Нормативный правовой акт как источник права, его отличие от иных источников права. Классификация нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт (НПА) – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации – России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Кратко нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. К нормативным правовым актам относятся конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, госкомитетов, решения местных органов власти). Нормативный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях, формой права в силу вполне объективных причин.

Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами:

- во-первых, с их помощью достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной действительности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм;

- во-вторых, усложнение общественной жизни и в Западных демократиях, и на Востоке, рост темпов современного общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права;

- в-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя и имеет особые процедуры принятия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы;

- в-четвертых, нормативные правовые акты систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: