Признаки государства, отличающие его от родовой организации

1. Разделение населения по административно-территориальным единицам. Исторически первым признаком складывающегося государства стала замена родоплеменной организации населения территориальной1. Последняя была обусловлена принципиально новым характером связи производящего хозяйства, вызванного к жизни неолитической революцией, со своими природными предпосылками, интенсивным развитием обмена и локализацией (в ходе дробления племен и народов) недвижимости, земли и построек как объективных предпосылок общественного производства. По мере того, как углублялись имущественные и социальные различия, территория, на которой осуществлялось производство, выступала уже не столько как предпосылка, сколько как место «действия» общественного труда. Это закономерно порождало вытеснение кровно-родственных связей, мешающих дальнейшему развитию производительной силы труда, производственно-территориальными связями, вытекающими из общности экономических интересов.

2. Публичная власть как признак государства. Второй признак государства связан с учреждением особой публичной власти, которая непосредственно с интересами населения не совпадает. В родоплеменном сообществе существо вала родовая потестарная власть (от лат. Potestas – сила, мощь), сущность которой – жестокое принуждение. Она распространялась только на сородичей и осуществлялась по кровно-родственному признаку, ей подчинялись только члены рода в силу их личной зависимости от коллектива. Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной подвластной территории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, население, «публику», совокупность абстрактных объектов власти (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровно-родственными или национальными узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются даже иностранцы.

3. Налоги и займы. Поскольку лица, образующие особый аппарат политической масти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов, что является третьим признаком государственной организации общества. Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являются средством обеспечения их поведения и деятельности в интересах экономически господствующих социальных групп.

Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Обязанность платить налоги в новой Конституции Российской Федерации (РФ) закреплена как одна из важнейших. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

4. Право как особый регулятор общественных отношений

Важным четвертым признаком государства является выражение воли господствующего класса социальных групп в нормах права и, таким образом, придание этой воле общеобязательного характера.

Родовой строй не только не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова, но и вообще самого деления на права и обязанности. На известной весьма ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права. Соблюдение норм права обеспечивается при необходимости государственным принуждением.

Право стремилось утвердить в жизни:

• справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому многие памятники права так и назывались — «правды»);

• мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права, правосудия зачастую слыли мудрецами);

• реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: