Июля 1914 - 11 ноября 1918

Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в СССР — Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция, иные названия: «октябрьский переворот» [2], «Октябрьское восстание», «большевистский переворот», «Великая российская революция»[3]) — одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики (РСДРП(б)) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частьюменьшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре 1917 года новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого былиВ. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Основные черты[править | править вики-текст]

· бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

· отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

· бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

· поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

Возникновение[править | править вики-текст]

Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово "футуризм", предложив термин "эго-футуризм"; он выпустил в 1911 году сборник "Пролог. Эго-футуризм".

Но до этого уже были «будетляне», первый сборник которых «Садок судей» вышел в 1910 году, примерно тогда же, когда и манифест Маринетти. Летом 1910 года в Санкт-Петербурге, будетляне во главе с Давидом Бурлюком также стали называть себя группой «Гилея».

Членами Гилеи были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 года они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу».[1] Этот манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Расцвет[править | править вики-текст]

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве,Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Окончание периода «бури и натиска»[править | править вики-текст]

Некоторый кризис футуризм уже испытывал к концу 1914 года, после периода «бури и натиска».

"Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена."[2]

Окончание этого периода было связано также и с тем, что в 1913–1914 годах добровольно ушли из жизни несколько поэтов-футуристов. Как например Иван Игнатьев, Надежда Львова, Всеволод Князев (1891-1913),Василий Комаровский (был близок к кругам футуристов), и Богдан Гордеев (Божидар), оба последних осенью 1914 года.[3

8) Исторически женщина в русском сообществе из-за правовых и культурных ограничений не могла существовать вне семьи[3]. Традиционная русская семья была всегда крупной и состояла из трёх поколений, глава семьи — «большак» был самым старшим женатым мужчиной, при этом неженатый мужчина получал более низкий статус. Семейные отношения строились на строгой иерархии: младший подчинялся старшему, женщина — мужчине, дети — родителям[4]. В женской половине семье создавалась также своя иерархия: наивысшим статусом пользовалась жена большака — большуха, однако право голоса в семье имели только мужчины[4]. Если девушка выходила замуж, то переезжала в дом нового мужа и была обязана относится с уважением к его семье. Семья составляла основную клеточку общественного организма, которая также активно продвигалась церковью[4]. До брака девушка обязана была сохранять целомудрие, в противном случае для неё и её семьи это оборачивалось большим позором, осуждением со стороны деревни и впоследствии материальными лишениями семьи. Незаконнорожденные дети, хотя и были крайне редким явлением, оказывались в трудноденежном положении, так как от них отказывались отцы[4]. Церковь толковала замужество женщины, как переход в высшее состояние, перерождение, единение с новым мужем — созданием с ним «одного целого». Главной добродетелью женщины считалось «духовное воспроизводство человека» и «благословенное рождение и воспитание ребёнка», которое она могла главным образом реализовать в кругу своей или новой семьи[4]. Важнейшими качествами женщины считались: скромность, застенчивость, смирение, великодушие, искренность, доброта, сожаление, помощь, терпение, трудолюбие, расторопность, бодрость и религиозность[4]. Одной из главных задач для женщины считалось способность воспитать детей так, чтобы они были благосклонны, терпеливы, трудолюбивы и достойно могли продолжать традиции своей семьи[4]. По данным из летописей, женщины из дворянских семей были наделены достаточно широкими полномочиями[9]. Отмечалось, что женщины-дворянки в средневековье принимали активное участие в управлении княжествами и землями, а по мнению некоторых исследователей, обладали равным юридическим статусом в ряде феодальных республик, таких как Новгород илиПсков[9]. В то же время среди узкого слоя знати практиковалось затворничество женщин[9]. Важную роль в правовом статусе женщины из традиционной русской семьи играли христианские ценности, которые определяли мужчину как главу семейства и опекуна, а женщину как хранительницу семейного очага, в обязанности которой Впервые реформы были проведены в эпоху Петра I, когда практика женского затворничества становится незаконной. Пётр поставил курс на развитие светской направленности среди русского общества, в том числе и женщин. Для этого царь обязывал подданных приводить своих жен и дочерей на устраиваемые им увеселительные ассамблеи[11]. Пётр также впервые вводит в моду женскую одежду из западной Европы с узкой талией, полуоткрытой грудью и спиной, что являлось неприемлемым для русского женского костюма со свободным, закрытым и широким сарафаном[10].

В конце XVIII века всё более популярным становится образ светской женщины, интересующейся литературой и искусством. В это время появляются женщины-писатели, учёные, однако для них это является хобби, а не профессией[11]. В 1714 году в силу вступил закон единичного наследования, который впервые давал право наследовать женщине — старшей дочери земельное имущество, если в семье не было сыновей, остальные же женщины могли делить движимое имущество. Однако этот закон вызывал много споров среди знати; в 1730 году закон был изменён и теперь позволял ровно делить имущество между женщинами при отсутствии мужчин-наследников[21][22]. С другой стороны, практика затворничества среди знати была всё ещё широко распространена среди незамужних девушек, для которых строились специальные здания, где они могли «оставаться чистыми», проводить всё свою молодость, получали домашнее образование и воспитывались быть будущими жёнами[23]. Девушки из более бедных семей были, как правило, более открытыми и начинали работать на семью с раннего возраста. К концу XVII века встретить девушек от 15 до 18 лет было крайне редким явлением[24]. При Петре I средний брачный возраст увеличился главным образом среди знати[25].

В это же время впервые появляются женщины-профессионалы, которые в основном являются гувернантками и артистками, которые имели возможность получать неплохой заработок, а значит и пользоваться независимостью, в основном они происходили из более низкой социальной среды[11]. В государственных театрах такие женщины работали на одинаковых правах и зарабатывали практически так же, как и мужчины-артисты[11]. В этот период времени на сцену вышло множество знаменитых актрис и певиц, которые впоследствии стали жёнами богатых аристократов[11]. Также видные реформы произошли в эпоху правленияЕкатерины II, которая поставила перед собой цель воспитания нового поколения знатных девушек и возрождения «святой нравственности» у них. Для этого создавались закрытые воспитательные заведения, куда девочку отдавали с раннего возраста, там они учили по нескольку языков, арифметику, закон божий, литературу, искусство и прочее[11]. Помимо этого, открывались специальные училища для девочек низшего сословия, которые получали также высокое качество образования и при поддержке государства имели возможность выйти замуж за представителей из знатных семей[11]. В начале XIX века становится модным образ женщины, которой свойственной тонкий романтизм чувств и мыслей. Фёдор Достоевский назвал этот образ национально-художественным типом.[11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: