договора, заключенного между ООО «Катерина» и редакцией газеты об изготовлении и размещении рекламы в выпусках газеты, обществом для изготовления рекламного объявления была предоставлена лицензия, на основании которой ООО осуществляет свою деятельность. ТУ ФАС России было возбуждено дело по факту нарушения законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии ТУ ФАС России представитель газеты «День» пояснила, что отсутствие в рекламе аптеки восточной медицины и гомеопатии (ООО «Катерина») сведений о лицензии объясняется тем, что при изготовлении макета рекламного объявления сотрудниками редакции не были внесены сведения о лицензии, которую предоставило Общество.

В чем выразилось нарушение законодательства о рекламе? Кто в данном случае является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем? Какое лицо должно нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы? Какое лицо несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 2

ТУ ФАС России было рассмотрено следующее дело о нарушении законодательства о рекламе.

В одном из выпусков областной газеты размещена рекламная статья «Камни в почках уже не приговор», где рассказывается о таком «медицинском средстве лечения мочекаменной болезни», как лечебный пояс «Физомед». Статья построена в виде ответов — консультаций врача Н.В. Ильиной на вопросы читателей, страдавших (страдающих) длительное время (10, 20 лет) мочекаменной болезнью и избавившихся от нее с помощью медицинского пояса «Физомед». При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства:

1. Размещена эта рекламная статья в печатном издании нерекламного характера (областной общественно-политической газете), на нерекламной полосе («Досуг и спорт»), в рубрике «Ваше здоровье», без надлежащего предварительного сообщения о рекламном характере информации.

Представитель редакции газеты пояснила комиссии, что указанная реклама может быть определена потребителем непосредственно в момент ее представления по сопровождающему название статьи условному обозначению в виде буквы «К», помещенной в кружок. Расшифровка обозначения приведена на последней странице и означает, что публикация носит коммерческий характер.

2. Слова врача — консультанта Н.В. Ильиной о возможности избавления от камней любого химического состава с помощью пояса «Физомед», а также приведенные в статье выдержки из писем граждан — потребителей со словами благодарности создают впечатление гарантированности излечения от мочекаменной болезни.

Нарушено ли законодательство о рекламе помещением указанной статьи в выпуск газеты? Оцените доводы представителя газеты о том, что «указанная реклама может быть определена потребителем непосредственно в момент ее представления по сопровождающему название статьи условному обозначению в виде буквы “К”, помещенной в кружок. Расшифровка обозначения приведена на последней странице и означает, что публикация носит коммерческий характер». Какое лицо ответственно за: 1) отсутствие предварительной информации о рекламном характере материала; 2) содержание информации, предоставляемой для создания рекламы? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 3

Главой городской администрации принято Постановление «Об утверждении Временной методики расчета арендной платы за земельные участки», с приложениями. В данном постановлении: 1) установлен пониженный размер коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка (входящих в формулу расчета арендной платы за землю) для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности (п. 2 для оценочных зон № 1—5 приложения 1); 2) установлены базовые ставки арендной платы за землю для муниципальных предприятий в размере 50 % от базовых ставок аналогичного целевого использования (п. 2.6 Временной методики расчета арендной платы за земельные участки приложения 2).

Допустим ли выбор формы собственности в качестве критерия деления арендаторов по категориям? К каким последствиям ведет установление для муниципальных предприятий базовой ставки в размере 50 % от базовых ставок арендной платы аналогичного целевого использования?

Является ли установление пониженных коэффициентов арендной платы за землю, а также базовой ставки в размере 50 % от базовых ставок арендной платы аналогичного целевого использования для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной форме собственности льготой, преимуществом для организаций этих форм собственности, и к каким правовым последствиям такое обстоятельство ведет?

ЗАДАЧА 4

Дело в антимонопольном органе было возбуждено по заявлению ОАО «Комбинат объемного домостроения» (далее — ОАО «КОД»), обратившегося в территориальное управление в связи со следующей ситуацией.

Решением городского Совета, по согласованию с администрацией города, в порядке исключения, без проведения аукциона, но на условиях аукциона, ОАО «КОД» были предоставлены земельные участки под строительство жилых домов с объектами торговли и бытового обслуживания.

Постановлениями администрации города регулируется предоставление земельных участков на правах аренды, на условиях аукциона на период строительства жилых домов. Согласно п. 3 постановления администрации города, ОАО «КОД» должно оплатить начальную цену аукциона на право аренды земельных участков.

ОАО «КОД» не согласилось с вышеназванными актами в части, обязывающей заключить договор аренды земельных участков на условиях оплаты начальной цены аукциона, поскольку считает, что данное условие действует только при проведении аукциона, а в их случае аукцион на право аренды земельных участков не проводился.

В обоснование предоставления земельных участков ОАО «КОД» без проведения аукциона администрация города сослалась на Положение о предоставлении земельных участков на территории города (далее — Положение), утвержденное Решением городской Думы. Согласно п. 3.1.2 ст. 3 и п. 6.2 ст. 6 Положения, в исключительных случаях допускается предоставление администрацией города земельных участков вне конкурса по согласованию с городской Думой. (Причем перечень конкретных случаев, подпадающих в разряд исключительных, Положением не предусмотрен.)

Расценив разработку ОАО «КОД» перспективного плана развития строительства на 2001—2005 гг., в качестве исключительных условий администрация города по согласованию с городским Советом народных депутатов приняла Постановления о предоставлении земельных участков ОАО «КОД» на правах аренды, без проведения аукциона, но на условиях аукциона.

Комиссия ТУ поинтересовалась, каким образом производится расчет начальной цены торгов на право аренды земельного участка в тех случаях, когда такие торги не проводятся, а также имеет ли арендатор возможность предварительно (до заключения договора аренды) узнать начальную цену торгов, а также из чего она складывается.

На этот вопрос представитель администрации города дала следующие пояснения. Расчет начальной цены торгов на право аренды земельного участка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 2 «Об утверждении Порядка организации торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды», а также Постановлением Главы Администрации области от 26.07.99 № 512 «Об установлении нормативной цены земли». Сумма начальной цены торгов, в случае предоставления земельного участка без проведения торгов, но с оплатой начальной цены торгов, включается в условия договора аренды земельного участка, проект которого направляется арендатору для рассмотрения и подписания.

Может ли предоставление земельных участков в исключительных случаях без конкурса привести к ограничению конкуренции?

О чем свидетельствуют пункты 3.1.2 ст. 3 и 6.2 ст. 6 Положения о предоставлении земельных участков на территории города?

Нарушены ли нормы антимонопольного законодательства, если да, то какие? Каким должно быть решение антимонопольного органа?

ЗАДАЧА 5

В ТУ ФАС России поступили заявления пятерых предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров в междугородном сообщении автобусами «ГАЗель», о неправомерных действиях Управления транспорта и коммуникаций Администрации области. Управлением транспорта и коммуникаций Администрации области в адрес вышеуказанных перевозчиков направлены письма одинакового содержания, в которых сообщалось, что в соответствии с Письмом областного отделения Российской транспортной инспекции (ВгООРТИ) о недопустимости использования автобусов «ГАЗель» на междугородных маршрутах утверждение маршрутной документации на междугородные маршруты перевозчиков аннулировано.

Заявители являются хозяйствующими субъектами, имеющими свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности и стандартную лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами на территории Российской Федерации. Предпринимателям в установленном порядке Управлением транспорта и коммуникаций Администрации области были согласованы паспорта междугородных маршрутов.

Федеральным транспортным законодательством предусмотрена обязанность перевозчика выбирать тип и марку транспортного средства в зависимости от вида перевозок. Указанное положение устанавливается ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12 1995 г. № 196-ФЗ и другими нормативными актами. При этом контроль за соблюдением указанных требований в области возложен на областное отделение Российской транспортной инспекции в соответствии с п. 8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 515.

Процедура аннулирования утверждения маршрутной документации не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни законодательством области. Более того, невозможен отказ Управления транспорта и коммуникаций Администрации области в согласовании маршрутной документации на основании того, что на междугородном маршруте перевозка осуществляется микроавтобусом «ГАЗель», так как исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении нового или изменения действующего маршрута установлен п. 2.7 Правил организации автобусных маршрутов в области, утвержденных Постановлением Главы Администрации области от 25.12 2001 г. № 1138.

Ограничены ли в данном случае гражданские права заявителей, если да, то соблюден ли установленный для этого порядок? Как оценить доводы представителя ВгООРТИ? Какие последствия влечет для предпринимателей аннулирование маршрутной документации? Ограничило ли Управление транспорта и коммуникаций Администрации области своими действиями конкуренцию? Если да, то на каком рынке? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 6

Во время ретрансляции в эфире телеканала «ОРТ — Первый канал» художественного фильма «Следствие ведут знатоки» ООО «СОВА» была размещена реклама с нарушением требований абзаца 6 п. 1 ст. 11 ФЗ «О рекламе», выразившимся в сочетании двух способов размещения рекламы во время трансляции художественного фильма, а именно: прерывании фильма рекламными роликами и совмещении с фильмом рекламы в виде логотипов.

Согласно требованиям ст. 11 Закона «О рекламе», передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще, чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы. Антимонопольный орган возбудил дело по факту нарушения законодательства о рекламе.

В качестве доказательства правомерности своей позиции директор ООО «СОВА» указал, что руководствовался в данной ситуации следующими положениями: Решением территориального управления по делу № 226, где изложена позиция о допустимости размещения в одном телефильме, одной передаче рекламы, прерывающей фильм, и рекламы, совмещаемой с фильмом, с соблюдением между рекламой 15-минутного интервала. Действительно, в процессе рассмотрения дела № 226 Комиссия пришла к подобному выводу. Позже, в процессе осуществления контроля за исполнением требования предписания территориального управления по делу № 226 и установлением факта несоблюдения ООО «СОВА» 15-минутных интервалов между рекламой (прерывающей фильм, совмещаемой с фильмом), было осуществлено более буквальное грамматическое толкование ст. 11 ФЗ «О рекламе», в результате которого управление пришло к следующему выводу: Сочетание различных способов размещения рекламы (прерывание, совмещение) в одной передаче, художественном фильме недопустимо, поскольку используемый в п. 1 ст. 11 ФЗ «О рекламе» союз «или» допускает возможность распространения в передаче, художественном фильме рекламы либо только способом прерывания с соблюдением установленного статьей требования (столько раз, сколько 15-минутных периодов включает фильм), либо только способом совмещения также с соблюдением определенного статьей 15-минутного интервала между рекламными сообщениями (блоками).

Оцените доводы сторон. Кто прав в данном случае? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 7

В выпуске областной газеты была размещена рекламная статья «Ту водку не ключница делала...», рассказывающая об алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции), водке, производимой ГУП «ЛВЗ», в частности, водках: «Капель», «Чирская», «Царицынская», «Монополька» и др.

Редакция газеты изготовила и разместила рекламную статью «Ту водку не ключница делала...», рассказывающую о водках, выпускаемых «ЛВЗ», по собственной инициативе. Текстовое содержание рекламы, а также сам макет был изготовлен журналистом редакции и в дальнейшем размещен в выпуске газеты. На основании данного факта ТУ ФАС России было возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии представитель пояснила, что редакция газеты разместила указанный рекламный материал о продукции ЛВЗ по собственной инициативе. Никаких отношений между ЛВЗ и редакцией газеты, связанных с производством и размещением рекламной статьи «Ту водку не ключница делала...», не оформлялось, плата за публикацию с ЛВЗ не взималась.

Представитель ГУП ЛВЗ на заседание Комиссии предоставила аналогичные письменные объяснения по факту производства и распространения указанной рекламной статьи.

Какое лицо в данном случае является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем? Нормы каких правовых актов нарушены? Какое лицо несет ответственность за нарушение законодательства?

ЗАДАЧА 8

Предприниматель, имеющий свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности и стандартную лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе в пределах Российской Федерации, осуществляет предпринимательскую деятельность путем обслуживания маршрута «р. п. Елань — г. Волжский» автобусом «Газель» по понедельникам, средам и пятницам с выездом из Елани в 10 часов. В настоящее время предприниматель имеет возможность осуществлять перевозку пассажиров автобусами по данному маршруту ежедневно. Для этой цели он обратился в администрацию района для согласования нового графика движения. Глава администрации района в своем ответе не согласовал перевозчику расписание с ежедневным движением автобусов. Отказ мотивируется тем, что по данному маршруту уже осуществляются ежедневно перевозки пассажиров автоколонной АК-1727 с загруженностью 22—30 %, в связи с чем потребности в дополнительном автобусе на города Волгоград и Волжский нет. Также администрация района считает, что при указанной загрузке автобусов автоколонны АК-1727 привлекать других перевозчиков на междугородные и внутригородские маршруты нецелесообразно. Кроме того, по мнению администрации Еланского района, предприниматель обязан согласовать расписание движения своих автобусов с администрацией ГУП ВО АК-1727 и иметь договор с АК-1727 на посадку и отправление пассажиров от автостанции р. п. Елань.

Предприниматель обратился в ТУ ФАС России.

На заседании Комиссии заместитель главы администрации Еланского района Волгоградской области пояснил: АК-1727 в течение 30 лет занимается пассажирскими перевозками. По этому же маршруту осуществляет перевозки Руднянское АТП. Кроме того, подвижной состав АК-1727 отвечает предъявляемым требованиям и превосходит по качеству транспорт предпринимателя. У АК-1727 есть техническая база, технический и медицинский контроль. АК-1727 является основным перевозчиком на маршруте. Предприниматель своими машинами оттягивает часть пассажиров. Администрация не может допустить развала АК-1727, который будет грозить ей, если предприниматель пустит второй автомобиль по маршруту «Елань — Волжский». Автостанция находится на балансе АК-1727, поэтому предприниматель должен иметь с ней договор на посадку и отправление пассажиров.

Предприниматель пояснил, что загрузка его автобусов летом составляет 100 %, зимой — меньше. Люди предпочитают его машины, потому что они новые и вероятность поломки в пути минимальна; кроме того, автобус «Газель» удобнее, чем «ЛАЗ» или «ПАЗ», которыми располагает АК-1727, и гораздо быстрее движется, так как нет длительных стоянок на промежуточных станциях.

Являются ли предприниматель и ГУП ВО АК-1727 «Еланская» конкурентами, если да, то на каком рынке? Законно ли требование согласования расписания движения между перевозчиками? Является ли законным отказ администрацией Еланского района Волгоградской области в согласовании расписания движения автобусов по мотивам нецелесообразности, отсутствия договора с автостанцией и отсутствия согласованного с ГУП ВО АК-1727 «Еланская» расписания? Какие совершены правонарушения в области антимонопольного законодательства? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 9

Администрация Советского района г. Энска издала постановление «О торговле на территории района», согласно которому частные предприниматели, зарегистрированные в других районах города, но торгующие на рынках в Советском районе, должны ежемесячно платить за разрешения на право торговли. При этом предприниматели, зарегистрированные в Советском районе, данные разрешения получают бесплатно.

В соответствии с п. 1 указанного постановления предприятиям торговли и общественного питания, частным предпринимателям, не состоящим на налоговом учете в ГНИ по Советскому району, разрешено вести деятельность только при заключении договора с администрацией района. Пункт 2.6 такого договора предусматривает обязанность по уплате взноса администрации района. Причем за администрацией остается право изменять сумму ежемесячного платежа.

Составьте проект решения и предписания антимонопольного органа по данному делу.

ЗАДАЧА 10

В антимонопольный орган поступило заявление АО «Нефтяная компания Никойл» с жалобой на действия отделения железной дороги, которое отказывалось предоставлять услуги транспортного терминала и перевозки нефтепродуктов без удовлетворения требования о первоочередной поставке нефтепродуктов для нужд железной дороги. В качестве основания отказа и ограничения отгрузки/разгрузки и перевозки нефтепродуктов указывается отсутствие дизтоплива для локомотивов. В большинстве случаев исполнение данных услуг обусловливается отгрузкой дизтоплива для нужд железной дороги, а в некоторых случаях оговаривается цена дизтоплива.

При этом нефтяная компания своевременно и надлежащим образом исполняет свои обязательства по отгрузке нефтепродуктов для нужд железной дороги. Цена дизтоплива, навязываемая отделением железной дороги, значительно ниже договорной цены и невыгодна для нефтяной компании.

Между АО «Нефтяная компания Никойл» и отделением железной дороги заключен контракт на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов. Согласно контракту, железная дорога вправе прекратить подачу вагонов только в случае задолженности контрагента, отсутствие дизтоплива для локомотивов не может служить основанием для невыполнения условий договора. Нефтяная компания надлежащим образом исполняет свои обязательства по данному договору, однако в результате действий отделения железной дороги несет значительные убытки.

Составьте проект решения и предписания антимонопольного органа по данному делу.

ЗАДАЧА 111

Мэр города 20.12.01 издал постановление «Об утверждении Временного положения о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок». В п. 12 Временного положения был предусмотрен запрет перевозчику на передачу третьим лицам права на эксплуатацию маршрута. В соответствии с постановлением мэра города от 14.10.02 редакция п. 12 Временного положения была изменена на следующую: «Перевозчику запрещается передача третьим лицам права на эксплуатацию маршрута без согласования с УКХТ (Управлением коммунального хозяйства и транспорта администрации города)».

ТУ ФАС России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта администрации города — постановления мэра города «О внесении изменений во Временное положение о порядке организации маршрутных пассажирских перевозок».

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, оспариваемое изменение было продиктовано необходимостью контроля со стороны администрации города за перевозчиками, которые обменивались маршрутами, не сообщая об этом администрации. Кроме того, при сложившемся круге лиц, осуществляющих перевозки, предпочтение теперь отдавалось тем предпринимателям, которые уже участвовали в перевозочной деятельности и зарекомендовали себя с положительной стороны.

Нарушает ли постановление мэра города антимонопольное законодательство? Может ли свидетельствовать позиция администрации города о возможности соглашения между органом местного самоуправления и осуществляющим хозяйственную деятельность хозяйствующим субъектом и об ограничении доступа на рынок товарных услуг других (новых) хозяйствующих субъектов?

Оцените позиции сторон.

ЗАДАЧА 12

Энергоснабжающая организация направила абонентам проект договора на энергоснабжение, п. 5.2 которого предусматривал условие о безакцептной форме расчетов за потребляемую электроэнергию; подпункт 3.1.1 — обязанность абонента письменно известить обслуживающий банк об этой форме расчетов; п. 6.3 — предусматривал оплату в безакцептном порядке стоимости электроэнергии, израсходованной сверх размеров, определенных договором, в десятикратном размере; п. 9.4 — право энергоснабжающей организации в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты электроэнергии; п. 10.1 — внесение абонентом залога в сумме, равной стоимости максимального количества электроэнергии и мощности за два расчетных месяца.

Данные условия договора были квалифицированы антимонопольным органом как нарушение антимонопольного законодательства. Было вынесено решение и предписание о прекращении нарушения Энергоснабжающей организацией Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Обоснованна ли позиция антимонопольного органа? Какое решение должен вынести Арбитражный суд, в случае обращения Энергоснабжающей организации, о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа?

ЗАДАЧА 13

Администрация города «в целях совершенствования транспортного обслуживания и обеспечения связью жителей города, а также в целях сокращения управленческого персонала», приняла постановление «О реорганизации системы управления транспортом и связью», согласно которому распорядилась реорганизовать муниципальное унитарное предприятие Горпассажиртранс и создать на его базе муниципальное учреждение «Городское управление транспорта и связи (Гортранссвязь)». Этим же постановлением был утвержден устав нового образования, в котором наряду с функциями хозяйствующего субъекта учреждение было наделено правами главного заказчика на территории города и пригородной зоны в сфере обеспечения транспорта и связи, а также единого заказчика на городские и пригородные перевозки.

Нарушает ли принятый нормативный акт антимонопольное законодательство?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: