Вопрос 21. Периодизация развития отечественного кино: 1986-2000

Условно кино рассматриваемого периода можно разделить на раннеперестроечное (примерно с 1985 по 1987 гг.), позднеперестроечное (1988—1991 гг.) и постперестроечное (1991—1995 гг.). На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Раннеперестроечное кино характеризуется достаточно резкой постановкой проблем, но при этом в фильмах присутствует ощущение предстоящего лучшего будущего, кино как бы намечает противоречия, разрешив которые, можно будет построить нормальное общество, зиждящееся на нормальных идеалах и ценностях равенства, естественной свободы человека и т. д. Также характерно новым взглядом на общечеловеческие проблемы, из-за чего часто современному зрителю непонятно, почему тот или иной фильм стал знаковым или революционным. Примеры фильмов этого периода: «Попутчик», киноальманах «Исключения без правил», «Клад», «Путь к себе», «Забавы молодых».

Позднеперестроечное кино ставит проблемы особенно резко и бескомпромиссно — отсюда изображение наиболее неприглядных сторон жизни общества: наркоманские притоны, детские дома, валютные проститутки, шпана, рэкет и т. д. Растет общая атмосфера тревоги за будущее страны, прежняя парадигма решения наболевших проблем мыслится неприемлемой, СССР предстает местом, непригодным для проживания (напр. «Лох — победитель воды», «Мигранты», «Авария — дочь мента», «Маэстро с ниточкой»).

Переломным моментом стал январский пленум ЦК КПСС 1987 года, на котором перестройка была объявлена направлением развития государства.

В 1990-е годы был расцвет кооперативного кино. Кооперативное кино отличает низкобюджетность, быстрота съёмок, редкий выход на широкий экран (большинство из них благополучно сгинет в сейфах так называемых «спонсоров») Чаще всего кинокооперативы создаются под одну картину или вовсе не занимаются производством фильмов, предпочитая дёшево приобретать пиратские копии зарубежной киновидеопродукции третьего класса. В дальнейшем произошло сращивание кооперативов с прокатными организациями.

Среди жанров преобладают низовые вариации популярных жанров — бульварная мелодрама, комедия, блатной романс, кровавый боевик или же детектив — кинематографисты обращаются к ранее запретным темам и героям (порой доходя в этом стремлении до курьёза — так, в попытках привлечь внимание публики, фильм Ольги Жуковой 1992 «Счастливого рождества в Париже» вышел в прокат под названием «Банда лесбиянок»).

Тематика фильмов, вышедших на экраны в 90-е гг., во многом связана с теми настроениями, которые были в обществе, в том числе, и в среде кинематографистов. «Ларечное кино» - низкобюджетные фильмы, эксплуатировавшие ранее запрещенную тематику, героями фильмов становились бандиты, убийцы, проститутки, продажные менты и т.д. «Маленькая Вера» (1988) Василия Пичула – самое известное кино подобного рода (54,9 млн зрителей). Трилогия «Любить по-русски» Матвеева – пример краудфандинга: на продолжение картины деньги собирались зрителями (продюсеры – Мелькумов и Яцура). Культовыми фильмами стали «Утомленные солнцем» (1994, реж. Михалков, премия «Оскар» за иноязычный фильм), «Особенности национальной охоты» (1995, реж. Рогожкин), «Брат» (1997) Балабанова.

Среди наиболее известных фильмов также:

Мелодрамы: «Ты у меня одна» (1993, реж. Астрахан), «Все будет хорошо» (1995, реж. Астрахан), «Московские каникулы» (1995, реж. Сурикова), «Ретро втроем» (1998, реж. Петр Тодоровский), «Страна глухих» (1998, реж. Валерий Тодоровский)

Фильмы о Чеченской войне: «Кавказский пленник» (1996, реж. Бодров-старший), «Чистилище» (1998, реж. Невзоров), «Блокпост» (1999, реж. Рогожкин)

Комедии: «Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989, реж. Гайдай), «Окно в Париж» (1993, реж. Мамин), «Ширли-Мырли» (1995, реж. Меньшов), «Операция «С Новым годом!» (1996, реж. Рогожкин), «Мама не горюй!» (1997, реж. Пежемский), «Особенности национальной рыбалки» (1998, реж. Рогожкин), «Горько!» (1998, реж. Мамин), «Ландыш серебристый» (2000, реж. Кеосаян), «Механическая сюита» (2000, реж. Месхиев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: