Вопрос 1. Место кино в современной системе средств массовых коммуникаций, основные виды кинематографа

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация выступает как социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом более широкой общности, то есть общества - социума, активно включается в его жизнь.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через анализ функций, реализуемых СМК: функция информирования, совпадающая с увеличением и (или) изменением состава знаний у представителей аудитории; функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок; функция организации поведения, совпадающая с прекращением, изменением или инсценированием какого-либо действия; функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств; функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории.

Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации - информационная, воспитательная, организации поведения, развлекательная, коммуникации - но специфическим способом. Сущность кинематографа как СМК ярче всего проявляется именно в случае массового фильма. Дело в том, что зрелищно оформленный развлекательный фильм - это доступный каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная из всех функций произведений киноискусства - эстетическая - в данном случае отнюдь не доминирует.

Кинофильмы принято делить на виды: игровые, документальные, учебные, научно-популярные и мультипликационные.

Некоторые исследователи выделяют в отдельный вид научно-исследовательские фильмы. Научно-исследовательские, научно-популярные и учебные кинофильмы часто объединяют в род научного кино. Игровой фильм — показ средствами кино вымышленной ситуации, в основе которой лежит художественное воспроизведение жизненного материала, игровой фильм по жанрам разделяется на кинороман, киноэпопею, киноновеллу, по аналогии с классической драматургией он может быть кинокомедией, кинодрамой, кинотрагедией. Документальный фильм — рассказ о каком-либо событии, съемка которого производится без вмешательства в него. Научно-исследовательский фильм — средство познания явлений природы, кинокамера выступает здесь в качестве исследовательского инструмента для анализа процессов, визуальное наблюдение которых затруднено или невозможно. Учебный фильм, используя выразительные средства кинематографа, знания и методический опыт их автора, позволяет просто, доходчиво и вместе с тем на высоком научном уровне донести до обучаемых сложные вопросы современной науки. Научно-популярный фильм также имеет дело с научными знаниями, но в отличие от учебного и научно-исследовательского кинофильмов его задача — популяризация достижений науки в простой и ясной, доступной для массового зрителя образной форме, независимо от уровня его подготовки. В научно-популярной кинематографии различают жанры: кинолекция, портрет-очерк об ученом, киноновелла, фильм-исследование и научно-публицистический фильм.

Мультипликационные фильмы, (от латин. multipli-catio — умножение) снимают покадрово. Различают плоскостной и объемный виды мультипликации, с их помощью создают игровые, научно-популярные, учебные мультфильмы, мультипликация применяется также в обычных фильмах для получения самопишущихся надписей, комбинированных кадров и т. п.

Вопрос 2. Отраслевая система кинематографии и сопровождающих ее отраслей.

Кинопроизводство представляет собой совокупность предприятий различных форм собственности и индивидуальных лиц, обеспечивающих процесс создания кинофильмов. К ним относятся:

1) киностудии, в виде государственных и негосударственных, коммерческих или некоммерческих предприятий и учреждений, осуществляющих полный кинопроизводственный цикл – от написания сценария до изготовления эталонной копии или экспериментальной партии копий кинопродукта;

2) творческие объединения, обеспечивающие решение творческих задач, необходимых для реализации кинопроекта;

3) предприятия (цеха) материально-технического обеспечения, предоставляющие собственную материально-техническую базу для обеспечения общего процесса производства кинокартины или его отдельных участков;

4) индивидуальные творческие работники и продюсеры.

К элементам, обеспечивающим продвижение кинопродукта, относятся:

1) кинопрокат, представляющий собой совокупность предприятий, обладающих каналами сбыта через кинотеатральный комплекс, телевидение, тиражирование, дубляж и реализацию;

2) кинокопировальные предприятия, осуществляющие конвертацию киноинформации в различные форматы, а также тиражирование конечной копии кинофильма на оптических (киноплёнка), магнитных (магнитные лента и диски), магнитооптических (CD диски) носителях;

3) кинофестивали, выполняющие первичные рекламные функции в процессе выхода и продвижения кинофильма на рынке;

4) кинорынки, представляющие собой инструмент продвижения кинофильма к зрителю в виде отрытой площадки для переговоров между контрагентами;

5) маркетинговые и рекламные субъекты, обеспечивающие разработку рекламной кампании, формирование и реализацию сопутствующих товаров.

Объекты управления, осуществляющие сбыт кинопродукции: кинотеатральная сеть, телевидение, Интернет-ресурсы, лицензионная торговля кинопродукцией, мультимедиатеки.

К сопровождающим отраслям следует отнести следующие производственные комплексы и совокупность предприятий сферы услуг:

1) химическая промышленность, обеспечивающая кинопроизвод-ственный и сбытовой процесс материалами в виде основы носителя информации (киноплёнка, магнитная лента, магнитооптические диски и пр.),

2) приборостроение для киносъёмочной деятельности;

3) оптическое производство, реализующее кинематографической отрасли различные оптические устройства (объективы, визиры, средства анаморфированного изображения и пр.);

4) ПО для создания компьютерной графики монтажа и обработки изображения;

5) строительство, оснащающее кинематографию зданиями и сооружениями;

6) телевидение, осуществляющее продвижение кинопродукта;

7) театры, музыкальные, фотографические, художественные и другие предприятия, обеспечивающие кинопроизводственный процесс кадровыми ресурсами.

К конкурирующим отраслям относятся предприятия культурно-досуговой и информационной направленности:

1)телевидение, предоставляющее ряд конкурентных продуктов в виде телеконтента;

2)зрелищные предприятия, осуществляющие производство спектаклей;

3)прочие культурно-досуговые организации;

4)хозсубъекты сферы информационных технологий, в частности, осуществляющие производство компьютерных игр для PC, сотовых телефонов, игровых приставок, а также цифровые коммуникационные ресурсы (различные Интернет-серверы и сайты, сетевые форумы, ICQ и SMS чаты) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: